Current Digest of Soviet Press. 1968. Dec. 4. P. 11. 4 страница



самым высоким в мире уровнем жизни. Но, с другой сторо­ ны, она пользуется официальным признанием ее достоинств

 

Heer D. Abortion, Contraception and Population Policy in the Soviet Union / /Soviet Studies. 1965. July. XVII. 1. P. 76-83; Madison B. Russia’s Illegitimate Chil­ dren Before and After the Revolution / / Slavic Review. 1963. March. XXII. 1. P. 91-93; об абортах в целом см: Smith D. Abortion and the Law. Cleveland, 1967; о совет­ ской позиции по контролю за рождаемостью см: Current Digest of Soviet Press. 1968. Dec. 25. P. 11-12.


 

545


как человеческой личности, правом на работу, возможностью продвигаться до определенного уровня по служебной лестнице

 

благодаря предоставленным ей экономическим возможно­ стям ощущает себя равной своему мужу или возлюбленному. Конечно, в обоих обществах имеются исключения из правил. Иногда и в Советской России можно увидеть праздных жен­ щин, сплетничающих и лузгающих семечки во дворах, несмот­ ря на то что они вполне способны зарабатывать себе на жизнь. Американские женщины, особенно молодые, также все менее стремятся выйти замуж за загородный дом, гараж на две маши­ ны и страховой полис. Они намерены учиться, работать, жить

 

любить в соответствии со своими собственными представле­ ниями о жизни, без помощи церкви или рекламы. Американки

 

таким уровнем развития сознания имеют значительно боль­ ше общего с вчерашними и сегодняшними советскими женщи­ нами, чем им это кажется.

 

2. Нерешенные вопросы

 

Выше мы рассмотрели положительные стороны статуса со­ ветской женщины. Теперь необходимо взглянуть на невыпол­ ненные обещания и противоречия между советской доктриной равенства полов и действительным положением вещей. Боль­ шинство из них в большей или меньшей степени подпадают под следующие категории: деревенская жизнь, где сохраняется приниженное положение женщины и так называемая двойная нагрузка, которая осложняет жизнь городской женщины, взва­ ливая на нее бремя и работы, и домашнего хозяйства, а также сексистские взгляды, присущие всем социальным и экономи­ ческим группам.

 

крестьянской среде особенно заметен замедленный процесс освобождения женщины. Даже через шесть месяцев после свер­ шения революции крестьянская женщина еще испытывала дис­ криминацию даже в способе наказания. Например, одна кресть­ янка вместе с любовником была обвинена в убийстве мужа, и если любовника просто расстреляли, то ее, привязав к телу каз­ ненного, закопали живьем. Через десять лет после революции, спустя годы упорной работы Женотделов и других организаций Н.К.Крупская сетовала на то, что русские крестьянки, несмотря на многие свои замечательные качества, «очень отстали в своем развитии». Неграмотность, недостаток возможностей в получе­ нии образования и отсутствие каких-либо альтернативных ролей для женщины в деревенской жизни исключали развитие по


 

546


 

вертикали, в то время как развитие по горизонтали блокирова­ лось существовавшим на селе отношением к разводу и оставле­ нию семьи. Мужчины в российской деревне не поддерживали своих женщин в их стремлении к эмансипации. Эта идея не впи­ сывалась в представления русских крестьян о «бабе». Их враж­ дебность к феминизму часто проявлялась в реакции на относи­ тельно безобидные вещи, как например в отношении участия их жен в Международном женском дне. Как решил муж одной из них: «Они обойдутся и без тебя. Ты слишком грязная и глупая, ты годишься только для того, чтобы ходить за коровой». Литера­ тура того времени пестрит описанием подобных эпизодов. Беско­ нечные резолюции и декреты принесли мало пользы и к 30-м го­ дам большинство российских крестьянок оставались вне сферы партийного влияния1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!