Я хотел совершить Коран хатым для дедушки, несколько лет тому назад ушедшему из жизни. Как можно узнать, правильно ли совершается Коран хатым и кто этим занимается?



 

Смысловое и терминологическое значение слова «хатым» - «окончить», «завершить». Значение словосочетания «Құран хатым» - прочитать Коран от начала до конца. Чтение Корана признается проявлением покорности Всевышнему. В хадисах сказано о том, что какой бы аят ни читался, читающему человеку полагается воздаяние за совершение богоугодного дела. В одном из хадисов Пророка (с.а.в.) говорится о том, что «Если кто прочитает хотя бы одну букву из книги Аллаха (Корана), ему приписывается одно воздаяние». А каждое воздаяние будет увеличено ему в десять раз. Я не говорю о том, что алиф, лям, мим – все это считается одной буквой, алиф – это отдельная буква, лям – отдельная буква, мим – тоже отдельная буква (И за каждую букву приписывается отдельное воздаяние» (Тирмизи, Сунан). То есть, чтение Корана относится к таким же видам покорности Всевышнему, как и чтение намаза и соблюдение поста ораза.

А воздаянию, которым наделяется человек за совершение деяний, выражающих покорность Всевышнему, можно посвящать душам умерших родственников (людей). Исламские ученые единодушно подтверждали тот факт, что воздаянием будут наделены души умерших родственников, во имя которых был прочитаны те или иные аяты и суры Корана. Чтение Корана и посвящение божьей милости за совершение такого богоугодного дела душам умерших родственников является благородным действием, вызывающим одобрение. Любой мусульманин, который может правильно читать Коран может совершить «хатым». В исламе нет вердикта о том, что Коран должен читать только работающий в мечети духовный служитель. Коран должен уметь читать любой мусульманин. Если же человек сам не умеет читать Коран, то можно доверить это ответственное дело сотрудникам мечети, почитаемым старцам, ученикам медресе, которые научились правильно читать Коран или же другим надежным лицам, обладающим религиозной грамотностью; в таком случае действие «хатым» будет совершено правильно.

 

А.Адильбаев

На поминках умершего собравшимся на похоронах раздаются куски материи, одежда умершего. Не противоречит ли это шариату? Вообще, что говорится в исламе по поводу приготовления пищи в доме, где умер один из членов семьи?

 

Раздавать куски материи собравшимся на похоронах, одежду умершего – это обычаи и традиции прочно вошедшие в обиход казахского народа. Известно, что все это делается в качестве подаяний в память об умершем человеке. В соответствии с нормами ислама можно раздавать милостыню от имени умершего человека и воздаяние за это действие будет направлена умершему. Однажды один человек пришел к Пророку (с.а.в.) и спросил: «У меня скончался отец. У него осталось имущество. Он не завещал свое имущество никому. Если я подам от его имени милостыню, будут ли прощены ему его прегрешения?». Тогда Пророк (с.а.в.) ответил: «Да, будут прощены» (Муслим, «Сахих»). В этом хадисе говорится о том, что когда милостыня подается во имя умершего, воздаяние за совершение данного действия будет направлена покойному. В отношении этого Ахмад ибн Ханбал сказал: «Воздаянием будет наделен покойник за совершение всех благих дел, а также принесение в жертву в память об умершем. Так как об этом имеются соответствующие хадисы» (Сайд Сабик, «Фикхус-сунна»). Ученые фикха говорят о том, что воздаяние за принесение пожертвований будет направлена умершим. Поэтому если раздача кусков материи, одежды умершего будет производиться с целью принесения подаяния (раздачи милостыни) воздаяние за совершение таких благих дел будет направлена умершему. Когда вышеуказанные действия будут совершаться с намерением совершить подаяние, оказания милостыни, то это не противоречит нормам шариата, напротив, совершение таких действий приветствуется. Однако, данные действия не обязательны для исполнения теми, кто по своему материальному положению не в состоянии совершить подобные деяния.

Что же касается приготовления еды в доме, где случился траур, то в соответствии с исламскими нормами это не обязательно, напротив, желательно, чтобы родственники и соседи, пришедшие выразить соболезнование по возможности, приносили с собой еду.Когда скончался сподвижник Пророка Жагфар, Пророк (с.а.в.) сказал окружающим: «Приготовьте домочадцам сподвижника еду, так как у них дома горе» (Абу Даууд, «Сунан»). Однако нет ничего предосудительного в том, чтобы накормить людей, приехавших издалека. Об этом Жарир ибн Абдуллах говорил: «Если надо будет приготовить еду, то можно приготовить. Так как в дом, где случился траур люди приезжают из соседних аулов, из далеко расположенной местности; они едут выразить соболезнование и участвовать в отпевании умершего перед погребением. Если они захотят остаться в доме умершего, тогда можно приготовить еду и накормить приезжих» («Уахбазут-Зухайли», «аль-Фикхул-исламии»).

Однако в настоящее время становится распространенной традиция, в соответствии с которой в домах, где случился траур стараются накрывать пышные дастарханы, которые обычно накрываются по поводу определенных тожественных случаев по принципу: «чтобы не опозориться перед другими», «чтобы люди нас не обсмеяли». Семья, в которой случился траур и которое постигло невосполнимое горе несут большие затраты, а некоторые и вовсе занимают в долг значительные суммы денег с одной лишь целью – накрыть пышный дастархан, тем самым усугубляя свое бедственное положение. Конечно, это не приветствуется и с точки зрения религии. Поэтому аксакалам и имамам нужно разъяснять людям как желательно вести себя в таких случаях. Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) должно разработать в отношении данной ситуации специальные фетвы и всемерно проводить работу по разъяснению указанных фетв среди населения.

 

А.Адильбаев

Хотел жениться. Но выбранная мной невеста оказалась из одного рода, что и я. Родители против брака. Но мусульмане говорят, что «в исламе разрешается брак между мужчиной и женщиной, если они не рождены от одной матери, или так называемые «не молочные родственники». Что делать?

 

Мусульманское право запрещает брак в следующих случаях: «Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших чресл. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах…» (Сура «Ан-Ниса», аяты 22-23).

Эти вердикты Всемогущего, без сомнения, были в ту пору новизной для человечества, поскольку до ислама среди арабов и нескольких других племен существовали браки с близкими родственниками. Что касается экзогамии среди казахов, запрещающей сватовство между близкими родственниками до семи колен, то эта традиция не имела противоречия с религией. Поистине, Пророк наш Мухаммед (с.а.в.) свою дочь Фатиму отдал замуж за Али (р.а.), который приходился ему двоюродным братом. Поэтому, из-за этого некоторые говорят, что «жеті атаға дейін қыз алыспау», то есть казахская традиция о недопущении брака до семи колен, идет вразрез исламу. Противопоставлять религиозный вердикт и традицию вовсе не правильно. Потому что, в той же суре «Ан-Ниса» была обозначена крайняя черта, запрещающая брак между мусульманами. Но тем не менее мы не говорим, что те запреты, основанные на традиции, но не вошедшие в число вышеуказанных крайностей, противоречат религии.

Согласно одному из семи источников вынесения вердикта-фетвы в ханафитском мазхабе «урфу», если традиционные устои не противоречат основам религии, то в таком случае общественные отношения разрешается регулировать с помощью традиционных ценностей. Одним словом, к традиции о недопущении брачных отношений до семи колен следует отнестись как к правилу, которое укреплят запрет на брачные отношения между близкими родственниками, указанный в шариате.

М.Исахан

Моя дочь стала уже взрослой. Несмотря на то, что близкие ее друзья не читают намаз, она не перестает молиться Аллаху. Недавно приезжали сваты. Но их дети не совершают намаз. Мы не хотим, чтобы наша дочь выходила замуж за человека, который не читает намаз. Разрешается ли моей дочери выходить замуж за такого парня?

 

Супружество – это сунна Посланника Аллаха (с.а.в.). Иногда при необходимости брак может быть ваджибом и фарзом. Что касается замужества с человеком, который не совершает молитвы в намазе, это, конечно, вопрос сложный. Читать намаз – это обязанность каждого мусульманина (ки), достигшего (ей) зрелого возраста. То, что намаз считается фарзом, доказано аятами, хадисами, а также ижмой. И отрицать это равно отлучению из религии. Однако одного лишь признания намаза также недостаточно. Признающий намаз обязан его совершать. Коран предупреждает о тяжести расплаты за не соблюдение обязательств чтения намаза: «В райских садах они будут спрашивать у грешников: «Что привело вас в Преисподнюю?» Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз» (сура «Аль-Муддасир», аяты 40-43). Также Посланник Аллаха говорил: «Не будет помощи Аллаха и Пророка тому, кто оставил намаз преднамеренно» (Бухари, «Мауакит», 15, 34; Насаи, «Салат», 15).

Следовательно, чтение мусульманином намаза 5 раз в день считается неотъемлемой частью его вероисповедания. Однако, в ханафитском мазхабе вера и деяние рассматриваются раздельно, поэтому если мусульманин не совершает намаз, то его нельзя причислять к кафирам. Если будущий жених не совершает молитвы, но внутренне верен калиме шахадату, то его нельзя называть безбожником. Прежде чем отказать в замужестве дочери, думая, что «нельзя соединять сердца верующей девушки с неверующим парнем», нужно дать молодому человеку возможность компенсировать свой духовный недостаток в будущем.

 

М.Исахан


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 1428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!