Bolshevik Culture: Experiment and Order in the Russian Revolution / Ed. by A.Gleason. Bloomington, 1985. 5 страница



 

На упомянутом выше московском семинаре председательст­ вовала Ольга Липовская. Участницами семинара были главным образом представительницы местных женских клубов и органи­ заций, которые начиная с 1895 г. спонтанно возникли по всей стране. Целью собравшихся было создание настоящего независи­

 

Women and Russia: First Feminist Samizdat. London, I960.

2

Мужчина и женщина / / Комсомольская правда. 1990. Март 7. Также см.: Ed­ mondson L. Women’s Emancipation and Concepts of Sexual Difference: The Debateamong Feminists ip Russia Before 1917.


 

580


мого феминистского движения - впервые в России после 1917 г. По свидетельству американской наблюдательницы, участницы с грустью отметили, что им придется начинать все заново и решать те же проблемы, которые были поставлены еще их прабабушка­ ми в XIX в.1С другой стороны, они по крайней мере, без догма­ тизма берутся за решение этих проблем, задавая вечные вопросы всех русских интеллигентов во времена исканий - с чего начать и что делать. Возможно, они так и не сумеют найти все ответы, но будем надеяться, что они смогут сформулировать свои вопросы и предъявить их обществу в условиях демократии и свободы2.

 

Москва, Ленинград, Хельсинки 1989-1990

 

Я благодарен Р.Гликман, которая присутствовала на данном семинаре и поде­ лилась со мной своими впечатлениями.

См. рецензию Татьяны Толстой на кн.: Gray P.F. Soviet Women: Walking the Tightrope. N.Y., 1990 //N ew York Review of Books. 1990. May 31. P. 3-7.


 

581


Приложение

 

«Социальные основы женского вопроса» (1909)

 

М. Коллонтай

 

«Социальные основы женского вопроса» А.М.Коллонтай яв­ ляются крупнейшей из когда-либо написанных русскими работ по данной проблематике. Предполагалось, что данное произве­ дение станет теоретической платформой для делегации работ­ ниц на Всероссийском женском съезде 1908 г., а также, возмож­ но, настольной книгой для их руководительниц (но не для самих работниц) и приманкой для социально сознательных фе­ министок. Между тем, Коллонтай было весьма трудно найти из­ дателя, а когда в конце концов она его нашла, то решила отпра­ вить рукопись для рецензирования М.Горькому, жившему в то время на Капри. Горький одобрительно отозвался о работе. Но из-за перерыва в работе над рукописью на несколько месяцев книга вышла в свет лишь в начале 1909 г. К этому времени за­ вершился съезд, феминистки и социалистки находились в неко­ торой растерянности, а вопрос о женской эмансипации времен­ но вышел из моды. Поскольку основной акцент в книге делался на анализ российского феминистского движения в период его развития в 1908 г., то это обстоятельство в определенной степе­ ни лишило работу Коллонтай исторического значения. По­ скольку книга была слишком объемной для того, чтобы исполь­ зовать ее в агитационных целях, слишком заумной для рядовых работниц и в значительной степени узкотематической, чтобы оставаться актуальной для более поздней стадии женского со­ циалистического движения, то она очутилась в своеобразном историческом забвении и редко когда использовалась активи­ стами этого движения. Но, поскольку «Социальные основы...» продолжают оставаться крупнейшей работой, написанной пред­ ставительницей русского марксизма по данному вопросу, и ши­ роко используются историками женского движения, то здесь требуются некоторые комментарии1.

 

Исторический и экономический анализ, содержащийся в кни­ ге, дан в русле идей Бебеля, Энгельса и других немецких авторов

 

страдает от высокой степени абстрактности. Когда Коллонтай пытается проследить возникновение женского движения в Рос­ сии, она либо преувеличивает значение первых женских забасто­


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!