Woman and Communism: Selections from the Writings of Marx, Engels, Lenin, and Stalin. London, 1950. P. 63-65. 1 страница




 

518


порядком и организацией, необходимыми в индустриальном об­ ществе. Многочисленные разводы, полчища беспризорных детей

 

обманутые жены - все эти результаты кризиса семейной систе­ мы, разрушили общественные связи, что привело к нестабильно­ сти и беспорядку. Прочная семья, с другой стороны, могла регу­ лярно воспроизводить новых граждан, таким образом поддержи­ вая и даже увеличивая уровень рождаемости, и могла бы служить своего рода инкубатором, в котором эти дети могли расти при минимуме государственных затрат. Это обещало положить конец проблеме беспризорников. Семья также предполагала самодис­ циплину и прикрепление к одному месту работы, ответствен­ ность и хорошие «буржуазные» жизненные привычки. И, воз­ можно, самым важным было то, что семья создавала ту обстанов­ ку, внутри которой сексуальная энергия мужчины и женщины могла быть направлена на воспроизводство, а не на бесконечный флирт, розыск покинувших семью супругов с бесполезной тра­ той на это времени и сил. Эти размышления наряду с неподдель­ ной озабоченностью по поводу того, что женщинам в семье часто отводилась роль жертв, и что эту ситуацию не смог ликвидиро­ вать Кодекс 1926 г., создали основу для реформы брака в середи­ не 1930-х годов.

 

Аборт и развод были двумя составляющими этой реформы. Из­ данный в ноябре 1920 г. по инициативе комиссаров здравоохране­ ния и юстиции декрет «О защите женского здоровья» считал глав­ ной целью борьбу с нелегальными абортами посредством безопасных и законных абортов. Он рассматривался как времен­ ная мера, которую будут избегать в ближайшем будущем благода­ ря массовой защите материнства. Контроль за рождаемостью был бы в те годы более подходящим способом борьбы с тяжелыми ус­ ловиями появления ребенка на свет. Но старые коммунисты в це­ лом негативно отнеслись к этому, и продажа контрацептивов не получила распространения. Аборт мог быть сделан по необходи­ мости. Были случаи, когда женщины делали 20 или более абортов. В одной Москве в 1930 г. их было сделано 175 ООО. Эта цифра упа­ ла до 155 ООО к 1935 г., последнему году разрешенных абортов. Цифра для всей деревенской России составила только 324 194. Большинство женщин в качестве причины решения избавиться от ребенка указывали «материальные условия». Остальные женщи­ ны говорили о стыде, свободе, «эстетике» и необходимости уде­ лять время и силы своим уже имеющимся детям. Мужчины также часто заставляли женщин делать аборт. Из-за неопределенности в половых отношениях мужчина не всегда был уверен, что это его ребенок - похожая ситуация грустно и комично изображена в


 

519


замечательном советском фильме «Третья мещанская» (1927), в котором представлен типичный любовный треугольник1.

 

До середины 1930-х гг. общественное мнение об абортах было противоречивым. На украинской конференции гинекологов, про­ ходившей в 1927 г., все выступающие были враждебно настроены

 

аборту с медицинской точки зрения. Но некоторые настаивали на том, что запрещение их по закону будет только способствовать процветанию нелегального аборта и ухудшит экономическое по­ ложение женщин. «Никто бы из нас, мужчин, - говорил один оратор, - не вынес, если бы вопрос о его женитьбе решался некой комиссией, которая его женила или не женила в соответствии со своими представлениями. Поэтому не мешайте женщинам распо­ ряжаться собой и самостоятельно решать кардинальный вопрос их жизни». Участники конференции выступили против «беспеч­ ного подхода» к аборту, но все-таки не рискнули рекомендовать принятие антиабортных законов2. Такая двуличная позиция пре­ валировала до 27 апреля 1936 г., когда в газете «Труд» были опубликованы слова Сталина: «Нам нужны люди. Аборт преры­ вает жизнь, и поэтому ему не место в нашей стране. Советская женщина имеет те же права, что и мужчина, но это не освобожда­ ет ее от великой и почетной обязанности, которой наделила ее природа: она - мать, она дает жизнь. Это, конечно же, не личное дело, а дело государственной важности». 26 мая ЦИК опублико­ вал проект нового Семейного кодекса, составленного в ответ на многочисленные просьбы женщин защитить здоровье работниц. Они просили отменить аборт по требованию, разрешить его толь­ ко по серьезным медицинским показаниям, предоставить матери поддержку в виде материальных и социальных гарантий. Возра­ жения все еще разрешались и публиковались, но они не оказыва­ ли никакого влияния на принятие закона3.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!