Bolshevik Culture: Experiment and Order in the Russian Revolution / Ed. by A.Gleason. Bloomington, 1985. 3 страница



 

Средней Азии, считают, что атеизм - это лучший способ борь­ бы с мусульманской «отсталостью». Недавнее проведение «кон­ курсов красоты» ужаснуло русских консервативных национали­ стов, неосталинистов, либералов и радикальных реформаторов; однако они не в ладах друг с другом и по всем другим вопросам. Перечень конфликтующих интересов и настроений бесконечен, так как это характерно для любого гражданского общества.

Во времена существования «старой» Государственной думы (1906- 1914) одной из проблем, которая возбудила обществен­ ный интерес и помогла привлечь внимание к женскому вопросу, была проституция. То же самое, кажется, происходит и сейчас. Как никакая другая гендерная проблема, проституция освещает­ ся в средствах массовой информации и попкультуре. Ни домаш­ няя жизнь, ни одиночество незамужних женщин, ни профессио­ нальные конфликты не стали столь скандальными при их обще­ ственном обсуждении, как проституция. Конечно, в этой профессии, в особенности, если речь идет об иностранных клиен­ тах в гостиницах или иностранных рабочих и туристах, нет ниче­ го нового, однако эта проблема скрывалась от общества. Резкий подъем социологических исследований о женщинах привел к по­ явлению множества статей, свидетельствовавших о том, что ряды проституток пополняются не за счет девушек из низших и бед­ нейших слоев общества, а за счет представительниц среднего слоя, студенток, старшеклассниц и даже дочерей привилегиро­ ванных чиновников1. В основе этой «социальной патологии» ле­ жат неразвитые трудовые отношения, относительная нестабиль­

 

Например, см.: Габиани АЛ., Мануильский МЛ. Цена «любви» (обследование проституток в Грузии) / / Социологические исследования. 1987. Ноябрь-дек. С. 61-68.


 

577


ность экономики, а также появление дорогих товаров и модно одетых людей (в особенности иностранцев) на улицах городов и по телевидению. В 1988 г. по телевидению был показан докумен­ тальный фильм «Группа риска» с потенциальной аудиторией зрителей в 90 миллионов1. Во время беспрецедентного интервью

 

проститутками одна из них сказала, что ей нет нужды работать на фабрике за 150 рублей в месяц, когда за один день она сможет заработать больше.

 

Затем появилась книга В.Кунина «Интердевочка», которая 80 лет спустя после написания «Ямы» А.Куприна, произвела тот же самый шоковый эффект. Героиня книги, продававшая себя кли­ ентам ленинградского «Интуриста», оправдывала свою профес­ сию практически в тех же самых словах, что и героиня упоминав­ шегося документального фильма, однако эффект, произведенный книгой, был намного глубже, вследствие ее намеренно сенсацио-нированной художественной формы, грубого реального сленга и эротических сцен2. Фильм, снятый в 1989 г. по книге, хотя и был разгромлен критиками, тем не менее имел кассовый успех3. Ро­ ман и фильм произвели настоящую сенсацию, хотя в действи­ тельности они рассказали о хорошо известной и вполне офор­ мившейся среде «интердевочек», «ночных бабочек» или «путан»

 

их собственными обычаями, нарядами (меховыми пальто, вы­ сокими сапогами, мини-юбками) и жаргоном. Их окружали, об­ служивали и обманывали таксисты, милиционеры, швейцары, горничные, спекулянты и сутенеры. Это шокирующее открове­ ние, как и многие другие в эпоху гласности, выявило почти ци­ ничное равнодушие общества к данному явлению или даже его приятие, что хорошо прослеживалось на примере попкультуры, когда зимой 1989-1990 гг. самой популярной песней, исполняв­ шейся в московских и ленинградских ресторанах, была «Пута­ на» - история парня, которого его школьная возлюбленная про­ меняла на деньги, дорогие наряды и шампанское в гостиницах для интуристов.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!