Собор 1917-1918 гг. и его деяния.



15 августа 1917г. Собор начал свою работу. Начало работы Поместного собора совпало с процессом нарастания системного кризиса Российского гос-ва: начала разлагаться армия и др. => собор вначале обращается к армии с призывом сохранить верность отечеству, продолжить вести войну. +собор обращается и к гражданам об установлении соц.мира, чтобы прекратилась борьба за собственность, за передел помещитских земель, чтобы экономическая жизнь не была парализована.

Вопрос об патриаршестве – первый. Часть мирян были настроены про-революционно: они изложили свою позицию о будущем устройстве церкви: патриаршество – достаточно древняя традиция. Сугубая двоица: царь и патриарх, а если царь отрекся – зачем восстанавливать патриаршество. Во главе РПЦ д.б. Синод, избранный на Соборе. А некоторые делегаты Соборы (митр.Антоний (Храповицкий), архим. Илларион (Троицкий) считали, что сейчас, в час, когда в России тяжелое время, возникла и необходимость в патриаршестве, т.к. патриарх станет тем духовным центром, вокруг к-го объединятся верующие люди.

В начале 17 века – смута, а теперь – нечто подобное. Тогда патриарх Ермоген – духовный и политический центр, вокруг к-го и объединился народ. Он инициировал борьбу против поляков за сохранение православие.

В октябре было принято решение об избрании патриарха. Была разработана процедура его избрания: выдвигались кандидатуры собором, но окончательный выбор д.б. быть сделан из 3-х кандидатов, набравших наибольшее количество голосов: митр.Антоний (Храповицкий), арх. Арсений (Стадницкий), митр. Московский Тихон (Белавин). 5 ноября избрание патриарха в храме Христа- Спасителя. После литургии старец Алексий вынул из ковчежца жребий – митр.Тихон. 19 ноября интронизация в Успенском соборе Кремля («патриарх Московский и всея России» («Руси» с 1943г.). вся работа Собора продолжалась в 3 сессии: 1. Лето-осень 1917г., 2. Зима 1918г., 3. лето1918г. Был избран патриарх, Свящ. Синод, к-й д.б. помогать патриарху в управлении Церковью; создан специальный совет, в к-й входили и миряне, к-й занимался вопросами образования, миссионерства, религиозной пропагандой и т.д. Т.о. Собор создал высшие органы управления Церковью. Были определены права приходов. Был закреплен принцип выборности епископата: избирали на епархиальных собраниях. Проведена реформа монашеской жизни: монастыри д.б. заниматься активной проповеднической деятельностью. Не решили вопросы: о восстановлении чина диаконис и др. Но в это время происходили события, которые не позволили воплотить в жизнь некоторые решения Собора.

23.01. 1918г. большевики издали декрет об отделении Церкви от государства и школы от Ц. Вся церковная собственность переходила во владения государства. И собор, и патриарх пытались установить такие отношения с гос-м, к-е бы не позволяли большевикам вмешиваться во внутренние дела Ц., грабить церковное имущество. Но попытки эти не увенчались успехом.

 

Святейший Патриарх Тихон и Советское государство.

15 августа 1917 г. открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. Жребий пал на митрополита Тихона. Ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) 1918 г. им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: « ... а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...»

Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к право славной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.

Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Он предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь ... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)

Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г.: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, ― писал Святейший Патриарх Тихон, ― во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем ... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».

Так твердо и ясно Патриарх Тихон определил чисто каноническую позицию РПЦ по отношению к Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить себе смысл революционных перемен. Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство ― Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место.

Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!