Bolshevik Culture: Experiment and Order in the Russian Revolution / Ed. by A.Gleason. Bloomington, 1985. 7 страница



 

Главный удар Коллонтай был направлен на русских фемини­ сток. К женщинам, занимавшимся благотворительностью, она от­ носилась не иначе как с презрением. «Не вычерпать им, - писала она, используя в марксистских целях старое клише интеллиген­ ции, - чайной ложкой благотворительности моря страданий и нищеты, порождаемых капиталистической эксплуатацией наем­ ного труда». Однако, признавая тот факт, что Взаимноблаготво­ рительное общество со временем стало заниматься политикой, Коллонтай практически не уделяла его деятельности внимания и только лишь высмеивала его бессмысленную мечту о едином женском движении. Большим нападкам подверглась Прогрессив­ ная женская партия, причем не только за ее отчуждение от масс, но и за ее претенциозность. Но основное внимание Коллонтай было приковано к Союзу равноправия женщин - наиболее демо­ кратической, наиболее социально ориентированной организации,

 

поэтому менее всего уязвимой для критики. Поскольку все ле­ вое крыло Союза выступало за всеобщее избирательное право и реформу трудового законодательства, то Коллонтай была выну­ ждена сконцентрироваться на расколе Союза и его последующем отказе признать партию социал-демократов «своею». Альянс

 

1 Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. С. 3,27, 235.


 

584


трудовиков и кадетов Коллонтай рассматривала как результат «инстинктивного осознания классового антагонизма, розни, ос­ новных экономических интересов»1.

 

Антифеминистская полемика, содержащаяся в «Социальных основах женского вопроса», в значительной степени носит утри­ рованный характер. Автор не верит тому, что феминистское дви­ жение в какой-либо стране способствует получению женщинами права голоса, что оно поддерживает всеобщее избирательное пра­ во или же демонстрирует озабоченность социальными проблема­ ми в России. Когда Коллонтай признавала за феминистскими объединениями социальную направленность, она видела в ней лишь средство достижения их скрытых целей. При вниматель­ ном рассмотрении может показаться, что основной проступок феминисток, который Коллонтай им прощала, заключался в том, что они не были социалистками. Определенная слабость книги в том, что Коллонтай практически не уделяет внимания насущным проблемам внутри самого пролетарского движения. Утверждая, что рабочие и работницы (а также социалисты) объединены об­ щей борьбой, она, тем не менее, ничего не пишет о враждебной настроенности пролетариев по отношению к работницам и со­ циалисткам, выступавшим за освобождение женщин. Справедли­ вости ради необходимо отметить, что в последующих работах Коллонтай исправила этот недостаток. Кроме того, утверждая, что «образованные» представительницы буржуазии отвернулись от фабричных работниц, она ничего не говорит о тех проблемах, с которыми столкнулись сами социалистки, пытавшиеся устано­ вить контакты с работницами. Помимо всего прочего, изложение материала весьма запутанное, скучное, а сама книга - наскоро написана и, конечно же, не оправдывает своего названия.

 

Однако, несмотря на все эти недостатки, у книги есть и досто­ инства. Если не по ясности изложения, то по своему охвату, она может сравниться с «Женщиной и социализмом» Бебеля. Цет­ кин так и не нашла времени, чтобы написать исследование такого объема. Появись работа Коллонтай раньше, она могла бы занять более видное место в литературе по женскому вопросу той эпохи. Тем не менее она представляет значительную ценность в качест­ ве хроники феминизма 1905-1908 гг. Такое подробное описание истории феминизма тех лет редко встречается в подобного рода произведениях. Благодаря обильному цитированию феминист­ ских работ, которые сейчас было бы трудно найти, исследование


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!