Current Digest of Soviet Press. 1968. Dec. 4. P. 11. 5 страница



Массовой коллективизации в Советской России предшест­ вовал такой интересный феномен как «женские коммуны», соз­ данию которых способствовало большое количество женщин, оставшихся одинокими из-за войн 1914-1920 гг. Например, есть свидетельства о существовании в 1919 г. такой коммуны в Харьковской области. Вдовы, незамужние девушки и другие крестьянки, оставшиеся по разным причинам одинокими, жили вместе и сообща ухаживали за детьми, готовили еду и стирали.

 

подобного рода объединениям относились Свободная трудо­ вая артель и Товарищество одиноких вдов имени Розы Люксем­ бург; в конце 1920-х гг. наиболее известной была Женская ком­ муна Артюхиной, созданная в 1929 г. женщиной-работницей в Сальской степи и состоящая из поденщиц. Одно из последних подобных предприятий, с общей кухней, пекарней и прачечной, объединившее 424 женщины и 254 мужчины как семейных, так

 

одиноких, существовало в 1931-1932 гг. Но огромное боль­ шинство российских крестьянок сохраняло враждебное отноше­ ние к коммуне как к форме социальной и производственной ор­ ганизации. В их представлении она ассоциировалась с чуждой цивилизацией, где присутствовали атеизм, многоженство или отрицание брака, групповой секс на огромных кроватях, конфи­ скация детей и сатанинская атмосфера разврата. Таким обра­ зом, коммуна как социальный институт, на который возлагали

 

О казни см.: The Bolshevik Revolution, 1917-1918: Documents and Materials / Ed. by J.Bunyan, H.Fisher. Stanford, 1934. P. 290-291; Воспоминания о Надежде Константиновне Крупской / Под ред. А.М.Арсенева. М., 1966. С. 85; Halle F. Woman in Soviet Russia. P. 272; Женщины в революции. C. 277; Толкунова B.H. Право женщин на труд и его гарантии. М., 1967. С. 53; Stavrakis В. Women and the Communist Party in the Soviet Union, 1918-1935. P. 145.


 

547


надежды не одно поколение социалистов от Чернышевского до Коллонтай, как на средство полной эмансипации женщин, не смогла прижиться в российской деревне1.

 

Коллективизация не испытывала недостатка в женских кад­ рах. Полмиллиона подготовленных женотделами уполномочен­ ных, женщины-председатели сельсоветов, около 5000 женщин, работавших заместителями начальника политотделов МТС, жен-сектор агитмассотделовских женских бригад ударниц, включая женщин-участниц движения пятисот, получавших по пятьсот центнеров сахарной свеклы с гектара, и, наконец, женщины-трак­ тористки, чей прототип Паша Ангелина символизировала союз отсталого человечества с самодвижущимся металлом - все они принимали в ней активное участие в стремительном и тщательно организованном движении к экономической модернизации2. Как крестьянки воспринимали коллективизацию? Если не считать миллионов тех, кто вместе с мужьями и детьми был раскулачен во время насильственной коллективизации или умер от голода, который был непременным ее спутником, русские женщины в целом, кажется, без особой враждебности приняли новый поря­ док. Деревенские женщины теперь по закону получили равные права на имущество и свободу распоряжаться своим заработком. Эти изменения в законодательстве наряду с льготами матерям предоставили крестьянке до некоторой степени экономическую независимость, не прибегая при этом к ненавистным коммунам, которые, как она боялась, могли лишить ее семьи, огорода и доб­ родетели. Но в целом о крестьянке заботились мало, перегружая

 

непосильным трудом, а та роль, которая когда-то предназнача­ лась ей в общественной жизни, постепенно поблекла, хотя и не была совсем забыта3.

 

После того как во время коллективизации крестьянки полу­ чили право на самостоятельный заработок, полное равноправие перед лицом закона, систему социального обеспечения и воз­ можность получения профессионального образования, мало что изменилось в их статусе. В середине 1960-х гг. 83% сельских


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!