Церковь и Смутное время. Свмч. Патриарх Ермоген.
После смерти бездетного царя Федора Иоанновича династия Рюриковичей пресеклась. Борис Годунов был избран на Земском соборе. это вызвало зависть у более родовитых бояр (Б.Г. не был из знатного рода, его легитимность была подтверждена собором, а не природой). борис не терпел крови, но как человек своего времени поощрял доносы, и жертвами этих доносов стали и бояре Шуйские и бояре Романовы (несколько братьев, кот. были отправлены в ссылку. Один из братьев, Федор, был пострижен в монахи с именем Филарет, была пострижена и жена его Марфа. Ссылки вызвали недовольство бояр царем Борисом. В 1601г. случились природные катаклизмы (началось похолодание в Европе и несколько лет было дождливое лето) в результате неурожая начался голод, и в результате погибло 10 тыс.людей. в 1603 г. появляется беглый монах Чудового монастыря Григорий Отрепьев. Григорий объявил в Польше, что он чудом спасшийся царевич Дмитрий. Официальная власть довольно осторожно отнеслась к появлению самозванца. Григорий тайно принял католичество и пообещал иезуитам, что если он придет к власти, то переведет Россию в унию. В Польше Григорий встретил Марна Мнишех и влюбился в неё. Осенью 1604г. самозванец вторгся в южные районы России с целью возвращении себе, якобы законного трона. У самозванца появилось много сторонников, и войско Бориса (1605г.) перешло на сторону самозванца. Тщетно патриарх Иов рассылал призвания на окраины не признавать самозванца. Потрясенный изменой войск Борис умер в апреле 1605г. и новым царем был избран его сын Федор, которому было тогда 17 лет. Войско самозванца приближалось к Москве (он вез с собой икону Курская коренная) и в июне 1605 г. самозванец подошел к Москве, отдал приказ убить царя Федора. Стрельцы убили царя и его мать. 20 июня самозванец вступил в Москву. Тк. патриарх Иов сохранял верность династии Годуновых, то его лишили сана и отправили в монастырь. Новым патр. был избран грек Игнатий (греческий епископ, которому понравилось на Руси и он остался). Став русск.царем самозванец прекрасно понимал, что выполнять обещание по насаждению католицизма в России не возможно, во всяком случае в ближайшее время. Марна Мнишек приезжает в Москву в начале мая 1606г.с огромной свитой (по канонам она должна была принять православие). Патриарх Игнатий выполнял роль самозванца.
|
|
Зрел заговор. Бояре, признавая самозванца в качестве царя, рассчитывали на то, что царь станет марионеткой в руках бояр. Но царь не хотел играть второстепенную роль. И у царя появились враги – Василий Шуйский. Шуйский составил заговор, огромная толпа ворвалась в Кремль застала самозванца врасплох, он был убит. Патриарх Игнатий тоже был свергнут, и заточили в Чудов монастырь. Новый этап смуты: московская толпа выкликнула с лобного места нового царя – Василия Шуйского. Появление нового царя не могло остановить начавшуюся смуту, тк. часть населения продолжала верить, что законный царь жив. появляется Иван Болотнников, который собирает войско и ведет его на Москву свергать Василия и возвращать Дмитрия. К нему примыкают казаки, беглые холопы, авантюристы, у которых одна жажда наживы.
|
|
Избирается новый патриарх Ермоген. Он долгое время пробыл на Казанской кафедре, долгое время занимался миссионерством среди мусульман.
Для спасения страны нужно поддерживать Василия. Царь слаб, непопулярен и значительная часть спасения России возлагается на патриарха. Ермоген проводил политику сохранения законности, правопорядка, призывая паству не поддерживать Болотникова, тк. самозванец мертв, и верить в появление или спасение самозванца нельзя.
В ноябре 1607г. появляется новый самозванец. Он вошел в историю как Вор. к этому вору присоединилось множество авантюристов, которые остановили отряды под командованием Сапеги. Эти люди вторглись в пределы Московского гос- ва, к вору присоединились и донские казаки. Они подошли к Москве и устроили лагерь возле села Тушино. Вора стали звать Тушинский вор. Войска Туш.вора осенью 1608 г. начали осаду Троице-Сергиевой лавры. к началу осады было ок. 2400защитников крепости, к концу 200 чел., но Туш.вор не смог взять Лавру. Пример Лавры был использован многими городами, которые отказывались признавать власть вора. В ситуации противостояния с Тшином, царь Василий прибег к помощи Шведского короля, который дал царю войска в обмен на область Корела на севере. С помощью этих войск молодой полководец Скопин- Шуйский нанес поражение тушинцам и осада Лавры была снята.
|
|
Патр.Ермоген поддерживал Вас.Шуйского понимая, что это единственная возможность продолжить борьбу против Тушинского вора. Воспользовавшись тем, что царь заключил союз со Швецией Сигизмунд 3, враг короля швецкого, вторгся в пределы России имоленск осенью 1609г. Т.обр. и к гражданской войне присоединилась иностранная интервенция, но тк. Польша начала войну против России, поляки из тушинского лагеря ушли к королю, то лагерь распался, а вор бежал в Калугу.
Скопин- Шуйский умер. Русск. войско, которое шло на выручку Смоленска разбивает гетман Желткевский. В связи с этим в Москве вспыхивает бунт и московская толпа свергает Вас. Шуйского. Вас.обвинили, что он принес несчастия на Русск.землю и из-за него льется кровь. Вас. Ш. насильно постригли в монахи (он не хотел этого и обеты за него давал другой чел.). В ситуации безвластия возникает идея пригласить на московский престол королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда 3 (в это время на Руси было много самозванцев). Возникла проблема: Владислав католик, и тогда говорится о том, что королевич может занять престол при условии принятия православия и чтобы он женился на девице греческого закона.
|
|
Патр. Ермоген высказывает мысль о том, что надо поставить на престол юного Михаила Романова (14 лет). идею патр. не поддержали, опасаясь, что Михаил не справится со смутой. Патр.поддержал кандидатуру королевича Владислава при условии обязательного принятия православия. В к. августа 1610г. Москва присягнула на верность Владиславу, после этого в Москву вошли польские войска, сформировалось правительство из 7 бояр.
Сигизмунд 3 пользуясь московской смутой возымел желание самому стать во главе Моск.гос-ва. Патр.Ермоген был один из первых, кто начал предупреждать о той опасности для прав., которая исходит от Сигизмунда 3. Он был покровителем унии в РП. 7 бояр, понимая опасность своей власти, были не против власти Сигизмунда. Патр. Ермоген и наместник Троице- Сер. Лавры Дионисий и келарь (эконом) Авраамий Полицин призывали прав.не допустить Сигизмунда к власти на Москве. Эта позиция патр. привела к тому, что семибоярщина стала угрожать ему расправой и требовали, чтобы он прекратил выступать против польской власти в Москве. В декабре 1610г. бы убит вор. исчезла реальная опасность захвата Москвы. Появилась возможность объединения русск.людей для изгнания поляков из Москвы. Собирается первое ополчение весной 1611г. и движется к Москве. Патр., кот.находится под контролем поляков в Москве требует, чтобы не признавали воренка и не поддерживали казахов. Поляки требуют от патр., чтобы он остановил движение ополчения. Весной 1611г. начинается битва за Москву, но она неудачная и первое ополчение распадается. Летом в июне 1611г. пал Смоленск (в результате предательства) и дорога на Москву оказалась для поляков открытой, но король Сигизмунд возвращается в РП. Июнь 1611г. самый критический момент в судьбах русск. гос-ва и русск. Церкви. Россия потеряла Смоленск в Новгороде были шведы в Пскове был самозванец Сидорка.
здесь единственным оплотом гос-ва оставался патр. Ермоген и та иерархия дух-ва, кот.оставались ему верны. Патр. стал призывать к созданию нового ополчения, призванного освободить Москву. После смерти патр. 1612г. новое ополчение под командованием Дмитрия Пожарского и кн.Минина освободило Москву. Позже был собран Земский собор на кот.в феврале 1613г. был избран царем Михаил Романов, он сам об этом не знал, тк. находился в Ипатьевском монастыре со своей матерью.
25. Конфликт "священства" и "царства". Царь Алексей Михайлови и Патриарх Никон.
Главнейшая цель церковного служения Никона - это победа над светским, боярским, государственным мировоззрением, казавшимся Никону нечестивым и не церковным, во имя православного церковного и канонического (как казалось Никону) преобладания Церкви над государством. Он решительно примыкал к большой государственной мысли царя Алексея о превращении русского царства во вселенское, нео-"цареградское", и решительно был занят своей программой максимум о возвышении церкви над царством. Никон вошёл в кружок боголюбцев (духовник царя Стефан Бонифатьев, протопоп Иван Неронов, протопоп Аввакум Петров), поддерж. идеи Мск 3 Рима.
Молодой царь Алексей при первой же встрече возжелал иметь Никона на Москве (я не могла не скопировать сюда эту цитату из книги Карташева). В 1649 г. Никон участвует в земском соборе, тогда же царь продвигает его на митрополию Великого Новгорода. Денежные средства кафедры Никон широко тратит на благотворительность, устраивает четыре богадельни.
В 1642 Петр Могила производит унификацию обрядов запю-рус. и греч. церквей. В 1648 в Мск приезжает иерус. патр. Паисий и указ. на разницу в обрядах, а тж. гов., что греки готовы принять власть рус. царя, чтобы освоб. от турецкого ига. Т. о. РЦ стала бы главенствующей из всех ПЦ, к чему и стремился Никон. Д/этого нужно было униф. рус. и греч. обряды. Никон проводит унификацию по греч. образцу, против чего выступают боголюбцы, которых Никон отпр. в ссылку.
Весной 1652 умер патр. Иосиф. Летом Никон созывает собор, на к-ом царь избирает его патр. Никон согл. при усл, что его все будут беспрекословно слушаться.
1649 - реформа Уложения: суд над церковными людьми. производит не Ц., как раньше, а светская власть. до этого церквям и м-рям давали т. н. "тарханные" и "несудимые" грамоты. В начале XVII столетия судебные дела церковных людей составили в Приказе Большого Дворца даже особый отдел под названием "Монастырский Приказ", грамоты были отменены и перекрыты общей системой равного государственного права, но за патриархом было оставлено его прежнее "домовое вотчинное право".
Для идейной борьбы с Уложением патр. Никон впервые напечатал в 1653 г. свою знаменитую церковно-славянскую Кормчую с древних рукописей. Он расширял границы собственной патриаршей области. Уложение игнорировалось. Никон сам судил и поставлял архиереев. Царь дал Никону титул "Великого Государя", который по праву царского отца носил в свое время патриарх Филарет. А Никон смело пользовался этим титулом, видя в нем и свою реальную власть. Уезжая из Москвы в походы, царь оставлял Боярскую Думу под контролем Никона. Воеводы Никону адресовали свои челобитные. Боярин наместник Москвы и другие чины не имели права никакого дела решать без доклада патриарху. Даже коллективные боярские приговоры утверждались Никоном.
Боярская оппозиция Никону зародилась еще в бытность его митрополитом Новгорода. Личные обиды боярства подогревали и обостряли уже осознанную ими вражду Никона к их детищу — Уложению 1649 г.
Враги - Стрешневы, родственники царя по матери, Милославские, родственники по первой жене, свояк царя Морозов, и даже сама царица Марья Ильинишна. К родственникам царя примыкали: кн. Никита Одоевский, (идеолог и автор Уложения), кн. Алексей Трубецкой, Юрий Долгоруков, Салтыков. Они хотели поссорить царя с Никоном, выставив последнего захватчиком царской власти. К ним присоединились бывшие друзья Никона из духовенства, ставшие вождями раскола (протоиерей Нероноа, Аввакум, диакон Федор).
Друзья - Ртищев, Артамон Матвеев и Ордин-Нащекин, сестра царя Татьяна Михайловна.
Царь стал отдаляться от Никона, особенно после неудачного шведского похода, предпринятого по настоянию Никона. Никон стал приходить в нервное и ревнивое отчаяние от потери царской любви, значившей недостижимость ц-гос. реформ. Потому в сознании Никона вонзилась мысль о неизбежности его ухода с патриаршества. А у царя сложилось решение тоже реформационное: ограничить Никона и впредь перестроить их взаимоотношения на холодных началах официального долга.
Конфликт разразился в начале июля 1658 г. повелел сказать Никону, чтобы впредь он не назывался Великим Государем, и что царь почитать его впредь не будет. Никон оставил патриаршество и уехал в свой Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Царь не остановил его. Низложен был Никон на соборе 1666 года.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!