Current Digest of Soviet Press. 1968. Dec. 4. P. 11. 12 страница



 

Это не означает, что в Советском Союзе нет женского акти­ визма или программы реформ, просто они имеют распыленный характер и часто принимают форму журналистской агитации. Один из наиболее сильных аргументов в этой агитации был вы­ двинут специалисткой по женскому вопросу Толкуновой: «В сравнении с числом женщин, которые задействованы в эконо­ мике, и количеством женщин-специалистов очень немногие из них выдвигаются на ответственные административные посты на региональном, территориальном, республиканском или союз­ ном уровнях». Для устранения этого и других недостатков в жизни женщин она рекомендует перестройку общественной мо­ рали и изменение взглядов на женщину, развитие общественно­ го питания и службы быта, а также соотнесение рабочего графи­ ка мужей и жен2.

 

Все это очень мало похоже на то, что на Западе называется «женское освободительное движение», и совсем не имеет ниче­ го общего с радикальным феминизмом, который в соответст­ вии с американской точкой зрения «направлен на искоренение всех форм доминирования и элитизма в человеческих отноше­

 

Любимова С.Т. Октябрьская революция и положение женщин в СССР. М.,1967. С. 25; Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. М., 1972. С. 71-82; замечания Терешковой см.: Правда. 1970. Март. 8. С. 3; о деятельности женской комиссии см.: СтародубВЛ. Женщина и общественный труд. С. 51.

2 Толкунова В.Н. Право женщин на труд и его гарантии. С. 184-185.


 

558


 

ниях»1. Если бы советский режим действительно захотел до­ биться полного равенства, он бы либо способствовал продви­ жению женщин на вершину власти наравне с мужчинами, та­ ким образом лишив карьеры и отправив к домашнему очагу многих мужчин, либо ему бы пришлось обобществить всю до­ машнюю работу и освободить женщин, чтобы они смогли про­ явить себя в полной мере. Ничего этого не случилось. И похо­ же, что большинство советских женщин, даже самые созна­ тельные и талантливые из них, не скоро получат доступ к вершинам власти и выйдут на уровень принятия решений, к тому же, кажется, они сами не слишком стремятся взвалить на себя бремя ответственности. Они вполне мирятся с ситуацией, когда те немногие, кто стремятся пробиться, могут это сделать,

 

то время как все остальные могут иметь больше возможно­ стей для отдыха, учебы и профессионального роста, насколько это им позволяет сейчас несправедливость двойной нагрузки. Это максимум, на что способно «феминистское» женское соз­ нание в Советском Союзе.

 

Если бы, однако, по каким-либо причинам, за исключением военной опасности, коммунистическая партия отказалась от своих сегодняшних обещаний предоставить женщинам больше удобств, больше свободного времени и больше возможностей для карьеры, природа неудовлетворенности могла бы изме­ ниться. «Я верю, - писала Елизавета Дьяконова в 90-е годы XIX в., - что в будущем в России роль женщины будет инте­ ресна: в стране утвердится мысль о высшем образовании для женщин и явится целый ряд женщин, способных к участию в управлении страною. Но вдруг, после будущих исторических событий мы будем вновь уничтожены отнятием у нас этого драгоценного права, неужели мы сдадимся без борьбы? Нет! Нет, товарищи! Если мне жизнь поставит veto на работу, пусть останется этот дневник и послужит памятником моего само­ сознания»2.

 

3. Природа освобождения

 

Чем же большевистское освобождение женщин отличалось от того, что обычно на Западе называется «эмансипацией» жен­ щин? Во-первых, необходимые компоненты освобождения включают: высвобождение и мобилизацию энергии, талантов и


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!