Bolshevik Culture: Experiment and Order in the Russian Revolution / Ed. by A.Gleason. Bloomington, 1985. 2 страница



 

Что же происходит в эпоху М.Горбачева? Любой ответ на этот вопрос несомненно вскоре устареет. Превосходный анализ ос­ новных политических изменений, имевших место с 1985 г., со­ держится в работе Мери Бакли4. Во-первых, происходило бес­ прецедентное общественное обсуждение таких щекотливых вопросов, как контрацепция, аборты, проституция, детская смертность и секс. Горбачев, хотя и не был феминистом (в 1987 г. он высказал мнение о семье как естественном месте для женщи­ ны), способствовал продолжению дискуссий, провозгласив эпоху

 

Buckley М. Women and Ideology in the Soviet Union. N.Y., 1989.

Moscow Women / Ed. by C.Hansson, K.Liden. N.Y., 1983.

 

О женщинах накануне перестройки см.: Soviet Sisterhood / Ed. by B.Holland. Bloomington, 1985. Новый аспект женской истории открыт в работе: Bridger S. Women in the Soviet Countryside: Women’s Roles in Rural Development in the So­ viet Union. Cambridge, 1988. О положении женщин в странах Восточной Европы, или Советского блока, см.: Women, State, and Party in Eastern Europe / Ed. by Charon Wolchik, Alfred G.Meger. Durham, 1985.

Buckley M. Women and Ideology in the Soviet Union. N.Y., 1989.


 

575


гласности. Он развенчал старый коммунистический миф, заявив на одном из партийных собраний в 1988 г., что «женский вопрос» еще не решен и что женщинам не предоставлено полное равно­ правие с мужчинами. Он также стремился к тому, чтобы хоть не­ много повысить уровень представительства женщин в политиче­ ском руководстве. При всех своих недостатках Горбачев в большей степени, чем другие советские лидеры начиная с Лени­ на, повлиял на решение этого вопроса.

 

Появились некоторые признаки политического пробужде­ ния женщин. В январе 1987 г. (почти через 80 лет после Перво­ го женского съезда в 1908 г. и почти через 60 лет после послед­ него крупного заседания женотдела в конце 1920-х гг.) была созвана Всесоюзная конференция женщин. Конференция не привела к возникновению независимого феминистского дви­ жения; она скорее предоставила трибуну для жалоб и дискус­ сий, но это является важным шагом на пути к любому переуст­ ройству. Хотя некоторые женщины и говорили о необходимо­ сти «перевоспитания» мужчин (что в советских условиях за­ частую означало просто их воспитание, а не обращение их в феминистов), основными темами на конференции были ре­ формы в отношении женщин. Наиболее решительным было выступление Зои Пуховой (1936 г.р.) - бывшей ткачихи и ди­ ректора фабрики. Она ратовала за то, чтобы оставить женщин

 

сфере экономики и общественного производства, а не отправ­ лять их назад в семьи, так как это, по ее мнению, снизит их ценность как личности. Предложенное ею решение женского вопроса было банальным и невыразительным - предоставить мужчинам возможность играть в домашнем хозяйстве и семье более значительную роль. Сразу же после конференции Пухо­ ва сменила Валентину Терешкову на посту руководительницы Комитета советских женщин и продемонстрировала яркие спо­ собности лидера. В 1986 г. Горбачевым были возрождены жен-советы, находившиеся подобно Комитету женщин в многолет­ ней спячке* которые стали проводить организационные собра­ ния, агитационные и информационные встречи. Несмотря на слабость и неполноценность женсоветы проявляли признаки жизни и деятельности. Так, одна из руководительниц Ленин­ градского женсовета отметила, что уровень женского полити­ ческого представительства снизился, хотя большинство трудо­ способного населения страны составляют женщины1.

 

Browning G. Women and Politics in the USSR: Consciousness Raising and SovietWomen’s Groups. N.Y., 1987.


 

576


 

Все эти проблемы, поставленные на конференции, не были новыми, однако проявившееся там столкновение интересов, от­ разило происходящее во всем обществе. Многие мужчины и жен­ щины просто отвергали идею политизации гендерной проблемы, не сознавая, что она всегда была проблемой политической. Неко­ торые женщины явно хотели иметь возможность уволиться с ра­ боты и находиться дома, покупая модную одежду, быть или оста­ ваться «женственными» (в их понимании). Это стремление не соответствовало не только марксистским установкам, но и феми­ нистским, которые рассматривали дом как тюрьму. Русские пра­ вославные женщины являются социальной опорой мощного ре­ лигиозного подъема, происходящего в настоящее время в стране; однако некоторые активистки, желающие помочь своим сестрам


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!