Обновленческий раскол в Русской Церкви



23 февраля 1918 советское правительство издает декрет об отделении ц-ви от гос-ва и от школы. По декрету вся собственность ц-ви становилась гос-ной. Прихожане могли пользоваться храмами только для «религиозных нужд». Это, а также развязывание гражданской войны, вызывало недовольство собора и п-х Тихон обращается к больш.правительству, с воззванием, в кот. требует прекращения репрессий и критикует действия правительства (Брестский мир, «красный террор», и др.). Но с другой стороны, Тихон не благословлял и белое движение.

В отношениях с правительством ц-вь старалась предерживаться политики невмешательства. Но гос-во продолжало проводить политику репрессий (были даже попытки арестовать Тихона). В условиях гражданской войны ц-вь начинает вырабатывать политику нейтралитета по отношению к «белым» и «красным». К концу войны (1921 г.) ц-вь была сильно ослаблена, часть эмигрировала вместе с белыми (с армиями Врангеля и Колчака), но ц-вь сохранила систему управления и влияние на паству. Т.о., РПЦ – единственный институт старого гос-ва, который сохранился в больш.гос-ве.

В результате восстаний низших слоев об-ва (напр. матросы в Кронштаде), свидетельствующих о кризисе политики военного коммунизма, правительство переходит к НЭП'у, которая характеризовалась обращением к рыночной экономике и высокой ролью крестьян, а также в общем некоторой либерализацией общества (прекращаются бессудные казни, но сохранаются лагеря). Но религиозная политика не меняется, а т.к. гос-во не может открыто уничтожать ц-вь, ведь это подорвет авторитет пр-ва в глазах крестьян, оно решает использовать раскол. Летом 1921: в Поволжье засуха + последствия военного коммунизма => голод. Обществ.организации, а среди них ц-вь, начинают сбор средств для помощи голодающим. Гос-во берет под контроль сбор средств. Тихон призывает жертвовать церковные ценности, не имеющие богослужебного употребления, но призывает контролировать этот процесс со стороны ц-ви и требовать отчета. Гос-во это не устраивает и 23.02.22 издается декрет об изъятии всех церков.ценностей. В ответ, Тихон обращается с воззванием, где запрещает передачу церк.ценностей, но призывает восполнять материал.пожертвованиями. Насильственное изъятие характеризовалось выступлениями верующих (Смоленск).

Сов.пр-во начинает борьбу с РПЦ по 2 направлениям: 1) репрессии (Ленин), 2) раскол («обновленчество», Троцкий). Начинаются судебные процессы над дух-вом и мирянами. 6 мая 1922 – сам Тихон под дом.арестом. 14 мая – у него группа обнов.дух-ва с А. Введенским, убеждающая Тихона отказаться от управления ц-вью, т.к. это приводит к ее расстройству. 18 мая п-х соглашается передать канцелярию им до прибытия архиеп. Агафангела, наход.под арестом.

Сов.власть не допускает Агафангела в Москву, т.о. образом канцелярия патриархии у обновленцев, что понято ими как передачу полноты власти. С помощью ОГПУ они создают высшее церковное управление, тем самым захватив высшую власть в ц-ви. Часть дух-ва и еп-та сами переходили в их юрисдикцию (Сергий Страгородский), часть заставляли. К лету 1922 на стороне ВЦУ – большая часть еп-та.

 В июне 1922 г. прот. В. Красницкий создает т.н. «Живую Церковь», состоящую в большинстве из белого дух-ва и направ.против черного еп-та. Выступали за женатый еп-т, второбрачие белого дух-ва, литург.реформы (рус.яз. в богослужении),введение григорианского календаря. Были созданы еще группы: «Союз церковного возрождения», «Союз общин Древлеапостольской церкви» во главе с А. Введенским. Для всех этих групп характерно провозвестие идей христианского социализма, поддержка советской власти и оправдание Октябрьской революции.

Деятели обновленчества: прот. Владимир Красницкий – бывший монархист, недовольный засильем монашества в иерархии, невозможностью белого дух-ва занятия руководящих постов, решил сделать карьеру благодаря новой власти. Еп. Антонин Гриновский – воспитанник Антония (Храповицкого), специалист по семитским языкам, библ.текстологии. Вместе со Страгородским участвовал в рел.-фил. Обществе (1901-1903 гг.). Был поставлен в еп-пы благодаря Страгородскому, но отправлен за штат за поддержку революции 1905 г. Выступал за литург.реформу (рус.яз., активное участие народа и т.д.). Монашеством тяготился, но вел высоконравственный образ жизни. Презирал идеи и амбиции Введенского и Красницкого. Александр Введенский – происходил не из дух.сословия, интеллигент, закончил университет, обладал даром слова, способностью к философствованию. Стал священником, чтобы осуществить союз между церковью и интеллигенцией. Высокой моралью не отличался, сотрудничал с ОГПУ и НКВД. Вынашивал идею примирения ц-ви и социалист.революции. Цель революции – уничтожение неравенства, эксплуатации, дарование свободы низшим классам и уравнение в правах. Грех дореволюционной ц-ви в том, что она освящала соц.несправедливость и власть богатых над бедными. Теперь же ц-вь должна поддержать нынешнюю власть и стать на сторону бедных. По его мнению, большевики реализовывают принципы раннего христианства: общее имущество, трапеза, поддержка бедных.

В апреле 1923 г. проходит собор, на кот.большинство составляют обновленцы. Главным решением собора было снятие сана и монашества с Тихона. Тихон не признал это решение. Также на соборе принято решение о женатом еп-те, о возможности второбрачия вдовых священников, о введении русского языка в богослужение, о переходе на григорианский календарь и о преобразовании монастырей в трудовые коммуны.

Тихоновцы вынуждены были подчиняться. Но большевики переводят Тихона с домашнего ареста в Донском монастыре в тюрьму, что всколыхнуло мировую общественность. Министр иностранных дел Англии потребовал освобождения п-ха, а т.к. СССР в то время находился в полит. и эконом. изоляции (сов.режим не признавался законным), было принято решение об освобождении, не ставя Тихона в известность о кампании в его защиту. Чтобы религ.организация могла существовать в СССР легально необходимо было заявление о лояльности режиму, чего бол-ки и добивались от Тихона. Также от него требовали осуждение промонархического собора в Сремских Карловцах (Сербия, 1923), на что Тихон согласился (мотив-борьба с обновленцами). 1923 г.- освобождение Тихона, что окончательно разбило обновленцев: массовое возвращение в патриаршую ц-вь, осуждение Тихоном таинств обновленцев, призыв к законопослушности.

ОГПУ требовало от п-ха большего: полностью размежеваться с РПЦЗ и вступить в диалог с обновленцами. Переговоры не увенчались успехом. 7 апреля 1925 г. Тихон скончался. После смерти обнародовано якобы «завещание» п-ха Тихона, текст, подготовленный ОГПУ, т.к. переговоры зашли в тупик и Тихон внезапно скончался.


 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!