Current Digest of Soviet Press. 1968. Dec. 4. P. 11. 6 страница



 

Октябрем рожденные. М., 1967. С. 262-269; Halle F. Op. cit. P 378-385; Wesr son R. Soviet Communes. New Branswick, 1963. P. 214-217.

Женщины в революции. C. 270-271; Октябрем рожденные. C. 189-196; Толкуно­ ва ВЛ. Право женщин на труд и его гарантии. С. 90; очерк о Паше Ангелиной, пер­вой советской женщине-тракторисгке см.: Сквозь годы и бури. М., 1969. С. 80-95.

3 Maynard J. The Russian Peasant and Other Studies. N.Y., 1962. P. 388-389, 413, 415; Dodge N. Op. cit. P. 65-66; о негативной точке зрения на жизнь женщин в кол­ хозе см.: Belov F. The History of Soviet Collective Farm. N.Y., 1955. Лучшее исследо­ вание о коллективизации: Lemn М. Russian Peasants and Soviet Power. N.Y., 1975.


 

548


деенщин занимались низкоквалифицированным трудом в полях

 

на фермах, выполняя при этом всю домашнюю работу. Заня­ тия лишь немногих из них были связаны с техникой. После Вто­ рой мировой войны легендарная трактористка Паша Ангелина перестала символизировать женский труд в деревне. В деревне нет такой специализации труда как в городе, и здесь по-прежне­ му доминирует мужская точка зрения, что именно мужчины должны занимать наиболее ответственные посты. Это особенно заметно в колхозной администрации. В 1961 г. газета «Извес­ тия» отмечала, что, «как оказалось, мужчины управляют, а жен­ щины работают»1.

 

Несбалансированные экономические отношения порождают неравенство в частной сфере и наоборот. Сельские девушки даже до замужества значительно менее свободны в своем поведении, чем городские, и деревенские ревнительницы нравственности до сих пор готовы вымазать дегтем ворота дома, дающего приют «бесстыднице». С трудом отмирающие традиции приводят к стремлению возродить прежнее отношение к ухаживанию и браку. Так, например, молодежный клуб безуспешно старается вытес­ нить «улицу» - милый, но слегка сексистский вариант ярмарки невест, а пары молодоженов после посещения унылого деревен­ ского ЗАГСа обязательно совершают прогулку вокруг местной церкви. В доме муж продолжает быть «хозяином», даже по офици­ альному определению, выступая, как в свое время всемогущий «большак», в качестве ответственного представителя семьи. Из­ вестное советское этнографическое исследование «Деревня Выря-тино» правдиво описывает жену как «хозяйку, воспитательницу детей и организатора повседневной жизни». Вряд ли можно ожи­ дать в ближайшем будущем серьёзных изменений в данной ситуа­ ции, учитывая циклический и стабильный характер сельской жиз­ ни, низкий уровень капиталовложений в сельскохозяйственный сектор и недостаток рабочей силы в сельском хозяйстве2.

 

городских женщин, которые получили значительно больше преимуществ от коммунистической программы эмансипации, проблемы другого плана. Обладая большей мобильностью, луч­ шим образованием и более широкими возможностями для выбо­ ра профессии, чем их сельские сестры, они, по иронии судьбы,

 

Цит. по: Dodge N. Op. cit. P. 170. См. также: Толкунова В.Н. Право женщин на труд и его гарантии. С. 22-23,181.

2 The Village of Viryatino / Ed. by P. I. Kushner. N.Y., 1970. P. 253. См. также: The Soviet Rural Community / Ed. by J.Millar. Urbana, 1971. Ill; Работница. 1973. Май. 5. C. 8-11,29.


549


практически не имеют времени для использования этих возмож­ ностей настолько, чтобы превратить в реальность декларирован­ ное равенство. Для огромного количества так называемых «се­ мейных женщин», тех, у кого есть мужья, дети и родственники, о которых нужно заботиться, самым главным препятствием для достижения равенства является так называемая «двойная нагруз­ ка», подразумевающая, что средняя советская женщина отрабо­ тав полный рабочий день в учреждении или на фабрике, сразу после его окончания должна выполнять свои домашние обязан­ ности, связанные с хождением по магазинам, работой по дому, уходом за детьми, в результате чего количество ее рабочих часов по сравнению с теми, кто не обременен этими обязанностями, уд­ ваивается. По этому поводу несколько лет назад Бетт Ставракис написала: «Советы не просто опровергли теорию о том, что место женщины в доме, они трансформировали ее в другую теорию, ут­ верждающую, что место женщины и на работе, и дома»1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!