Current Digest of Soviet Press. 1968. Dec. 4. P. 11. 16 страница
Национальные освободительные движения в развивающихся странах, возможно, проявят больше интереса к роли женщин в революционных действиях, к их организаторским и боевым спо собностям, к использованию женских кадров для мобилизации масс женщин в поддержку программ национального и социаль ного освобождения, к их роли после революции в вовлечении от сталых элементов общества (женщин и крестьян) в процесс мо дернизации и, наконец, к профессиональной ценности женщин,
|
|
1 Самую удачную трактовку этой проблемы см.: Lapidus G. Women in Soviet Society. Berkeley, 1977.
564
когда придет время индустриализации. И действительно приме ры такого привлечения женщин, независимо от того осознанно или неосознанно они заимствуются из так называемой марксист ско-ленинской модели, в изобилии встречаются у развивающих ся и освобождающихся наций в последние десятилетия даже там, где примитивная экономика и религиозная специфика не позво ляют этой модели эффективно себя проявить1.
|
|
Будем надеяться, что мужчины и женщины, перестраиваю щие отношения между полами, чтобы обеспечить женщинам бо лее содержательное существование и в результате более здоро вые условия жизни для обоих полов, найдут много поучитель ного в истории борьбы русских женщин за место в обществе, достойное их огромного созидательного потенциала. Заимство вание стилей, методов борьбы и лозунгов, разработанных в столь специфическом культурном пространстве, как Россия, весьма рискованное дело. Вместе с тем вполне очевидно, что ме стные Фигнер, Коллонтай или женотделовки необходимы для успешного освободительного движения, революционного или иного в любом обществе. Тем не менее в богатой и яркой исто рии российских женских движений и в их конечной судьбе со держится колоссальный опыт, который многое может расска зать о природе общественных движений, причем существовав ших не только в прошлом России, но и в современном мире в других странах. Однако подобные аналогии следует проводить весьма осторожно. Более важно, что революционная роль жен щин в российской жизни с ее недостатками и блестящими дос тижениями может послужить уроком для женщин и мужчин грядущих времен.
|
|
|
|
1 Исследований, посвященных сравнительному анализу роли женщин в ре волюциях XX в., очень мало. Отдельные аспекты этой проблемы см.: Women in Chinese Society / Ed. by M.Wolf, R.Wilke. Stanford, 1975; Women in China. Ann Arbor, 1973; Yang C.K. Chinese Communist Society: the Family and the Village. Cambridge, Mass., 1959; Sidel R. Women and Child Care in China. Baltimore, 1973; MarrD. The 1920’s Women’s Rights Debate in Vietnam //Journal of Asian Studies.1976. XXV. 3. P. 371-389; Women of Vietnam. Hanoi, 1966; Bergman A. Women of Vietnam. San Francisco, 1974; Randall M. Cuban Women Now. Toronto, 1974; Cas tro F.Jeness L. Women and the Cuban Revolution. N.Y., 1970; Pursell S. ModernizingWomen for Modern Society: the Cuban Case / / Female and Male in Latin America / Ed. by Pescatello. Pittsburg, 1973; Tomaseuich J. Yugoslavia During the Second World War / / Contemporary Yugoslavia / Ed. by W.Vucinich. Berkeley, 1969. P. 59-118; Denich B.S. Urbanization and Women’s Roles in Yugoslavia / / AnthropologicalQuarterly. 1976. 49. P. 11-19; Idem. Sex and Power in the Balkans / / Women, Cul ture, and Society. Stanford, 1974. P. 243-262.
Послесловие к изданию 1990 г.
После публикации монографии в 1978 г. в свет вышло око ло тридцати книг, касавшихся различных аспектов жизни рос сийских женщин, на английском языке, шесть - на русском и примерно столько же - на других европейских языках, не счи тая научных статей и диссертаций. История русских женщин является активно развивающейся областью историографии. Бум начался еще до выхода в свет первого издания этой книги. Но мой интерес к данной теме, хотя по счастью и совпал с воз рождением женского движения на Западе, возник раньше бума. В конце 50-х годов, занимаясь изучением истории Евро пы, меня увлекла проблема сексуального равноправия в трудах французских социалистов-утопистов начала XIX в. В Гарвар де, где я обратился к русской истории, тема русского феминиз ма возникла как бы сама собой, и я избрал ее предметом для своей диссертации. Большинство моих коллег, занимавшихся историей русских женщин, пришли к этой теме через своего рода феминистское сознание, что придавало гендерному ана лизу, содержащемуся в их работах (в отличие от моих), неко торую утонченность. Однако, если я не ошибаюсь, все мы горе ли желанием посредством социальных и культурологических исследований наделить российскую историю человечностью и сделать ее понятной. В послесловии я бы хотел остановиться на недавних исследованиях, а затем обсудить нынешнее со стояние дел.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!