Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 64 страница



 

Виноградская П. Памятные встречи. М., 1972. С. 53; Она же. Вопросы морали,пола, быта и тов. Коллонтай / / Красная новь. 1923. Окт.-ноябрь. 6. 16. С. 213, 186,214.


 

512


слишком расцветает любовь». Это диаметрально противоречит точке зрения Коллонтай о том, что любовь в разных видах и не­ ограниченных количествах реализуется в рамках рабочей комму­ ны. Для Залкинда любовь и секс были своего рода основным ка­ питалом, который нужно было инвестировать в классово-ориен­ тированные предприятия и не растрачивать на другие цели. От этого пикантного вывода Залкинд легко перешел к традицион­ ным идеям сохранения сексуальной энергии: нужно предотвра­ тить преждевременное развитие сексуальности, секс должен ис­ пользоваться по своему «главному предназначению» - воспроиз­ водству потомства. А сэкономленная энергия должна быть использована на благо революции1.

 

Идеи Залкинда, возможно, претендовавшего на роль Моисея, обуздывающего советскую сексуальную распущенность, стали известны как «12 заповедей Залкинда». Его кодекс запрещал сек­ суальные отношения до замужества в возрасте 20 или 25 лет. Ссылаясь на «Крейцерову сонату» Толстого, заповеди запрещали секс без любви и вне брака. «Чисто физическое половое желание недопустимо с революционно-пролетарской точки зрения». Сек­ суальная привязанность к классовому врагу рассматривалась как грех и сравнивалась с привязанностью между крокодилом и орангутангом. Даже в браке половой акт не должен быть слиш­ ком частым и никогда - с «извращениями». Залкинд считал мо­ ногамию единственной для женщины, а героиня Коллонтай Женя была определена им как нимфоманка. Родители должны содержать своих детей, так как государство не могло этого де­ лать. Последней заповедью было жесткое неприятие Бебеля и учения о невмешательстве в личную жизнь: класс имел право вмешиваться в сексуальную жизнь своих членов2. Несмотря на реверансы в сторону либерализма, в громоздких построениях Залкинда отсутствует требование полного равенства в браке. Единственной уступкой современности является изгнание рев­ ности из недр семьи, но при этом семья, изображенная Залкин-дом в идеализированной форме, состоит из двух полудевствен-ников, которые борются с похотью с таким же рвением, с каким они борются с грязью, медлительностью и рутинностью повсе­ дневной жизни. Идеи, о которых писал Залкинд, уже витали в

 

1 Гельман И. Половая жизнь современной молодежи. М., 1923. С. 78. О фило­ софских и психологических основах его сексуальной теории см.: Залкинд А.Б. Очерки культуры революционного времени. М., 1924. С. 51—56; Он же. Половой вопрос с коммунистической точки зрения / / Половой вопрос / Под ред. С.М.Кальмансон. М., 1924. С. 13.

 

2 сЗалкинд А.Б. Революция и молодежь. М., 1925. С. 77-90.


 

17 Заказ 55)0                                                                                                               ^ 1 3


воздухе. «Сексуальный инстинкт сдерживается, - сказал дирек­ тор московской школы о личной жизни своих учеников, - и в со­ ответствии с известным законом Фрейда он сублимируется со­ циальным и политическим инстинктом». Руководствуясь «12 заповедями», некоторые пермские комсомольцы-пуритане от­ правлялись ночью группами вылавливать обнимающиеся пароч­ ки. На них набрасывали мешки и приводили в милицию1.

 

Исконно враждебными к сексуальной распущенности были российские деревни, где для сельских женщин каждодневные хо­ зяйственные дела были важнее, чем размышления о независимо­ сти, современности и равенстве. В дебатах 1926 г. юрист Краси­ ков выразил мнение крестьян: «Брак создает семью и трудовой союз и требует, чтобы его основы укреплялись и сам он провоз­ глашался публично, чтобы все знали, что эти два человека - суп­ ружеская пара». Женщина-депутат заявила, что в деревне нет места любовным похождениям и что все женщины должны еди­ нодушно отказывать во внимании деревенским Ромео. Развод, говорила она, в крайнем случае можно допустить, если супруже­ ская несовместимость обнаружится после года совместной жиз­ ни. Но как быть, если супруги прожили вместе 20 лет и имеют пятерых детей? Другая женщина-крестьянка высказывалась так: «Да, хорошо говорить о разводе, но как я смогу кормить своих де­ тей? Два кормильца лучше, чем один, если уж на то пошло. Али­ менты? Да, я знаю о них, - но что мне с того, если я знаю, что у мужа ничего нет, чтобы платить мне. Если мой муж уйдет и я по­ лучу где-нибудь землю, как я смогу ее обрабатывать одна? Вме­ сте мы как-нибудь справились бы». Похожие настроения зависи­ мости и сотрудничества присутствовали в работе А.Яковлева «Участь крестьянки» (1926). «Крестьянская семья похожа на по­ возку: ты в упряжке и должен тянуть ее пока есть силы, и ника­ кого удовольствия. Это не похоже на жизнь на фабрике, мы должны думать о земле»2.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!