Current Digest of Soviet Press. 1968. Dec. 4. P. 11. 8 страница
См.: Соколов Б. Спасите детей! (о детях Советской России). С. 23; Петрокомму-на. Пг., 1920; Коммунистка. 1921. Янв.-февр. 8-9. С. 26-30; Крупская HJC. Заветы Ленина о раскрепощении женщины. М., 1933. С. 39-40. «Правда» цит. по: Stavrakis В. Women and the Communist Party in the Soviet Union, 1918- 1935. P. 70.
551
за пребывание ребенка в этих учреждениях невысока и по карма-ну семье, многие женщины предпочитают не отдавать туда ма леньких детей и более склонны доверить уход за ними бабушке, если таковая имеется. Тем не менее спрос на ясли и детские сады превышает предложение, что приводит к тому, что многие жен щины, которые не могут пользоваться этими службами, выпада ют из экономической жизни или вынуждены выполнять работу, не соответствующую их профессиональному уровню1.
|
|
Женщина продолжает нести основную ответственность за воспитание детей и за выполнение домашней работы, независи мо от того пользуется ли она услугами детского сада или нет. Официальная идеология провозглашает, что для мужчины по могать в выполнении домашних обязанностей и воспитании де тей является его социалистическим долгом в укреплении равен ства полов. Согласно недавнему опросу 75% молодых мужчин и женщин считает, что муж должен принимать участие в домаш ней работе. С другой стороны, исследование, проведенное в Ле нинграде, показало, что 81,5% опрошенных замужних женщин сами выполняют всю работу по дому. В книге 1962 г. издания помещена карикатура, изображающая жену, занятую уборкой, в то время как муж спрашивает ее: «Неужели ты не читала Ремар ка? Боже, как ты отстала!». Официальный статус советской женщины открыто подытоживается в недавно изданной работе
|
|
|
|
|
|
положении женщин в мире. «Работающая женщина выполня ет несколько социальных функций. Как трудящаяся она участ вует в производстве материальных ценностей, необходимых для существования общества, как гражданка принимает участие в государственной и общественной жизни, как мать дает жизнь новому поколению и воспитывает его. Кроме того, она ведет до машнее хозяйство, что тоже имеет общественное значение, ибо этим самым она обеспечивает нормальные условия быта и отды ха для членов семьи, которые работают или учатся»2. Но кто то гда наслаждается отдыхом? Хотя количество часов, затрачивае мых ежедневно на домашнюю работу сократилось с 6 часов в
1 Билыиай В. Советская демократия и равноправие женщин в СССР. М., 1948.
49; StavrakisB. Women and the Communist Party in the Soviet Union, 1918-1935. P. 249; Dodge N. Op. cit. P. 76-83, 241; Saturday Review. 1971. August. 21. P. 41-43, 53; Стародуб В.И. Женщина-труженица и мать. Л., 1967. С. 80; О позиции Стру-милина см.: Лаптенок СД. Мораль и семья. Минск, 1967. С. 232-235; Старо дуб В.И. Женщина и общественный труд. Л., 1975. С. 90.
2 Данные см.: Stiemlцf S. Kvinner i Soviet: Yrkesliv och Kцnstroller i forsta Socia-
liststaten. P. 119; Карикатуру см.: Чистый источник: Твой моральный кодекс. М., 1962. С. 32; Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. М., 1972. С. 65.
552
1923 г. до 3,2 часа и уменьшился разрыв между рабочим време нем жены и мужа, женщина все еще больше работает и меньше отдыхает, нежели другие члены семьи. Женщина затрачивает в два раза больше времени, чем мужчина на непроизводительную работу. Хождение по магазинам занимает у нее приблизительно 40% всего времени, затрачиваемого на домашние дела, и поло жение усугубляется явной нехваткой бытовых электроприборов
вспомогательных служб, таких как кулинарии, прачечные, химчистки и тому подобное. Для многих замужних женщин это приводит к отказу от работы, либо к перегрузкам, либо к поиску работы недалеко от дома, что не всегда соответствует их квали фикации1.
Как женщины относятся к этому? С одной стороны, есть такие, кто, придерживается позиции, сходной с точкой зрения Веры, ко торая в интервью с Сьюзен Джакоби отрицательно характеризова ла систему государственного воспитания детей. Она заявила: «Они [старые большевики] не являются реалистами, в чем бы то ни было. Эта идея [построения коммунизма] достаточно дискре дитирована в нашей стране и не соответствует человеческой при роде. Я считаю себя хорошей коммунисткой, но это не дело партии воспитывать моего сына». Другая респондентка Джакоби вырази ла желание оставаться дома и получать зарплату как профессио нальная мать2, идея получившая академическую поддержку со стороны демографа Переведенцева. Но это точка зрения меньшин ства. Предложения Переведенцева были названы юристом Бере зовской «ничем не лучше рабства»3. Другая женщина-автор утвер ждает, что превращение инженеров, врачей и ученых в «кухонные комбайны» нанесет ущерб не только производству, но и положе нию женщин4. Это утверждение, учитывая западный опыт, до вольно трудно опровергнуть. Недавний опрос, проведенный без сомнения среди тщательно отобранной группы респонденток, по казал, что 90% опрошенных женщин выразили желание выпол нять все три роли идеальной советской женщины: в экономике, в общественной жизни и в семье5. Но фактически только у немно
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!