Current Digest of Soviet Press. 1968. Dec. 4. P. 11. 1 страница
3 Гагарин цит. no: Чистый источник: Твой моральный кодекс. М., 1962. С. 28. Представления о советских взглядах на сексуальную мораль и о более широкой этической системе см.: Лаптенек СД. Мораль и семья. Минск, 1967; Нестерев В.Г. Труд и мораль в советском обществе. М., 1969.
540
не окружаются такой секретностью и не сопровождаются чувства ми вины и стыда, как это было еще совсем недавно у американских девушек. Многие пары живут вместе, не регистрируя брак; трудно сти у них возникают скорее из-за юридических проблем, нежели из-за общественного мнения. Термидорианское бичевание беспоря дочных и безответственных сексуальных связей никогда серьезно не покушалось в России на свободу поведения. Вероятно, режиссер Лариса Шепитько выразила в 1969 г. отношение молодого поколе ния к этому вопросу, сказав: «Всякое вмешательство общества в личную жизнь взрослых людей крайне опасно до тех пор, пока само общество не станет идеальным. Но в идеальном обществе не будет необходимости вмешательства в личную жизнь». Хотя, с другой стороны, найдется мало российских граждан, которых бы не шоки ровали западные радикальные идеи в области сексуальных отноше ния, как например предложение датской феминистки-философа Ирен ван дер Витеринг о том, что все девочки должны приобретать сексуальный опыт сразу после достижения половой зрелости, и что они не должны выходить замуж, не приобретя сексуального опыта. Девушкам-комсомолкам подобные вещи, так же как и рассказы о сборищах нудистов, групповом сексе, шведских семьях и обмене женами кажутся не только отвратительными, но и невероятными1.
|
|
|
|
|
|
|
|
Семья и брак по-прежнему остаются нормами советской жизни
целью, хотя и не единственной, для большинства женщин. Такое отношение к этим институтам, по-видимому, сохраняется повсю ду, несмотря на волны сексуального бунта, которые, впрочем, не раз разбивались о них в течение этого века. Социологи, как на За паде, так и на Востоке, до сих пор едины во мнении о том, что се мья - один из наиболее стабильных общественных институтов. Один из них, М.Янг, предсказывал, что в 1984 г. произойдет очень много изменений в нашем образе жизни, «все мелкие инструмен ты будут визгливо исполнять новые мелодии, но в басовой партии семьи мы услышим ту же тему, что и теперь»2. Оглядываясь на прошлое, можно сказать, что сексуальная и семейная революции в Советской России 1920-х гг. не была просто следствием Октябрь ской революции или утопическим экспериментированием. Они скорее были частью более широкого феномена подгонки социаль ных и сексуальных отношений под требования индустриализации, которая достигла своего пика в 1920-х гг. в Германии, Англии,
О Шепитько см.: Current Digest of Soviet Press. 1968. Dec. 4. P. 15; Weetering V. de. Delta: A Review of Arts, Life and Thoughts in the Netherlands. Amsterdam, 1967.
2 Young M. Changing Patterns of Family Life / / World in 1984: In 2 vols. / Ed. by N.Calder. Harmondsworh, 1965. Vol. 1. P. 42-45.
541
США и других странах. Последующие компаративные исследова ния без сомнения обнаружат большее, чем это принято думать сейчас, сходство между западным и советским опытом. Во всех странах мира семья и брак подвергались нападкам, хотя эти атаки
англо-саксонских странах не носили такой идеологической окра ски, как на континенте. Во всех случаях, впрочем, включая и наи более опасный советский вариант, жертва этих нападок - семья, выжила, хотя и в несколько измененном виде.
Новое семейно-брачное законодательство 1968 г., принятое пятьдесят лет спустя после первого семейного кодекса, разрушило баланс между радикальными преобразованиями 1916-1926 гг. и контр-преобразованиями 1936-1941 гг. Развод и аборты снова стали доступными, но de facto брак охранялся неюридическими методами. Заключению брака теперь предшествует месячное ожи дание, или «помолвка», для предотвращения поспешных браков. Эта мера многими молодыми людьми воспринимается как оскор бительная, но при определенных обстоятельствах ее можно обой ти. Если бракосочетание происходит в ЗАГСе, то достаточно про стого предъявления документов и номинальной платы. Власть, однако, поощряет более сложную церемонию во Дворце бракосо четаний, что подразумевает предварительную запись, свадебное платье, свидетелей со стороны жениха и невесты, цветы, свадеб ный кортеж, марш Мендельсона и семейный банкет в завершение. В советском браке личные и имущественные права женщины со хранились без изменений. Раздельное проживание не поощряется, но и не запрещается, и некоторые пары, следуя старой традиции, полагают, что жить отдельно и встречаться только во время празд ников и отпусков более романтично и соответствует их интересам. Советский брак разнообразен, так же как и всюду и было бы глупо рассуждать о специфичности советского семейного образа жизни или о взглядах на брак типичной советской женщины. И еще одна короткая иллюстрация, подводящая итог многому из того, что я слышал на этот предмет. Молодая женщина объясняет читателям, что и она, и муж имеют одинаковое образование и одинаковую за работную плату, хотя она много читает, а ее муж проводит свое время на футболе и хоккее. «Почему, - спрашивает она, - он дол жен заслуживать больше уважения, чем я?»1.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!