Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 65 страница
Ко времени выхода нового семейного кодекса высшее партий ное руководство уделяло много внимания вопросам семьи, хотя и не всегда учитывало все нюансы. Например, старый большевик Лядов, ректор Коммунистической академии, заявил своим сту дентам, что коллонтаевская теория любви об Эросе является лишь апологией эгоистического желания, хотя он и признавал,
1 Sarolea С. Impressions of Soviet Russia. London, 1924. P. 98; SmithJ. Op. cit. P. 131.
Schlesinger R. The Family in the USSR. P. 95, 109; Smith J. Op. cit. P. 31-32; Gasiorowska X. Woman in Soviet Fiction, 1917-1964. P. 28. См. также: Волъф сон СЯ. Указ. соч. С. 403-408.
|
|
514
что не знает, какого эроса она восхваляла - «крылатого» или «бескрылого». Рязанов, знаменитый ученый-марксист, был спра ведливее к Коллонтай, но все же его ответы на ее вопросы не ос тавили сомнения в том, на чьей стороне он стоял. «Мы должны учить наших молодых комсомольцев, что брак - это не личное дело, - говорил Рязанов, выступая против нового семейного ко декса, - а акт огромного социального значения, требующий вме шательства и регулирования со стороны общества»1. Интересно, что именно нарком просвещения Луначарский был инициатором строжайшего соблюдения моногамии в те годы. Говоря о необхо димости восстановить демографический уровень 1913 г., он на стаивал на том, что государство не сможет заботиться о новом поколении детей, так как оно не справляется с сотнями тысяч уже живущих беспризорников. Это не смогут делать и одни мате ри без постоянной помощи мужей. Он писал: «В нашем обществе единственно правильной формой семьи является прочная парная семья. Такой союз во имя жизни рождает и воспитывает детей, это единственная форма, которая нам нужна, и тот, кто хочет полностью выполнить свой долг политический, трудовой и чело веческий, должен строить только такую семью». Развод возмо жен только в исключительных случаях, к нему следует прибегать лишь раз или два. А тот, кто злоупотребляет им, является “конт рой” наших дней»2.
|
|
|
|
|
|
Во многом благодаря своим рядовым членам комсомол часто критиковался за распущенное поведение, поэтому комсомоль ские лидеры приложили все усилия, чтобы отделить себя от них. Два комсомольских писателя присоединились к кампании про тив «аномалий» сексуальной жизни, против «крылатого Эроса», безответственности, цинизма, промискуитета, предсказывая их последствия. Они писали: «Советской власти нужны техники и инженеры, чтобы построить социалистическую промышлен ность, нужны хорошие и культурные кооператоры, педагоги, что бы ликвидировать безграмотность и невежество, нужны общест венные работники, нужна смена, чтобы продвигать революцию дальше, к социализму. Можем ли мы все это создать, если моло дежь - этот культурный резерв социализма - будет много внима ния уделять вопросам любви, брака и т.д.?»3. На Выборгской рай онной конференции 1929 г. широко использовались устаревшие
Лядов М.Н. Вопросы быта. М., 1925,16-18,34-36; Рязанов Д. Маркс и Энгельс обраке и семье / / Летописи марксизма 1927. Ill; SmithJ. Op. cit. P. 92,116-117.
Луначарский А. О быте. М., 1927. С. 21-22,37.
Григоров Г., Шкотов С. Старый и новый быт. С. 157.
дореволюционные клише: «отвратительные вопросы», «обломов щина». На конференции был сделан вывод, что «жизнь без кон троля» должна быть возвращена в русло социального регулиро вания. «Свободная любовь», которую склонны восхвалять многие мужчины и женщины, часто трансформируется в свобод ную развращенность» - сделали заключительный вывод органи заторы конференции. «У человека физически и духовно здорово го, строящего новую полноценную, интересную общественную и личную жизнь, нет времени для низменных желаний»1.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!