Cavalry Maiden: Journals of a Russian Officer in the Napoleonic Wars. Bloomington, 1988; Cavalry Maid: The Memoirs of a Woman Soldier of 1812. Ann Arbor, 1988.



2 Тишкин ГА. Женский вопрос в России в 50-60-е годы XIX века. Л., 1984.

 

3 Johanson С. Women’s Struggle for Higher Education in Russia, 1855-1900. Mont­ real, 1987; TuveJ. The First Russian Women Physicians. Newtonville, 1984.

 

Koblitz A. A Convergence of Lives: Sofia Kovalevskaia. Boston, 1983.

Павлюченко Э. Женщины в русском освободительном движении: от МарииВолконской до Веры Фигнер. М., 1988.


 

568


иллюстрированное исследование, хотя оно и страдает некоторой узостью в постановке проблемы и не учитывает западные иссле­ дования. В отличие от предыдущих советских историков Павлю­ ченко большее внимание уделяет. традиционным феминисткам, но ее основной интерес - радикальная традиция, что отражено в самом названии книги: «Женщины в русском освободительном движении: от Марии Волконской до Веры Фигнер». Новаторство книги состоит в том, что автор чаще цитирует семиотика Юрия Лотмана, чем Ленина.

 

Из четырех западных работ по той же проблематике наиболее серьезным и оригинальным представляется исследование Барба­ ры Энгел «Матери и дочери»1. Значительно лучше, чем другие (включая и исследование Павлюченко), оно очерчивает связь ме­ жду «личным и политическим», проливая свет на гендерное из­ мерение женского радикализма с необычной точки зрения. Со­ ветские историки, если они хотят избежать провинциализма, по-прежнему присутствующего в их работах, должны будут счи­ таться с книгой Б.Энгел или по крайней мере спорить с ней. Ис­ ториография этого и более позднего периода истории женского освободительного движения обогатилась биографиями Веры За­ сулич и Александры Коллонтай (кроме того, планируется пере­ издать воспоминания Веры Фигнер). Не так давно появился и ряд новых изданий романаЧернышевского «Что делать?», кото­ рый является основополагающим документом по истории жен­ ского вопроса в России2.

 

Исключительный интерес для истории борьбы за женское равноправие представляет анализ Уильяма Вагнера реформы се­ мейного законодательства, особенно по облегчению процедуры развода и наделению женщин правом владения собственностью, за которую боролись юристы XIX в.3 Автор убедительно доказы­

 

Engel В. Mothers and Daughters. Cambridge, 1983; Broido V. Apostles into Terror­ists: Women and the Revolutionary Movement in the Russia of Alexander II. N.Y., 1977; Porter C. Fathers and Daughters. London, 1980; Schmieding W. Aufstand der Tцchter russische Revolutionдrinnen in 19. Jahrhundert. Frankfurt, 1981.

Bergman J. Vera Zasulich: A Biography. Stanford, 1983; Clements В. Bolshevik Femi­nist: The Life of Alexandra Kollontai. Bloomington, 1979; Farnsworth B. Aleksandra Kollontai: Socialism, Feminism, and the Bolshevik Revolution. Stanford, 1980; Porte C. Alexandra Kollontai. London, 1980. Воспоминания Веры Фигнер были переизданы в издательстве Иллинойского университета. Рецензии на перевод «Что делать?» см.: Slavic Review. 1987. Spring 46. № 1. Великолепный анализ романа см.: An­ drewJ. Women in Russian Literature, 1780-1863. London, 1988.

Wagner W. The Trojan Mare: Women’s Rights and Civil Rights in Late ImperialRussia / / Civil Rights in Imperial Russia / Ed. by O.Crisp, LEdmondson. Oxford, 1989. P. 65-84.


 

569


вает, что юристами руководили не только профеминистские на­ строения, но и желание пробить дорогу к дальнейшей реформе законодательства, расширить сферу влияния закона за счет пат­ римониального государства, а также желание разработать проект «гуманной семьи» в качестве модели для всех общественных сло­ ев. Понятие эгалитарной семьи, возникшее среди интеллигенции, было полностью отторгнуто государственными деятелями в 1930-х годах. Возрождение этого понятия является одной из ос­ новных целей вновь возникшего феминистского движения.

 

Нельзя сказать, что историки игнорировали художественную литературу как источник по реконструкции эмоционального и ду­ ховного мира, однако они (в том числе и я сам) больше основыва­ лись на образах мужской литературы (например, на образе «силь­ ной женщины»), чем на тех, которые содержались в произведени­ ях писательниц. Это упущение пытается исправить новая волна феминистской критики, которая дешифрует художественные и нехудожественные произведения женщин XIX в., чтобы выяс­ нить, что эти женщины, по крайней мере образованные, думали о гендере, политике и своей повседневной жизни. Пионером в этой области исследований является Барбара Хелдт; ее работы пред­ лагают проникновенный взгляд на женскую психологию сквозь призму художественной литературы и мемуаров1. Такой подход существенно обновляет наши представления о женской личности XIX в., создает картину бесконечного разнообразия обществен­ ной и частной жизни женщин, принадлежавших к различным классам и находившихся в различных обстоятельствах.

 

Изучение последних лет существования Российской империи сопровождается бурным развитием городской и социальной ис­ тории, за которым последовало повышение интереса к культур­ ной истории. В 1978 г. увидел свет сборник «Семья в имперской России» под редакцией Дэвида Рансела. Его авторы рассматри­ вают российскую семью под разным углом зрения. В главе «Жен­ щины России» Рансел, уделяя повышенное внимание сравни­ тельному анализу, показывает причины высокого уровня смерт­ ности детей в русских семьях, живших в Поволжье. Тщательную подборку документов, касающихся крестьянской семьи, можно найти в работе Кристины Воробек. Автор изменяет традицион­ ное представление о крестьянской бабе как исключительно домо­

 

Heidt В. Terrible Perfection: Women and Russian Literature. Bloomington, 1987.См. также: Rosenholm A. Auf den Spuren des Vergessens: zur Rezeptionsgeschichte der russischen Schriftstellerin N. D. Chvo§Јinskaja / / Studia slavica finlandensia. Helsinki, 1989; BjerkertgM. Kvinnen i russisk litteratur. Oslo, 1979.


 

570


хозяйке и работнице, показывая вместо этого широкий спектр ролей, которые играла крестьянка в семье, сельском хозяйстве, деревенском ремесле, домохозяйстве, на фабрике, в деревенской медицине и даже в проституции1. Образец изучения трудящейся женщины дает исследование Розы Гликман, посвященное жен­ скому пролетариату2 . Книга освещает каждодневную жизнь ра­ ботниц на фабрике и дома, разрушает миф о равноправии «жен­ ской половины пролетариата» в социалистической борьбе, а так­ же вскрывает некоторые недочеты в процессе освобождения женщины с самого начала советской власти.

 

Первый полноценный анализ дореволюционной российской проституции принадлежит Лоре Бернштейн, которая рассматри­ вает в тесной связи проблемы публичных домов, здоровья обще­ ства, низкой эффективности бюрократии, государственного кон­ троля и инспектирования проституток, а также усилия общества (в том числе феминисток), направленные на упразднение врачеб­ но-полицейского надзора и запрет проституции3. В настоящее время Лора Энгелыптейн осуществляет новаторское исследова­ ние сексуальности в дореволюционной России4. Энгелыптейн расширила словарь российской социальной истории, включив в него понятие «гендер», которое она проанализировала в свете профессионализации, модернизации, элитарности, санитарного контроля, юриспруденции, культурных настроений и особенно в свете тех сексуально-культурно-классовых недомоганий, кото­ рые завладели либеральной и радикальной интеллигенцией Рос­ сии после революции 1905 г. Краткое перечисление проблем, поднятых в ее работе - аборты, изнасилования, проституция, го­ мосексуализм, мастурбация, девиантность, не может отразить той степени исторического воображения, богатства и строгости

 

The Family in Imperial Russia: New Lines of Historical Research / Ed. by D.Ran-sel. Urbana, 1978; Ransel D. Infant - Care Cultures in the Russian Empire / / Russia's Women: Accommodation, Resistance, Transformation.

Glickman R. The Russian Factory Woman: Workplace and Society, 1880-1914.Berkeley, 1984.

3 Bernstein L. Sonia’s Daughters: Prostitution and Society in Russia. Berkeley, 1987.

См. также: Stites R. Prostitute and Society in Pre-Revolutionary Russia / / Jahrbcher fьr Geschichte Osteuropas. 1984. Spring. 1. P. 348-364.

Engelstein L. Morality and the Wooden Spoon: Russian Doctors View Syphilis,Social Class, and Sexual Behavior, 1890-1905 / / The Making of the Modern Body: Sexuality and Society in the Nineteenth Century / Ed. by C.Gallagher, T.Laqueur. Berkeley, 1987. Gender and the Juridical Subject: Prostitution and Rape in Nine-teenth-Century Russian Criminal Codes //Journal of Modern History. 1988. Sept. № 3. Abortion and the Civic Order The Legal and Medical Debates / / Russia’s Women: Accommodation, Resistance, Transformation.


 

571


анализа, которые она привнесла в свое исследование. Она разру­ шает стереотипы, показывая, что многие женщины, как например жертвы изнасилований, нарушители сексуальной морали и про­ ститутки, находились под строгим контролем полиции и были юридически отчуждены от остального общества, а другие, напри­ мер крестьянки, были мифологизированы как образцы доброде­ тели. Столь же важным представляется и анализ мужчин. Работа Энгелыптейн изменяет наши представления о классах, законах и обществе старой России.

 

Картину участия женщин в организациях и движениях в по­ следние два десятилетия существования монархии, дополнили три автора. Классической работой считается исследование феми­ нистского движения Линды Эдмондсон. Она в деталях показала, как в действительности работали женские организации, чем они отличались от европейских и американских, как женское движе­ ние относилось к более широкой постановке вопроса о граждан­ ских правах. Ее объяснение того, почему мужчины столь долго поддерживали женщин и их требования равноправия - мужская солидарность была обусловлена недостатком гражданских прав у мужчин - помогает объяснить отношения между советскими мужчинами и женщинами в общественной сфере, но недостаточ­ но для понимания их взаимоотношения в частной жизни1.

 

Обстоятельное исследование Б.Фиселер, посвященное соци-ал-демократкам - радикалкам и марксисткам (как большевичкам, так и меньшевичкам), является здоровым противоядием против недавней волны разнузданной враждебности советских людей по отношению к революционному движению. Автор убедительно по­ казывает стремление этих женщин к высоким идеалам и их ис­ креннюю преданность революционному делу. Они не являлись ни лидерами, ни теоретиками, но именно они поддерживали дух това­ рищества и сохранили освободительное движение в подпольных условиях его существования. Их страстное стремление к личному освобождению и социальной справедливости связывает их с ради­ калками 1860-1870-х гг. Подобно последним они также зачитыва­ лись романом Н.Чернышевского «Что делать?», считая его не про­ сто феминистским трактатом, но свидетельством их силы воли, освобождения и утопического видения. С другой стороны, разде­ ление труда по половому признаку в марксистских партиях несо­ мненно предопределило второстепенное положение большевичек после революции 1917 г., а снижение числа женщин в движении после 1905 г., когда оно в большей степени стало пропролетар-

 

1 Edmondson L. Feminism in Russia, 1900-1917. London, 1984.


 

572


ским, явилось предвестником того, что призошло в советском об­ ществе в 1930-е годы1.

 

Работа Бренды Михэн-Уотерс, посвященная женским рели­ гиозным обществам, представляет малоизученное направление

 

женской истории2. Вполне понятно, что этот аспект женской деятельности появился на волне общего возрождения интереса к русской религиозной истории. Ее исследование способствует расширению слишком политизированного (что значит прежде всего радикального) взгляда в нашей литературе на рассматри­ ваемый период; оно поможет также объяснить многим удивлен­ ным наблюдателям современной российской жизни, почему произошло столь необычайное возрождение религиозной и бла­ гочестивой жизни среди женщин во второй половине 1980-х гг. Михэн-Уотерс ясно показывает, что религиозно настроенные женщины, так же как и революционерки не только поддержива­ лись в своей благочестивой деятельности священниками, но имели собственных герог^нь и свои возвышенные идеалы.

 

Что касается истории советского периода, то мы не встреча­ ем здесь такого же всплеска научной активности, которая на­ блюдалась в историографии дореволюционной России. По-прежнему лучшим образом женской истории 1917-1978 гг. остается работа Г.Лапидуса3. Из недавних многочисленных ис­ следований, посвященных революции 1917 г., работа С.А.Смита 0 Петрограде содержит наиболее глубокий анализ как роли женщин в революционных событиях, так и условий их жизни. Барбара Клементс изучает большевистких революционеров, а Беатрис Фарнсворт - крестьянок в ранний период Советского государства4. Самой обширной работой, которую я читал, была диссертация Уэнди Голдмана о российской семье в первые два десятилетия советской власти 5. Глава диссертации об аборте

 

Fieseier В. The Making of Russian Female Social Democrats, 1890-1917 / / Inter­national Review of Social History. 1989. № 2. P. 193-226.

2 Meehan-Waters B. Popular Piety, Local Initiative, and the Founding of Women’sReligious Communities in Russia, 1764-1917 / / St. Vladimir Theological Quarterly. 1986. №2. P. 117-141.

3 Lapidus G. Women and Soviet Society. Berkeley, 1979. См. также сборник статей: Women, Work, and Family in the Soviet Union / Ed. by G.Lapidus. Armonk, 1982.

4 Smith SA. Red Petrograd: Revolution in the Factories, 1917-1918. Cambridge,


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!