РЕЛИГИЯ И ТРАДИЦИИ: ВОПРОСЫ / ОТВЕТЫ



РГУ «Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии» Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

Вопросов и ответов

Н а актуальные темы в сфере религии

В ыпуск 4

РЕЛИГИЯ И ТРАДИЦИИ

Астана – 201 6


Рекомендовано к изданию Научно-экспертным советом Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

 

. 20 вопросов и ответов на актуальные темы в сфере религии. Выпуск 4 : Религия и традиции / Ред. Е.С.Абдакасов; Сост. А.Әбдірәсілқызы, Ж.Абдраман, А.Адильбаев, Е.Онгаров, М.Исахан, К.Саманбеков. – Астана: Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии, 2016. – 40 с.

В данном издании представлены 20 наиболее актуальных и часто задаваемых вопросов о взаимоотношении религии и традиции, а также ответы на них.

Сборник рекомендован для широкой читательской аудитории, интересующейся религией и духовной культурой казахстанского общества

 

 

 

© Научно-исследовательский и аналитический центр

по вопросам религии, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

 

Вопрос 1.

Когда мы на автобусе проезжали мимо мусульманских могил, я протерла лицо ладонями. Сидящий рядом мужчина повернулся ко мне и сказал, что так делать нельзя. Но я с детства видела, как взрослые, проезжая мимо могил, протирали свои лица, с этим и выросла. Получается это неправильно?............ ............................................................................... ........6

 

Вопрос 2.

Можно ли читать Коран ушедшим в иной мир предкам? Если да, то как правильно возносить молитвы?.......................................... .............. .............7

 

Вопрос 3.

Насколько правильно по шариату приготовление семи лепешек и распространение их среди близких или соседей при испуге, видении плохого сна, либо по поводу радостных вестей с тем, чтобы благодеяние за подобный поступок воздалось предкам?......... ............................ ..... ...... .....1 0

 

Вопрос 4.

В прежние времена надгробные сооружения строились из сырого кирпича. По этому поводу наши предки говорил, что «это правильно, потому что со временем глина смывается дождем и сравняется с землей». Сегодня же все надмогильные сооружения как на подбор одно выше и краше другого, воздвигнуты сплошь из камня и твердых материалов. Скажите, какие есть правила и запреты при сооружении кладбищ?....................................... .. 1 3

 

Вопрос 5.

Недавно узнал о людях, предоставляющих платные услуги по оплакиванию усопшего. Что по этому поводу говорит ислам? Вообще нужны ли такие люди при «жаназе»?.................................... .............................................. ..1 4

 

Вопрос 6.

Можно ли согласиться с мнением, что поклонение святым местам Туркестана относится к малому паломничеству? «Проведи ночь в Арыстанбабе, молись в святилище Ясауи», гласит мудрость народа. Что это могло бы означать?.. .................................................................................. .. 19

Вопрос 7.

Родители в детстве намазывали нам на лоб сажу. Можно ли защититься таким образом от сглаза? Как ислам относится к бусинкам от сглаза, тумарам?....................................................... ............................................... .......2 1

Вопрос 8.

Среди народа распространены поверья относительно «заговаривания», «плевания». Особенно, если ребенок не перестает плакать, либо у него повышается температура, простой люд обращается за помощью к знахарям. Правильно ли так поступать?......................................... . ............2 3

 

Вопрос 9.

В последнее время некоторые люди выступают против проведения таких традиций нашего народа как «беташар», «сәлем салу». Противоречит ли исполнение этих обрядов шариату ?................... ............................................. .2 5

 

Вопрос 10.

В детстве мы часто видели как наши бабушки произносили молитвы, обращаясь к Луне. Одна из них гласит: «Ай көрдік, аман көрдік, бұрынғыдай заман көрдік, жаңа айда жарылқа, ескі айда есірке». Что скрывают в себе подобные поверья?.......................... ................................................................. ...2 6

 

Вопрос 11.

Решили пожениться. Взрослые сказали, что нужно совершить обряд очищения окуриванием (огнем), подливания масла в огонь. Что сказано в шариате по этому поводу?................................................. .......................... ..2 7

 

Вопрос 12.

Я хотел совершить Коран хатым для дедушки, несколько лет тому назад ушедшему из жизни. Как можно узнать, правильно ли совершается Коран хатым и кто этим занимается?.............. ............................................ ..........3 0

 

Вопрос 13

На поминках умершего собравшимся на похоронах раздаются куски материи, одежда умершего. Не противоречит ли это шариату? Вообще, что говорится в исламе по поводу приготовления пищи в доме, где умер один из членов семьи?............................................. .................................................. ......3 0

 

Вопрос 14.

Хотел жениться. Но выбранная мной невеста оказалась из одного рода, что и я. Родители против брака. Но мусульмане говорят, что «в исламе разрешается брак между мужчиной и женщиной, если они не рождены от одной матери, или так называемые «не молочные родственники». Что делать? ........................................................... ............................................. ... .3 2

 

Вопрос 15.

Моя дочь стала уже взрослой. Несмотря на то, что близкие ее друзья не читают намаз, она не перестает молиться Аллаху. Недавно приезжали сваты. Но их дети не совершают намаз. Мы не хотим, чтобы наша дочь выходила замуж за человека, который не читает намаз. Скажите, разрешается ли моей дочери выходить замуж за такого парня?................ . .3 3

 

Вопрос 16.

Как только начинают читать Коран взрослые прячут ножи. Есть ли в исламе по этому поводу определенная фетва?............... ................ ................3 3

Вопрос 17.

В пятницу ходим в мечеть читать Коран, вознося молитвы по усопшим предкам. При этом даем деньги мулле, совершившему чтение Корана. В начале, смотря как это делают другие, отдавал деньги, не придавая этому особого значения. Сейчас начал задумываться над своим поступком, правильно ли я делаю? Скажите, как к этому относится ислам?...... ........ 3 4

 

Вопрос 18.

Каждый год 31 мая мы отдаем дань памяти жертвам политических репрессий. В 30-е годы прошлого столетия треть казахского народа, а также представители национальной интеллигенции пали жертвами большого террора. Исходя из этого можно ли их назвать шахидами? ........ . 3 5

 

Вопрос 19

Кое-кто говорит, что Маулид в исламскую культуру внесли тюрки. Действительно ли это так? Праздновали ли Маулид казахи ?....... ............... .. 37

 

Вопрос 20

Правильно ли утверждать, что «казахская культура – традиционное религиозное познание казахского народа»? Можно ли рассматривать культуру и религиозное познание как единое целое?.................................... 38

Сведения об авторах.................................................................... .............. ........ 39

РЕЛИГИЯ И ТРАДИЦИИ: ВОПРОСЫ / ОТВЕТЫ

                                                                                                             

Когда мы на автобусе проезжали мимо мусульманских могил, я протерла лицо ладонями. Сидящий рядом мужчина повернулся ко мне и сказал, что так делать нельзя. Но я с детства видела, как взрослые, проезжая мимо могил, протирали свои лица, с этим и выросла. Получается это неправильно?

По исламу специальное посещение могил является рекомендуемым, одобряемым деянием (мандуб). Пророк Мухаммад (с.а.в.) в одном из хадисов сказал: «Посещайте могилы. Воистину, они напоминают вам о загробной жизни». Кроме этого, могилы посещают чтобы прочитать Коран и помолиться (дуа) за умерших, а также просить у Всевышнего Аллаха облагодетельствовать их. Кроме чтения Корана, можно делать дуа за умерших, просить Аллаха простить их, а также совершать от имени умерших благие деяния. Ведь, согласно хадисам нашего Пророка и книгам ученых – муджтаһидов четырех мазхабов, мусульманин также может совершать добрые деяния с намерением «исале-саваб», т.е. прося Аллаха передать вознаграждение умершим.

Во время посещений кладбища «Бакиг» наш Пророк (с.а.в.) говорил: «Ассаламу алейкум, о верующие! Мы тоже по воле Аллаха присоединимся к вам. Я прошу у Аллаха для себя и для вас прощения». Также он завещал мусульманам говорить эти слова при посещении могил. Согласно этому завещанию, на кладбищах наш народ оставлял своего рода послания от умерших к живым: «Мы были такими же, как вы, вы тоже станете как мы» или «В прошлом мы были такими же, как вы, в конце вы тоже станете как мы» («Біз де сіздей болғанбыз, сіз де біздей боларсыз»; «Біз де сіздей болғанбыз баяғыда, сіз де біздей боларсыз аяғында»).

Проезжая мимо могил, вспомнить на миг о смерти, остановиться если есть возможность, прочитать Коран и сделать дуа за умерших, наподобие «Пусть Аллах введет его в рай» или «Пусть земля будет для него пухом и вера (иман) его будет принята» и протирать лицо после дуа, все это – является адабами (нормами поведения), возникшими при посещении кладбищ. Это не противоречит шариату. Наоборот, в этом есть назидание и поучение.

В хадисах относительно посещения могил говорится о том, что мертвые знают, слышат слова тех, кто посещает их, испытывают трудности, когда совершаются запретные поступки. Поэтому в хадисах чаще упоминается, что посещающие кладбище должны соблюдать адабы кладбища, т.е. не допускать нежелательных действий. В их числе: громкое приветствие умершим; не сидеть и не прислоняться на могилах; не наступать на могилы; если нет другого пути добраться до определённого места на кладбище, кроме как наступая на чьи-то могилы, в таких случаях читать Коран или тасбих, тахлиль, такбир, истигфар или дуа за умерших.

Также есть хадисы о том, что надо вести себя осторожно когда омывают покойника, заворачивают его в саван, поднимают его, во время джаназа-намаза и опускают его в могилу. «Если кто-либо проходя мимо могилы произнесет такбир, то покойник скажет: «Хоть бы он прошел мимо моей могилы еще раз». Кроме этого в некоторых хадисах передается, что если потомки умершего человека будут изучать Коран, заучивать суры и совершать благие деяния, то это облегчит могильные муки покойника.

Наши предки с трепетным уважением относились к каждому адабу при посещении могил, которые были завещаны Пророком (с.а.в.). В любом случае, они не проходили бессмысленно или в спешке мимо кладбища, если знали, то читали Коран, в крайнем случае протирали лица и проходили со словами «пусть Всевышний примет наши дуа об умерших» («тие берсін»). Наша религия не отрицает, что протирание лица после дуа, является сунной нашего Пророка (с.а.в.) и относится к адабам дуа. Следовательно, в каждом из адабов посещения кладбищ, которые придерживается наш народ, есть ценные установки, завещанные Пророком (с.а.в.).

А.Абдрасилкызы

 

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!