Woman and Communism: Selections from the Writings of Marx, Engels, Lenin, and Stalin. London, 1950. P. 63-65. 12 страница



 

Советская модель решения женского вопроса выглядит еще бо­ лее впечатляющей в сравнении с другими странами и другими эпохами2. Несмотря на успехи русских феминисток, количество женщин, допущенных к получению высшего или специального об­ разования до 1917 г. оставалось незначительным. В настоящее время во всех развитых демократиях Запада (после столетия борь­ бы феминисток за права женщин) сохраняются огромное неравен­ ство и мужская монополия в тех сферах человеческой деятельно­ сти, которые в Советском Союзе открыты для женщин, и вследствие этого происходят непростительные потери таланта, энергии и образования. Некоторые могут возразить, что американ­ ские и европейские женщины удовлетворены своим высоким жиз­ ненным уровнем и совсем не стремятся оказаться в положении со­ ветских женщин, которые обязаны работать. Это могло быть справедливым несколько лет назад, но это уже совсем не так для все возрастающего количества женщин на Западе. Эта проблема

 

Dodge N. Women in the Soviet Economy. P. 112-117; См. также: Dobson R. Edu­cational Policies and Occupational Achievements: the Performance of Girls and Wo­ men in Soviet Educational System / / Women in Russia / Ed. by D.Atkinson, A.Dallin, Gail Lapidus. Stanford, 1977; Lapidus G. Occupational Segregation and Public Policy: a Comparative Analyses of American and Soviet Patterns / / Signs: Journal of Women in Culture and Society. 1976. Spring. 1.3. P. 119-136.

Здесь и далее в данном разделе автор идеализирует положение советских жен­ щин и драматизирует положение амеркинских. Более адекватную картину успе­ хов эмансипации российских женщин см.: Вишневский А.Г. Серп и рубль: Кон­ сервативная модернизация в СССР. М., 1998. С. 134-157; Кон И.С. Сексуальная культура в России: Кубничка на березке. М., 1997. - Прим. ред.


 

537


слишком хорошо известна в Соединенных Штатах для того, чтобы останавливаться на ней здесь подробно. По данным исследования Европейского экономического сообщества, три четверти женщин вообще не заняты, хотя многие из них бесплатно работают на фер­ ме или в другом семейном бизнесе. Для оплачиваемых работниц положение 119 статьи Римского договора о равной плате за рав­ ный труд остается пустым звуком. Эвелин Суллеро, автор отчета, убеждена, что многие европейские женщины желают «избавиться от скуки домашнего очага и достигнуть благодаря работе относи­ тельной экономической и психологической независимости»1. В Советском Союзе для женщины, когда она решает проблему рабо­ тать ей или нет, это означает свободу в выборе работы, на Западе этот выбор, как правило, означает свободу остаться дома. Возни­ кают еще два вопроса. Может ли женщина быть независимой пси­ хологически, если она не является экономически независимой? Может ли она быть действительно экономически независимой, если деньги, которые она тратит, зарабатывает кто-то другой?

 

«Народы, чьи женщины вынуждены выполнять более тяжелый труд, чем это принято у нас, - писал Энгельс, - часто испытывают значительно больше уважения к своим женщинам, чем мы, евро­ пейцы, к своим»2. И хотя было бы глупо утверждать, что это утвер­ ждение Энгельса универсально, к российскому обществу оно при­ менимо. В культурах, где мужчины захватили все наиболее важные виды деятельности и имеют монополию на власть, женщины выну­ ждены, часто не осознавая этого, определять себя, ориентируясь на представления другого - деятеля, производителя, кормильца, дру­ гими словами, мужчины. Женщины, которые в таких обществах выполняют высококвалифицированную работу, под давлением су­ ществующей в них системы ценностей ощущают себя аномалией. Только в обществах, где женский труд и женские достижения явля­ ются общепринятой нормой, женщина обладает тем непринужден­ ным чувством собственного достоинства, которое веками считалось прерогативой мужчины. Американские и английские жены, также как и большинство европейских замужних женщин, представляют­ ся как миссис такая-то или жена доктора такого-то. Подтекст здесь таков: вы должны знать моего мужа, он тот-то; а я всего лишь его жена. Русские замужние женщины редко представляют себя, ссы­ лаясь на своих мужей. Советская женщина имеет своих собствен­


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!