Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.



Учитель приветствует учащихся, стимулирует создание позитивного эмоционального настроя, предлагая ученикам пожать друг другу руки, улыбнуться и показать написанные на листочках добрые пожелания друг другу. Ученики выполняют предложенные действия.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель приглашает учеников показать заранее подготовленную мини-инсценировку с сюжетом подготовки к завоевательной войне правителя одного из государств Древнего Востока. Группа учеников показывает действие.

Учитель благодарит учеников и организует игровое задание «Ассоциации».  

Учитель: С чем, по вашему мнению, связано слово «война»? (например, «с кровопролитием», «с грабежами», «с захватом рабов», «с разрушением памятников культуры», «война – это зло»).

Учитель: Вы немало слышали и читали о войнах, просмотрели мини-сценку, а теперь скажите: когда (почему) происходит война?» (например, «когда люди хотят завладеть чужими богатствами», «возвеличить себя» или «когда защищают Отечество, своих родных и близких»).

Учитель ставит перед учащимися учебную проблему: «А как христианство относится к войне?» («плохо», «война – зло, страшный грех»).

Учитель: Правильно, Христос призывал: «Любите всех, даже врагов». Война – это зло. Но всякая ли война не одобряется Христом и его последователями? Не получает благословления христианской Церкви (общины)? («всякая», «нет, не любая») Большинство учащихся испытывает затруднение, неуверенность.

Выявление места и причины затруднения.

Учитель показывает ученикам короткий видеофрагмент о жизни Сергия Радонежского.Ученикисмотрят отрывок из фильма и отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Почему священник благословил князя Дмитрия Донского на войну с монголо-татарами? Не противоречит ли это словам Христа «Возлюбите врагов своих»? (Возможные ответы учащихся: «Сергий Радонежский нарушил волю Христа – христиане не должны браться за оружие», «Война, которую вел русский народ, была особая, в защиту Родины, и поэтому получила благословление: защита Родины – святой долг христианина»).

Учитель: Итак, война, в которой участвовал Дмитрий Донской – в защиту Родины от врагов. Война войне рознь. Есть войны ради наживы, установления власти над слабыми народами, истребления других людей, но есть и войны ради защиты Родины. Одобряет ли Церковь войну, которую вел Дмитрий Донской? Каких знаний нам не достает, чтобы ответить на этот вопрос? (Нужно узнать, каково отношение христиан к войне, и приравнивают ли они войну завоевательную к войне в защиту Отечества?)

Построение проекта выхода из затруднения

Учитель предлагает ученикам разработать план преодоления возникшего затруднения (план изучения новой темы). Для этого советует ученикам обратиться к разделу учебника «Вы узнаете», к выделенным словам «оборонительная война», «защитить», найти в тексте ключевое понятие и составить кластер, показывающий связь понятий и ключевых знаний внутри темы: справедливая война - святые защитники России – примеры справедливых войн.

На последующем этапе каждый из пунктов плана наполняется конкретным содержанием: что такое «справедливая война» и каково отношение к ней Церкви, примеры справедливых войн в истории России и их герои – защитники Родины.

Учащиеся осмысленно просматривают текст, выделяют смысловые части, составляют кластер.

5.Реализация построенного проекта.

Чтобы отработать понятие «справедливая война», учитель предлагает ученикам прочитать притчу «Любовь и ненависть».

 Учитель: О чем говорится в тексте?

- Хочет ли Любовь войны?

- Почему Любовь вынуждена воевать с Ненавистью?

- Что было бы, если б победила Ненависть?

- Нужно противостоять Ненависти?

- Где можно увидеть противостояние людей Ненависти? (противостояние Любви и Ненависти в жизни людей).

- Можно ли считать справедливой войну против войны, против угнетателей, захватчиков, за мир, спокойствие своего народа, семьи, Родины? - Справедливая война – это проявление действий Любви или Ненависти? Это стремление к победе любви, мира или ненависти?

Учащиеся читают тексты и отвечают на вопросы.

Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что справедливая война - это вынужденная, оборонительная война в защиту мира и спокойствия родных и близких, своей Родины. Это отпор ненависти, стремление к победе любви в жизни людей. Вот такая вынужденная война и допускается Церковью, получает благословление.

Учитель предлагает группам учеников прочитать отрывки текста:

- первой группе – на с. 88 об обиде близкого, родного человека и обиде по отношению к самому себе;

- второй группе - на с. 88- 89 - о войне 1812 года;

 - третьей – об оборонительной войне;

- четвертой – о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, Ильи Муромца и Федора Ушакова.

Ученики читают отрывки текста и отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Как Христос призывает относиться к врагам? (Любить, не желать зла.)

Учитель: Правильно. Слова «возлюбите врага своего» означают: не развязывай войны, не желай зла даже тем, кто тебе желает зла.

Учитель: Как согласно христианству следует реагировать на обиду, нанесенную тебе и обиду, нанесенную твоим родным, близким людям, Родине? (На собственную обиду не нужно отвечать, но обиженного друга, Родину нужно защищать.)

Учитель: Правильно. Слова Христа «возлюби врага своего» означают: не отвечай на личные обиды. Но христиане помнят и другие слова Христа: «Не гневайся на брата своего напрасно». Для христиан «брат» - это любой человек (и друг, и враг), и нельзя напрасно обижаться на него. Христиане считают напрасной обиду на личное оскорбление, но к развязыванию войны против мира, спокойствия ближних, Родины не должны быть равнодушными.

Учитель: Почему в войне 1812 года с Францией, Наполеоном все народы России объединились для борьбы с французами? (Все эти народы защищали любимую страну, Родину, которая для них едина, - Россию.)

Учащиеся записывают в тетради примеры оборонительных войн.

Учитель: Какая война для христианина считается справедливой? (Война, которая направлена не на порабощение, ограбление, истребление других народов, а война вынужденная, которая ведется ради защиты самого ценного – Родины, семьи, близких, веры.)

Учитель: Какие поступки недопустимы даже на войне? (Убийства невинных, мирных жителей, безоружных, грабежи и насилия. После завершения войны с бывшим врагом следует обращаться по-человечески.)

Учитель: Кого из защитников Родины христианская Церковь высоко оценила, причислила к лику (собранию) святых? Обратите внимание на иллюстрации в учебнике (Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Федора Ушакова, Александра Невского).

Ученики записывают в тетради имена защитников. Учащиеся рассматривают иллюстрации и комментируют вместе с учителем.

Учитель:  Желали ли они зла своим врагам, были ли зачинщиками войн? Можно ли их считать христианами? (Они не желали зла своим врагам, хотели избежать войны, но, чтобы защитить родных, Родину от гибели, шли на верную гибель по зову Христа.)

 Учитель: Почему христиане не боялись смерти, каким правилом они руководствовались? (Они верили, что душа бессмертна, и отдавали жизнь за восстановление справедливости, за мир, за спасение своих близких.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проводится физкультминутка (звучит музыкальное сопровождение «Богатыри»): ученики маршируют, изображая воинов, и отвечают на несложные вопросы по теме, поддерживают успехи друг друга аплодисментами.

Учитель: Ответьте на  вопросы по теме урока: 1) Какая война может быть справедливой и благословленной Церковью? 2) Как должны вестись войны (по каким правилам)? 3) Приведите примеры освободительных, оборонительных войн в истории России. 4) Имена святых заступников Руси? 5) Почему воины-христиане не боялись смерти?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель организует работу учащихся в группах по карточкам с разноуровневыми заданиями. Предлагает каждой группе рассмотреть ситуацию из произведения художественной литературы (указаны в разделе «Дополнительная литература») и оценить поступки героев, применяя знания по теме, и привести модели поведения (поступки) в соответствие со знаниями о справедливой оборонительной войне и проявлениях благородства защитников Отечества.

Учащиеся работают в группах по карточкам, выполняют задания. Для ответа делегируют капитана группы.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель организует в игровой форме закрепление знаний (о справедливой войне, ее целях, о критериях героизма), предлагая: завершить пословицы народов России:

1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы). 2) Не мудрено войну начать, а мудрено ее (кончить). 3) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец). 4) Тучам солнце не закрыть, войне мир (не победить). 5) Враг моего народа — мой (враг). 6) Герою нет (смерти). 7) Смертью героя пал, а Родину (не продал). 8) Герой — за Родину (горой). 8) Друга любить — себя (не щадить). 9) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет). 10) Не сможешь защитить свой очаг — завладеет (враг). 11) Тот нам ворог, кому мир (не дорог). 12) Иду на войну защищать (страну.) 13) Наша победа не ради войны, а ради (мира). 14) Кто за правду горой, тот настоящий (герой). 15) Победишь не силой, а (правдой).

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель предлагает ученикам составить синквейн на тему «Защитник Отечества». Ученики выполняют задание самостоятельно.

    Учитель: Хотите ли вы, дети, быть похожими на героев, о которых услышали на уроке? Почему? (Ответы учащихся.)

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке: степень увлекательности и полезности материала урока. Для этого нужно выбрать из трех листочков разного цвета один («красный» - урок понравился, «желтый» - не очень, «зеленый» - не понравился) и написать на нем, чем объясняется указанное восприятие урока (почему понравилось или не понравилось, что заинтересовало, чему научился, что показалось трудным, неинтересным). Затем учащиеся опускают свои листочки в золотую шкатулку.

Домашнее задание: дифференцированное (в зависимости от уровня подготовленности учащихся).

Первой группе - составить галерею образов по теме (защитники Отечества, оборонительные войны, памятники культуры, увековечивающие имена героев России).

Второй группе – разработать пять нравственных правил защитника Отечества.

Третьей группе – составить рассказ о защитнике Отечества (возможно об одном из родственников – героев оборонительной войны).

Учащиеся записывают домашнее задание и консультируются с учителем.

Литература

 1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А. В. Кураев – М.: Просвещение, 2010.

2. Субботин А. А. За землю русскую. – М.:  Мик, 1994

Интернет-ресурсы:

http://www.gcro.ru - Официальный сайт российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Георгиевича Санина) (Притча о любви и ненависти / Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 2)

http://www.enci.ru/ Липицкий С. В. Ледовое побоище.

http://synthez.ru/Velikie-geroi-otechestvennoj-vojny/Troyanskaya-vojna-i-ee-geroi-207.html Тудоровская Е. А. Троянская война и ее герои.

http://lib.rin.ru/doc/i/107386p.html Ян В. Г. Огни на курганах (историческая повесть).

 

 

http://www.fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!