Можно ли читать Коран ушедшим в иной мир предкам? Если да, то как правильно возносить молитвы?



Многие исламские ученые в своих трудах неоднократно доказывали правильность чтения Корана с целью посвящения воздаяния (сауаб) усопшему, а также то, что чтение Корана никак не противоречит нормам шариата, напротив, является благим деянием, за совершение которого обретается воздаяние.

У Пророка (с.а.в.) есть хадис: «Читайте умершим суру «Йасин». До наших дней дошли сказания о том, что сподвижник Пророка (с.а.в.) Абдуллах ибн Омар читал на могиле покойного родственника аяты суры «Бакара». В сахих хадисах, дошедших до наших дней со времен Пророка говорится о том, что покойный будет наделен божьей милостью, получит воздаяние если его родственники совершат от его имени такие богоугодные дела, как исполнение обязанности по соблюдению тех дней поста покойного, которые он не держал, совершение от его имени поездки в Хадж (паломничество), а также совершение от имени покойного подаяний. Учитывая это, ученые сошлись во мнении о том, что за чтение Корана, которое посвящается умершему, умерший также получает воздаяние. У Пророка (с.а.в.) спросили: «О Посланник Аллаха, скажи, смогу ли я оказать почтение моим родителям после их смерти?». Тогда Пророк (с.а.в.) ответил ему: «Да, сможешь оказать им почтение, если будешь посвящать им молитвы, если будешь просить у Аллаха прощения их ошибок и прегрешений, будешь исполнять данные ими обещания, а также если не будешь прерывать связь с их родственниками и если будешь уважать их друзей». Вместе с тем, в исламе имеется понятие «непрерывное благодеяние». Данное понятие основывается на хадисе Пророка (с.а.в.) о том, что «Когда человек умирает, его добрые дела прекращаются, за исключением трех: непрекращающаяся благотворительность (садака-джария), распространение знаний по религии и праведное потомство, которое будет молиться за него». Есть еще один хадис, который дополняет вышесказанное: «Добрыми делами, (награда за) которые будет достигать верующего после его смерти являются: знание, которое он получал, а затем распространял; праведный сын, которого он оставляет после себя; копия Корана, которую он оставляет в наследство; мечеть, что он построил; дом, который он построил для путников; колодец, который он выкопал; или милостыня, что он дал при жизни, когда он был в добром здравии. Награда за эти дела дойдет до него и после его смерти».

Ссылаясь на вышеприведенные хадисы, ученые всех четырех мазхабов в своих трудах писали о том, что умерший человек получает воздаяние не только когда читается Коран с целью посвящения воздаяния ему, но также когда умершему посвящаются молитвы (в основном родными умершего), за него просят прощение у Аллаха, а также когда во имя умершего совершаются любые благие дела. Вместе с тем, исламские ученые не поддерживали чтение Корана за определенную оплату, они считали, что «не будет засчитываться чтение Корана за деньги». Исламские ученые сформировали свое мнение таким образом: «По возможности необходимо, чтобы Коран читали сами родственники умершего. Если же Коран читается другим человеком (обычно имамом мечети), нельзя платить за услугу чтения Корана, деньги за чтение Корана можно подавать только в виде садака (милостыни)».

Известно, что по казахским обычаям особое внимание уделяется посвящению Корана умершему. Это является проявлением совпадения положений религии и традиций в казахском менталитете. Одной из благих традиций, сохранившихся до наших дней со времен древних гуннов и саков является поминание умерших и организация поминок в честь годовщины со дня их смерти. Нижеприведенное событие, описанное в древневековых греческих источниках культуры и письменности, характеризует внутреннее содержание этой традиции. Эллинский (греческий) мыслитель Мнесип задал известному сакскому мудрецу, лекарю Токсариду (VII-VI в.в. до нашей эры) такой вопрос: «Вы даете поминальные обеды во имя умерших предков. Значит, Вы им поклоняетесь?». На этот вопрос Токсарид ответил так: «Мы не поклоняемся душам наших предков. Посредством проведения поминальных обедов мы вспоминаем их, ставим их в пример живым, таким образом, воспитываем молодое поколение и воодушевляем живых, поминая добрые дела умерших». Данная духовная традиция, дошедшая до наших дней в неизменном виде со времен гуннов и саков была продолжена и во времена тюркского каганата. Тюрки, принявшие ислам, традицию посвящения в честь умерших родственников поминальных обедов дополнили чтением Корана с целью посвящения воздаяния за это усопшему.

Культура захоронений и правила установки надгробных сооружений, особо почитаемые кочевыми жителями степи также являются проявлением сочетания исламской религии и национальных традиций. Когда гармонично сочетается религия и традиции, религия развивается, традиция обогащается, а нация, особо чувствуя дух религии, воспринимает ее в качестве своеобразной ценности жизни. Опираясь на сведения, приведенные в источнике средневековых данных – летопись «Тәзкире-и Бұғрахан», можно сказать о том, что проведение поминальных обедов, а также чтение Корана во имя умерших началось уже с периода, когда ислам на территории Тюркского каганата только начинал распространяться. В этой летописи, повествующей о духовной истории Караханидского государства, повествуется о том, что «в четверг были приготовлены угощения и напитки. Мусульманам было предложено отведать поминальное угощение. Поминая умершего был прочитан Коран, воздаяние от которого посвящено умершим шахидам». «В честь шахидов был организован и проведен поминальный обед для мусульман. Был прочитан Коран. После этого был избран смотритель при святых местах. Ходжа Факих Айуб был посвящен в сан великого шейха и проведен поминальный обед по случаю сорокового дня с момента смерти умершего. Затем было сказано: «Читайте молитвы во имя святейшего падишаха Али Арслан газы – борца за мусульманскую веру, во имя всех шахидов, восхваляйте Аллаха». Если подойти к этому процессу организации и проведения поминальных обедов в честь усопших с точки зрения познавательного интереса, можно заметить, что почитание памяти умерших заложено в крови казахов и берет начало еще с древних времен. Кроме того, почитание памяти умерших родственников гармонично сочетается с адабами уважения родителей в исламе. Во многих хадисах говорится о том, что почитание родителей – самый верный путь обретения милости Аллаха. А почитание не только родителей, являющихся для человека самыми дорогими, самыми близкими после Аллаха, но также почитание всех предков по семи восходящим звеньям, то есть не только живых старших родственников, но также почитание памяти тех умерших родственников, кто давно уже покинул этот мир и посвящение им молитв свидетельствует о глубине и силе веры и чувства уважения у казахов.

В этой связи необходимо учитывать еще один факт. Исполнение своего духовного долга перед умершим родственником, посредством чего обретается душевный покой является большим поучительным уроком для людей. Совершивший подобные деяния человек чист перед своей совестью. То, что не может уравновесить живой человек уравновешивает исполненный долг перед умершими. В каждом из следующих деяний: чтение Корана во имя умершего, раздача милостыни, поминание благих дел умершего с восторгом, оказание помощи оставшимся в живых родственникам умершего содержится глубокий смысл, являющийся определяющим фактором веры человека, благодаря которому человек задумывается о совершаемых им деяниях, покаивается, а также вспоминает Бога в мирских делах. Чувства долга и обязанности, сближающие брата с братом, родного человека с другим родственником проявляются не только в общении людей в повседневной жизни, полной беспокойства и сомнений, но и во время мероприятий, проводимых с целью поминания умершего, находящегося в безмолвном царстве потустороннего мира. Поэтому необходимо отметить о том, что распространенная на сегодняшний день традиция посещения не столько торжественных свадеб и пиршеств, сколько мероприятий прощания с умершим либо организация и проведение поминальных обедов является более насыщенным проявлением духовных ценностей, свойственных казахскому менталитету.

А.Абдирасилкызы

Насколько правильно по шариату приготовление семи лепешек и распространение их среди близких или соседей при испуге, видении плохого сна, либо по поводу радостных вестей с тем, чтобы благодеяние за подобный поступок воздалось предкам?

 

В религиозном учении, основателем которого является имам Агзам Абу Ханифа, которому на сегодняшний день следует как подавляющее большинство мусульман всего мира, так и мусульмане Казахстана, особое внимание уделяется традициям и обычаям местных народов, принявших ислам. В ханафитском мазхабе народные традиции считаются одними из основ составления фетв, то-есть являются основой формирования определенного религиозного правила поведения, вердикта. Если определенная ситуация, не урегулированная в вердиктах Корана, хадисах, фетвах исламских ученых регулируется традициями и обычаями местных жителей, тогда подобная традиция воспринимается как фетва. Также не ставится никаких ограничений относительно применения определенных обычаев, если они не противоречат нормам шариата и широко применяются в народе.

Традиция поминания умерших посредством приготовления жаренных лепешек свойственна многим тюркским народам. Свойственные бытовому укладу наших предков – казахов мероприятия по организации и проведению в честь умерших родственников поминальных обедов, приглашение гостей по определенным памятным датам – традиция, дошедшая до наших дней с древних времен. Со времен принятия ислама стало традицией почитание таких дней недели, как четверг, пятница, а также традиция «иіс шығару» - выпечка лепешек в количестве семи штук и более, раздача их соседям или знакомым, передача в мечеть, а также «освящение» лепешек чтением Корана. У наших соседей – узбекского народа традиция «иіс шығару» проявляется в приготовлении в узбекских семьях национального узбекского блюда – плова, а затем угощении им членов своей семьи после прочтения Корана в семейном кругу. Каждое действие характеризуется в соответствии с намерениями его совершения. Основной же целью вышеуказанной традиции является чтение Корана с целью посвящения воздаяния умершим родственникам.

Известно, что особое значение в исламе по нормам шариата уделяется милостыне. Милостыня – это не только материальная помощь нуждающимся людям. Каждое благое дело, доброе слово, а также призыв к одобряемому и запрет порицаемого – это тоже виды милостыни, оказываемой людям. Среди казахов наиболее распространенным видом милостыни является организация застолья за дастарханом, проведение поминальных обедов в честь умерших родственников или раздача специально изготовленных семи лепешек. Коран читается при этом как до, так и после проведения поминального обеда. Известно, что при этом как человек, раздающий испеченные лепешки, так и человек, получающий эти лепешки читает Коран, посвящая памяти умерших. Поэтому данная традиция является непосредственно связанной с исламом. Вместе с тем для казахов дастархан (застолье) и поминальные обеды – почитаемые понятия, способствующие близкому общению людей, в основном родственников, тем самым они служат основой единства и согласия. Очевидно, что с этой точки зрения подобная благая традиция, не противоречащая нормам шариата, призывает мусульман к единству, совершению богоугодных дел и обретению воздаяния, и именно поэтому, ислам только приветствует распространение подобных традиций. Есть хадис Пророка (с.а.в.) о том, что «считающееся благим с точки зрения мусульман Аллах тоже признает благим деянием». Ученые ислама относительно национальных традиций говорили, что «по нормам шариата отводится особое место традициям и обычаям», «явление, ставшее обычаем или традицией превращается в обязательное для исполнение действие», «действия, совершение которых уподобляется традициям и обычаям подобно действию, к совершению которого призывает насс (то-есть аяты и хадисы)».

Относительно отношения к сновидениям имеется такой хадис Пророка (с.а.в.): «Сны бывают трех видов. Первый вид снов – истинные сны. Это сны, предвещающие какое-либо радостное событие. Второй вид снов – сны, в которых шайтан напускает на человека беспокойство и грусть. Третий вид снов – это такие сны, которые порождаются на основании тех вещей, о которых думал человек в бодрствующем состоянии. Если кто-либо увидел неприятный сон, пусть немедленно встанет и читает намаз. И пусть никому не рассказывает о таком сне». Также Пророк (с.а.в.) говорил своим сподвижникам: «Если кто-нибудь увидет сон, пусть расскажет мне о нем. Я истолкую вам его».

После утреннего намаза Пророк (с.а.в.) спросил у народа: «Кому из вас сегодня снились сны?». Все это свидетельствует о том, что сны имеют определенный смысл. Сон – это один из таинств Аллаха. Не случайно в Коране приведены истории о том, что пророк Юсуф видел вещие сны, а также о том, что он истолковал сон египетского короля и впоследствии толкование его совпало с действительностью. В соответствии с казахским менталитетом наш народ считает, что «сон подобен расплавленныму свинцу. Как мы его истолковываем, так оно и сбудется». Увиденные сны истолковываются про себя к лучшему или же, если не понятен смысл, обращаются к мудрому, уважаемому человеку с чистыми помыслами с просьбой истолковать тот или иной сон.

В мировоззрении казахов особое значение придается толкованию снов. Одним из основных мотивов многих казахских народных легенд и сказок, жыров и дастанов являются сновидения. Часто мотив сновидений превращается в основной стержень произведения, в судьбу главного героя. Сохранилось множество легенд, поучительных рассказов о том, как ханы, возглавлявшие народ, батыры, руководившие многочисленными отрядами, мудрые ораторы нашего народа видели вещие сны и старались их истолковать. Произведения устного народного творчества тех лет являются сегодня доказательством того, что в казахской степи снам придавали особое значение.

Как можно судить по содержанию хадисов Пророка (с.а.в.), далеко не каждый сон бывает содержательным, вещим. Небезосновательным являются сделанные в наши дни предположения ученых о том, что сны являются «представлениями мыслей, о которых человек думал днем» или о том, что сны – это «продолжение неоконченной мысли». Но все же, как указано выше, учитывая особенность, свойственную национальному мировоззрению нашего народа, который практически в каждом явлении видит сокровенный божественный смысл, можно сказать, что казахи никогда не относились к своим снам равнодушно. Поэтому, увидев хороший сон люди как правило верят в его хорошее предзнаменование, а если видят плохой сон, то стараются предостеречься, испечь семь лепешек, раздать милостыню, предотвращая и не допуская неприятное событие и читают Коран. Несомненно, подобные действия основаны на следующих высказываниях Пророка (с.а.в.): «Предотвращайте трудности посредством подаяния милостыни», «Милостыня предотвращает семьдесят видов различных неприятностей и напастей», «Кусочек хлеба, поданный в виде милостыни перед Аллахом увеличивается во много раз и становится подобной горе Ухуд», «Если мусульманин подает милостыню во имя своих родителей, божья милость от совершения подобного деяния будет направлена как его родителям, так и ему самому», «Увеличивайте уготовленное вам имущество посредством раздачи милостыни». Каждому известно, что приготовление жареных лепешек и раздача милостыни не совершаются с плохими намерениями, не противоречат нормам шариата и не порождают никаких неприятных последствий. Вместе с тем, при оценке подобных действий необходимо помнить о том, что в исламе не ограничивается ни одно действие, в том числе традиции, обряды и обычаи, не являющиеся запрещенными по шариату.

А. Абдрасилкызы

В прежние времена надгробные сооружения строились из сырого кирпича. По этому поводу наши предки говорил, что «это правильно, потому что со временем глина смывается дождем и сравняется с землей». Сегодня же все надмогильные сооружения как на подбор одно выше и краше другого, воздвигнуты сплошь из камня и твердых материалов. Скажите, какие есть правила и запреты при сооружении кладбищ?

 

В первую очередь, могилу ограждают для того, чтобы обозначить ее границы, во-вторых, предотвратить ее порчу, в-третьих, уберечь тело погибшего от зверей, а также порчи скотом. В отношении строительства надгробных сооружений в исламе существуют немало фетв. Сторонники различных мазхабов по своему дают толкование данному вопросу. Одни говорят, что «разрешается ограждать лишь одинокие могилы, но нельзя строить в больших кладбищах», другие же утверждают о возможности строительства мавзолеев над каждой могилой. Если некоторые ученые согласны с тем, что возведение над могилами известных религиозных личностей больших надгробных сооружений с куполами считается назиданием для живых, то другие, категорически выступают против подобного действия, предупреждая, что это является расточительством и приведет к ослаблению веры. И у каждого есть свои доводы и обоснования.

Строительство надгробных сооружений началось еще в первые годы исламской истории. Над многими могилами известных религиозных деятелей возводились мавзолеи. Величественные надгробия избранных сахабов (сподвижников) Пророка на кладбище «Жаннатул Баки» в городе Медина хранились вплоть до второй половины ХІХ века, то есть до появления ваххабитской идеологии.

Фетва ученых ханафитского мазхаба, разрешает воздвигать ограду высотой, превышающей уровень пупка человека, а также ставить пометки и надписи. Что же касается высотного сооружения, ханафитские ученые относят его к разряду «тахриман макруһ» (неодобряемый поступок, близкий к хараму).

Культура возведения надгробий нашего народа, формировавшаяся на протяжений долгих столетий, показывает, что наши предки не нарушали вышеуказанные правила. Народ строил возвышенные здания лишь над могилами известных религиозных мыслителей, в то время как захоронения прославленных лидеров и знаменитых мастеров красноречия ограждались ничем не примечательными купольными сооружениями. Для того, чтобы предотвратить могилы от затоптываний, большинство захоронений строятся в виде заборов, огражденных с четырех сторон. И сейчас благоразумные наши сограждане предпочитают ограждать могилы своих близких подобным способом. Воздвижение надгробья простых людей из простого кирпича-сырца тоже имеет свою необходимость. С течением времени кости умершего сгинут и вместе с тем кирпичи надгробья превратятся в пыль и обернутся в землю, и это не нанесет особого вреда.

Но, как говорится, «Заманына қарай – амалы» (в буквальном смысле: «Какое время – такие и поступки»), сейчас стало широко употребляться ограждение могилы железными заборами и возведение надгробных плит. Если не выходит за рамки приличия, то это тоже не противоречит культуре захоронения.

К сожалению, некоторые граждане не соблюдают сформированные веками кладбищенские правила и культуру захоронения. Для них построить над могилой предка роскошный мазар – принцип личного достоинства, бахвальства. Но это не является какой-то непоправимой ситуацией, и с помощью наставлений старейшин, а также назиданий имамов со временем все эти отношения можно привести в соответствие с традициями.

 

А.Абдирасилкызы

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!