Current Digest of Soviet Press. 1968. Dec. 4. P. 11. 11 страница



 

Толкунова В.Н. Право женщин на труд и его гарантии. С. 102; Dodge N. Op. cit.P. 213-214; Gasioroxeska X. Woman in Soviet Fiction, 1917-1964. P. 12, 169, 210; Moses J. Indoctrination as a Female Political Role in the Soviet Union / / Compara­tive Politics. 1976. July. P. 525-547; Hough J. The Soviet Union and Social Science Theory. Cambridge, 1977.

2 Aristotle,.The Politics. Oxford, 1921. P. 1259.


 

556


реальности и определяет границы возможностей советской жен­ щины. Таким образом, хотя женщины в Советском Союзе дос­ тигли большего равенства, чем в других странах, это равенство не является полным.

 

Как же советские женщины отвечают на вечный вопрос «Что делать?». Наиболее частый ответ применительно к вопросу жен­ ского равенства звучит так: «Вы о чем?». Некоторые из отвечаю­ щих подобным образом относятся к категории скептиков, кото­ рые искренне верят, что женский вопрос будет существовать до тех пор, пока существует разделение на два пола, и что имеется неразрешимое противоречие между женской потребностью в се­ мье и детях и революционной традицией по вовлечению женщин

 

производство и общественную деятельность. Если женщина ра­ ботает - ее удел переутомление, если нет - скука. Но большинст­ во настаивает на том, что в Советском Союзе больше нет женско­ го вопроса, так как он был решен в ходе революции. И американцы, и русские должны знать, что успешные революции склонны положительно оценивать собственные усилия по усо­ вершенствованию общества. Вспомним, например, как Кэрол Клэпсэдл описала отход израильских женщин от феминизма, объясняя это тем, что «дымовая завеса прошлых достижений» рассеялась1. Израильское освобождение женщин, ставшее по воле случая в значительной степени результатом деятельности еврейско-русской интеллигенции, в последние годы так же дегра­ дировало, как и в Советском Союзе, хотя я не ставлю здесь своей целью проводить их сравнительный анализ. Обычная российская горожанка так занята повседневными проблемами, связанными с учебой, работой, ценами, детскими учреждениями, что она также, как и мужчины, склонна воспринимать с иронической улыбкой упоминание о женском вопросе, как о чем-то странном и относя­ щемся к далекому прошлому.

 

начале 60-х на фабриках, в школах и в других учреждениях сначала спонтанно и неофициально появились так называемые «женсоветы», целью которых было «улучшение условий жиз­ ни» посредством инспектирования, выработки оценок и реко­ мендаций по исправлению того или иного аспекта жизни жен­ щин. В 1976 г. при Центральном совете ВЦПС была создана «женская комиссия». Оба эти факта можно рассматривать как частичное возрождение старой системы делегирования в рамках

 

 

Clapsaddle С. Flight From Feminism: the Case of the Israeli Women / / Response.1973. Summer. P. 157-175.


 

557


женотделов. Однако основной национальный орган - Комитет советских женщин - является далеко не продолжением женот­ делов. Основанный в 1941 г. как Антифашистский комитет со­ ветских женщин он способствовал созданию в Париже четырь­ мя годами спустя Международной демократической федерации женщин, и с этих пор был больше задействован в международ­ ных кампаниях - борьбе с фашизмом, поддержке освободитель­ ной борьбы в странах Третьего мира и движении за мир, чем в решении внутренних проблем советских женщин. Его прези­ дент Терешкова в 1970 г. в статье, посвященной Международно­ му женскому дню, подтвердила обязанности советских женщин, настаивая при этом на необходимости «глубокого научного ис­ следования» проблемы сочетания этих ролей с «максимальным освобождением женщины от непроизводительного домашнего хозяйства и решительной перестройкой нашего быта». Но кро­ ме организации конференций и провозглашения деклараций ко­ митет не проявляет признаков независимой феминистской деятельности1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!