Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 63 страница



 

Взгляды Ленина, опубликованные в 1925 г., подтолкнули пи­ сателей и чиновников к критике не только «жизни без контро­ ля», но также и «новой морали» Коллонтай. Но голос сексуаль­ ного Термидора, тогда еще слабый и неясный, раздавался и рань­ ше. В выражениях, напоминавших антисанинистские настроения прошлого, Быстрянский в 1921 г. сравнивал сексуальное возбуж­ дение с «миазмами разлагающегося капитализма», которые «про­ должают отравлять общественную атмосферу». «Свободная лю­ бовь, - жаловалась одна журналистка-женотделовка, - воспри­ нимается лучшими людьми как порок». Будучи ярым врагом традиционной семьи, Бухарин поддержал комсомольскую резо­ люцию 1922 г., осуждавшую сексуальную распущенность, а впо­ следствии выступил против «вульгарного материализма» тех теорий, которые рассматривали секс с чисто физиологической точки зрения1. К 1923 г. критика сфокусировались на Коллонтай, чьи «эротические» статьи и рассказы, посвященные «Эросу», из­ вестные любовные связи и приближающаяся политическая опа­ ла сделали ее удобной мишенью. Сама Коллонтай признавала, что ее «взгляды жестко критиковались многими товарищами по партии», даже когда она была за границей. Публикация ее работ была затруднена и, по свидетельству ее друга Марселя Боди, поя­ вилась в прессе серия статей, подписанная А.М.К., не принадле­ жавших перу Коллонтай, в которой содержались наиболее ради­ кальные взгляды на сексуальное поведение. Коллонтай сделали партийный выговор, и только после ее разговора со Сталиным публикация фальшивых статей прекратилась. Однако нападки на ее идеи только начинались2.

 

Самые серьезные из них были предприняты осенью 1923 г. Полиной Виноградской, бывшей коллегой Коллонтай по Женот­

 

Быстрянский В. Коммунизм, брак и семья. Пг., 1921. С. 59-62; О Бухарине см.: Carr Е.Н. Socialism in One Country. Vol. 1. P. 30-32; Волъфсон СЯ. Указ. соч.C. 422.

Koьontai AM. Autobiography of a Sexually Emancipated Communist Woman. P. 43; Body M. Alexandra Kollontai / / Preuves. 1952. Apr. II. 14. P. 14.


 

511


делу. В недавно опубликованных мемуарах Виноградская заяв­ ляет, что она и Крупская были потрясены идеями Коллонтай, выраженными на встречах редакторского совета «Коммунистки»,

 

который входили они и Инесса Арманд. После появления ста­ тей об Эросе Виноградская решила ответить на них в печати. По ее словам, это намерение было одобрено Крупской. В своей рабо­ те Виноградская называла Коллонтай «Жорж Санд XX в. и Вер­ бицкой [дореволюционная романистка на темы сексуальности] нашей коммунистической журналистики». Идеи Коллонтай она называла смесью коммунизма и феминизма. Вся критика, содер­ жащаяся в статье Виноградской, находится на этом же уровне. Она писала, что главная вина Коллонтай - в ее переоценке эроса и «культа любви» и в ее недостаточном внимании к «настоящим проблемам»: разводу, уходу из семьи и аборту. Виноградская просто не заметила, что Коллонтай подробно рассматривала эти проблемы. Виноградская не предложила своих альтернатив, ко­ торыми можно было бы руководствоваться в вопросах любви и секса, предпочитая вместо этого подробно остановиться на сексу­ альной анархии, которая, как она высказалась, бушевала за фаса­ дом «идеалистических постулатов коммунистической програм­ мы», намекая на то, что они были сформулированы и поддержа­ ны Коллонтай. Нападки Виноградской на Коллонтай породили тот миф, что в основе идей Коллонтай лежат «биологические» сексуальные теории, и именно ее идеи вызвали крайности, про­ истекавшие из этих теорий1.

 

Признавая недостаточность критики Коллонтай, ее героини Жени и теории «стакана воды» (часто смешиваемых без разбо­ ра), писатели начали строить альтернативную философию сексу­ альной жизни. «После долгих раздумий, - писал молодой комму­ нист в 1922 г. - я пришел к выводу, что энергия, затраченная во время удовлетворения сексуального аппетита, может быть на­ правлена куда-либо еще и распространяться на более важные во­ просы». Эта идея была развита в теорию «революционной субли­ мации» группой врачей под руководством Арона Борисовича Залкинда, фрейдиста, большевика, основателя Общества мар-ксистов-психоневрологов. Залкинд обвинял современную сексу­ альную культуру в воровстве энергии у работы и любви у кол­ лектива. Он обвинял Коллонтай и всех тех, кто ошибочно делал акцент в вопросах секса. «Коллективистское тускнеет, когда


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!