Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 60 страница



другой стороны, историк Э.Карр отрицает важность теории. Он считает, что нравственный беспорядок и разруха были в зна­ чительной степени результатами войны и революции и что они были «оправданы «социалистической доктриной» с оглядкой на прошлое»3. Эта личная точка зрения Карра не выдерживает хро­

 

К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин о женском вопросе. С. 129.

Trotsky L.D. Problems of Life. London, 1924. P. 25; Lawton L. Op. cit. P. 230. CarrE.H. Socialism in One Country. Vol. 1. P. 31.


 

505


нологической проверки, так как работы Коллонтай, которые он называет «социалистической доктриной», были изданы позднее, чем начался процесс нравственного распада. Сексуальная рево­ люция, какие бы формы она не принимала, была хорошо подго­ товлена теоретически и психологически предшествующими по­ колениями представителей российской мысли и литературы, а не «оправдана с оглядкой на прошлое». Сказав это, было бы глупо, однако, отрицать точность замечания Карра по вопросу о более глубоких причинах сексуального переворота. Именно атмосфера героического безрассудства и насилия последних лет породила авантюризм в сфере любви и секса; и именно результаты наси­ лия, рассматривавшиеся как созидательные и значительные, воз­ вестили приход эпохи, когда «освобождение от старых традици­ онных уз» было низведено до примитивных форм сексуальной жизни и мышления.

 

Смешивал ли термидорианский импульс эти учения и край­ ности или боролся против них обоих? Морис Хиндус - проница­ тельный исследователь советской повседневной жизни, размыш­ лял над этой проблемой в 1929 г., в особенно критический момент русской истории. Если бы, считал он, сексуальная рево­ люция привела к меньшей беспорядочности в связях, то есть, если бы «в российских условиях свободы уменьшилась распу­ щенность», то результатом стало бы появление новой, более воз­ вышенной формы моногамии и нравственности. Однако, если сексуальная революция будет развиваться в направлении поли­ гамии, то «тогда, без сомнения, русские будут обуздывать свобо­ ду личности в вопросах секса» и будут вводить «дисциплиниро­ ванность», «социальную цензуру» и «общественный контроль»1. Именно так и произошло, однако элементы термидора появились задолго до их предсказания Хиндусом.

 

3. Сексуальный Термидор

 

советской историографии, касающейся вопроса сексуаль­ ной революции в советской истории, обычно говорится о впечат­ лении, которое произвела внезапность установившегося периода «термидора» или реакции (в середине 1930-х гг.). Это была ис­ ключительно сталинская инициатива, навязанная против воли людей, и поэтому оценивавшаяся как негативное явление. Все эти предположения безусловно требуют доказательства. На­ строения термидора родились вместе с революцией, и впервые о нем заговорил сам лидер революции. Точка зрения Ленина, ухо­

 

1 Hindus М. Humanity Uprooted. N.Y., 1929. P. 100.


 

506


 

дившая корнями в традиции революционной интеллигенции, на­ шла отклик среди большого числа его влиятельных последовате­ лей в 1920-1930-х гг. Несмотря на то что Сталин принимал и проводил в жизнь свои решения достаточно жестко, он действо­ вал с согласия широкого круга большевистской интеллигенции обоих полов. Более того, хотя его меры, возможно, и обуздали сексуальную энергию многих людей, они способствовали ограни­ чению сексуального насилия и сексуальной эксплуатации, рас­ пространившихся в российском обществе с установлением совет­ ской власти.

 

Впервые против крайностей сексуальной революции Ленин высказался в часто цитируемой беседе с Кларой Цеткин, которая состоялась в 1920 г.1 Хотя ее содержание было опубликовано лишь пять лет спустя, когда ее тепло приняли те, кто придержи­ вался консервативных взглядов в вопросах секса, ленинская точ­ ка зрения была высказана еще в конце Гражданской войны, за три года до того, как коллонтаевская Женя («Любовь трех поко­ лений») выдвинула свое пресловутое оправдание сексуальной свободы. Эту работу Ленин, очевидно, никогда не читал и, конеч­ но же, никогда не комментировал. Свою критику Ленин напра­ вил на свободное сексуальное поведение в годы Гражданской войны - того «бескрылого Эроса», который так возмущал Кол­ лонтай. Несмотря на некую неясность и двусмысленность, взгля­ ды Ленина на сексуальный вопрос (первые высказанные в его письмах военной поры к Инессе Арманд) демонстрируют его не­ гативное отношение к «ненормальной» и «чрезмерной сексуаль­ ной жизни» и откровенно враждебный взгляд на «озабочен­ ность» сексуальной проблемой даже в целях ее обсуждения. «Я не доверяю тем, кто постоянно размышляет над сексуальным во­ просом, как индийский святой над своим пупком», - говорил он Цеткин, признавая, что «копаться во всем, что касается секса», для него отвратительно. Отношение молодежи к сексу он охарак­ теризовал как «болезнь современности». «Беспорядочность в во­ просах секса - это буржуазное явление, - заявил он, - это при­ знак вырождения». И, предвосхищая главный тезис предстоящих дебатов, он предупредил, что секс «растрачивает здоровье и силу» молодых людей.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!