Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 59 страница



 

них инфицированные проститутки могли получить медицин­ скую помощь, профессиональную подготовку и в конце концов направление на работу1.

 

Эти меры, отличавшиеся по духу от бессердечной системы царского государственного регулирования, без сомнения имели успех. Но их масштаб был слишком мал для полного решения проблемы. Число профилакториев было незначительным, мест­ ные советы - медлительными, а бюджет - таким маленьким, что доктор Фридланд сравнивал эти меры с «вычерпыванием моря ложкой» - излюбленной метафорой дореволюционных социали­ стов по поводу филантропии. Кроме того, сами общежития и профилактории часто вызывали насмешки и неприятие со сторо­ ны их обитательниц. «Позвольте мне жить там, где я буду сво­ бодной, так как я люблю гулять по улицам, - говорила одна из них, - кому нужны ваши швейные машины?»2. Это был болез­ ненный удар по утопическим прожектам Чернышевского со сто­ роны реалий советской жизни. Большевики, являясь наследни­ ками той интеллигенции, которая на протяжении трех поколений высмеивала благотворительные подходы к проститу­ ции и видела выходов создании утопий и артелей, обнаружили, что ими же созданный синтез этих двух традиций, поддерживае­ мый государством, недостаточен для выхода из жестокого соци­ ального кризиса, решить который можно, лишь ликвидировав его более глубокие причины: женскую безработицу, отказ от детей, супружескую измену, бедность, квартирный вопрос, перенасе­ ленность городов и наличие среди всего этого социального убо­ жества мужчин с деньгами и женщин без них.

 

1 Halle F. Op. cit. P. 223-267.

 

2 Фридланд JT. Указ. соч. С. 60-61; Вольфсон СЯ. Указ. соч. С. 438.


 

504


«Любопытный факт: в каждом крупном революционном дви­ жении вопрос о “свободной любви” выступает на передний план. Для одних это - революционный прогресс, освобождение от старых традиционных уз, переставших быть необходимыми; для других - охотно принимаемое учение, удобно прикрываю­ щее всякого рода свободные и легкие отношения между мужчи­ ной и женщиной»1. Эти слова Энгельса свели воедино три силы, порождаемые европейскими социальными революциями: 1) ес­ тественное и здоровое высвобождение подспудной человече­ ской энергии; 2) экстремистское стремление превзойти этот уровень освобождения и двигаться по направлению к утопиче­ ским или анархическим крайностям; 3) уравновешивающая сила, часто называемая «термидором», которая возникала из до­ революционного социального контекста, эта сила, возникающая первоначально для борьбы с крайностями, постепенно превра­ щает свой оборонительный потенциал в наступательный и за­ тем идет против освобождения в целом. В российской револю­ ции Коллонтай, Женотдел, основная масса горожанок и боль­ шое число мужчин-большевиков считали, что «свободная лю­ бовь» - часть «революционного прогресса» по Энгельсу. Одна­ ко огромным количеством мужчин - студентов, рабочих, моло­ дых большевиков - «охотно принимаемое учение» использова­ лось, чтобы оправдать и защитить низменные и эгоистичные формы сексуального голода.

 

Нельзя отрицать влияния этого учения на сексуальное пове­ дение в первые годы экспериментирования. В начале 1923 г. Л.Троцкий писал, что «коммунистическая теория опережает нашу каждодневную жизнь на десять лет, в некоторых отношени­ ях на век». Теории, которые нельзя было применить в условиях нищеты и разрухи, искажались и неправильно трактовались. Че­ рез год Ланселот Лоутон писал: «Никто не считал, что лидеры большевиков одобряют безнравственность, но некоторые учения их последователей были такими безрассудными, что их неверное понимание приводило к плачевным результатам»2.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!