Current Digest of Soviet Press. 1968. Dec. 4. P. 11. 7 страница
Эта двойная нагрузка не фиксируется в социалистической тео рии, которая всегда учила, что в домашней работе и воспитании детей жене частично будут помогать коммунальные службы и час тично муж. Идеи Бебеля, Энгельса и Коллонтай повторялись в со ветских декларациях по этому вопросу вплоть до середины 1930-х гг. Вторая партийная программа предлагала уничтожить «ярмо домашней экономики путем учреждения жилищных ком мун». «Азбука коммунизма» (1920) вопрошала, как женщина-тру-женица «сможет осуществлять свои права, когда она должна вести дом, хозяйство, ходить на рынок, стоять в очередях, стирать, смот реть за детьми, нести тяжелый крест этого домашнего хозяйства»? Во время первой пятилетки жалобы и воззвания достигли наивыс шей точки. «Долой кухню!» - восклицал педагог периода индуст риализации Ильин. «Мы уничтожим эту тюрьму! Мы освободим миллионы женщин от домашнего хозяйства. Они, так же как и все мы, хотят работать. На фабрике-кухне один человек сможет при готовить от пятидесяти до ста обедов в день. Мы заставим маши ны чистить картошку, мыть посуду, резать хлеб, мешать суп, де лать мороженое». Лозунги типа «Кастрюля - враг партийной ячейки» или «Долой горшки и сковородки» стали ключевыми в экономической и политической агитации2.
|
|
|
|
|
|
Толкунова ВЛ. Право женщин на труд и его гарантии. С. 168; Stavrakis В. Women and the Communist Party in. the Soviet Union, 1918-1935. P. 254.
Бухарин H., Преображенский E. Азбука коммунизма. Пг., 1920. С.140; Ihn М. New Russia’s Primer. Boston, 1931. P. 150; Halle F. Op. cit. P. 366; Winter E. Red Virtue. N.Y., 1933. P. 110.
550
Эти лозунги не были просто декларацией. И во время, и после Гражданской войны организовывались широкие кампании и за трачивались большие усилия на то, чтобы по соседству с каждой открывающейся фабрикой находилась столовая. Но обществен ные кухни и столовые в жилых домах так и не прижились, и в 1936 г. редакционная статья «Правды» осуждала проект жилого дома без индивидуальных кухонь как «левый уклон» и попытку «искусственного насаждения коммунального образа жизни». До ма-коммуны так никогда и не появились в городах, а в период коллективизации и сельские коммуны были заменены более ин дивидуалистическими колхозами. Несмотря на то, что полное общественное обеспечение сохранилось как идеал, общая тенден ция развития общества уводила все дальше от того, чтобы сооб ща питаться, жить и вести хозяйство. В последнее время наблю дается необратимая тенденция замены коммунальных квартир, или «коммуналок», являвшихся удобным сочетанием социали стических принципов с решением проблемы дефицита жилья, от дельными квартирами. Тихое и постепенное отмирание комму нального образа жизни частично связано с партийным решением укрепить нуклеарную семью, частично - с недостатком энтузиаз ма со стороны большинства россиян в отношении этой специфи ческой черты классического социализма1.
|
|
Аналогичной была участь идеи коллективного воспитания де тей. Мечта Коллонтай, которую сейчас разделяет известный эко номист академик С.Г.Струмилин, о воспитании всех детей в круглосуточных яслях, никогда не была претворена в жизнь. Так же никогда не был законодательно оформлен вопрос о том, ка кую часть обязанностей по воспитанию детей возьмет на себя го сударство, хотя оно всегда лелеяло задачу создания полной сети дошкольных учреждений, дающих женщинам возможность рабо тать. Эта сеть стала создаваться сразу после революции, когда ясли еще были редким явлением, и стала постепенно разрастать ся в 1920-е годы, совершив резкий скачок в развитии во время первой пятилетки. Она сократилась в середине 30-х и продолжа ла уменьшаться в соответствии с реальными нуждами во время и после Второй мировой войны. В настоящее время только около 10% детей до двух и около 20% от трех до семи лет, причем в ос новном городские, посещают ясли и детские сады. И хотя плата
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!