Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 62 страница



 

Ленин также критиковал «распад, гниение, грязь буржуазного брака с его трудной расторжимостью, свободой для мужа и раб­ ством для жены, с гнусной лживостью половой морали и отноше­ ний». Однако он практически ничего не говорил о продолжи­ тельности брака, частоте разводов, ограничиваясь лишь критиче­ скими замечаниями по поводу мужей, которые не разделяют со своими женами домашние обязанности. «Очень немногие му­ жья, - отмечал Ленин, - даже из пролетариев, думают о том, как

 

1 Омельченко А. Свободная любовь и семья. СПб., 1908. С. 25.


 

509


сильно они могут облегчить тяготы и заботы жены или даже со­ всем снять их с нее, если бы захотели помочь в “женской работе”.

 

как результат, «домашняя жизнь женщины - это ежедневное принесение себя в жертву в тысяче ничтожных мелочей». Язви­ тельных, хотя и повторяющихся замечаний Ленина по поводу до­ машней работы, высказанных в большинстве своем в течение двух лет, было множество. «Мелкое домашнее хозяйство, - гово­ рил он в 1919 г., - давит, душит, отупляет, принижает [жену], приковывая к кухне и к детской, расхищая ее труд до дикости не­ производительною, мелочною, изнервливающею, отупляющею, забивающею работою»1. Согласно Давиду Рязанову, решение Ле­ ниным данной проблемы основывалось на работе Каутского 1903 г. по аграрному вопросу. Каутский предлагал «возложить функции содержания дома и образования с индивидуального ве­ дения хозяйства на общество», посредством общих кухонь, сто­ ловых, прачечных, мастерских, детских яслей, садов и других до­ школьных учреждений. Кроме того, Рязанов отмечал, что для Ле­ нина исчезновение домашней рутины не означало исчезновения индивидуального домашнего хозяйства и семьи2.

 

контексте взглядов на секс, существовавших в Советской России этого периода, Ленин оказался консерватором. Однако он не был ханжой в западном смысле этого слова. Его озабоченность проблемой сексуальной распущеннности молодежи не только разделялась широким кругом большевиков, но также имела глу­ бокие корни в европейской социалистической культуре. С мо­ мента первого крупного раскола по сексуальному вопросу в исто­ рии социализма между Анфантеном и Базаром в 1831 г. это движение выработало две точки зрения на невероятно трудный вопрос взаимоотношений мужчин и женщин. Первая точка зре­ ния, принадлежавшая Анфантену, предусматривала большую свободу в этих взаимоотношениях. А вторая, которой придержи­ вались Ленин и Базар, предпочитала моногамию, постоянство, добровольный и равноправный союз, длительные браки и развод

 

исключительных случаях. Стоит вспомнить, что два выдаю­ щихся представителя ранней русской интеллигенции - Герцен и Белинский начали с открытого осуждения Анфантена и Жорж Санд, хотя позднее и смягчили свое отношение к ним. Провозве­ стник женского вопроса в России Михайлов выступал за свобод­ ную любовь и одновременно считал моногамию идеалом взаимо­

 

Lenin V.I. Emancipation of Women. P. 61.

Рязанов Д. Маркс и Энгельс о браке и семье / / Летописи марксизма. 1927. III.

32. -


 

510


отношений. Чернышевский высказывался об этой же проблеме в художественной форме. Среди германских марксистов стандар­ ты сексуальной морали были еще более традиционными. Нужно признать, что Ленин и в теории (если не принимать гипотезу, что Ленин и Арманд были любовниками), и в жизни придерживался этой же традиции, которая, как бы ее ни называли, основывалась скорее на рациональном самоконтроле, чем на категоричном ут­ верждении личной свободы.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!