Препп. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Проблема спора иосифлян и нестяжателей



Нехватка земель вызвала недовольства Ив. 3.

В самом монашестве: иосифляне (прп. Иосиф Волоцкий) и нестяжатели (Нил Сорсский).

Иосиф Волоцкий – ок. 1439(40), из семьи Саниных, недал от Волоколамска, в юнош. возросте изб. путь монашества и некоторое время он подвязался в Борове, под Москвой в монаст. прп Пофнутия Боровского, он и подстриг. П/е его смерти братия избр. игуменом Иосифа. Попытка усилить монаст. дисциплину вызвала конфликт с братией → покинул монастырь и стал странствовать по Руси в поисках мон. со строгим уставом. Поиски его разочаровали → осн. нов монастырь возле Волоколамска, помогал ему мест. кн. Борис. В монаст. Иосиф ввел жесткую дисциплину, и именно его обитель стала шк. монашества из которой вышло в последствии много епископов. Для этой монашеской шк. прп. Иосифа характерно жесткое внешнее послушание. Прп. считал, что если чел смирился внешне, он смирится и внутренне. Богатство монастыря – это нищих богатство → монас. д/б богатым, им. земел. владения, принимать вклады, но мон. богатство д/о служить людям. И когда в Волоцкой земле случился голод, монаст. кормил 100 голодающих. Прп. настоял ч/ы принимали всех голодных. Но наряду с этими функциями поддержания бедных, задача мон., по мнен. Иосифа, воспитание буд. епископата. В мон. н/о принимать вклады от бояр и дворян, ч/ы затем эти люди пройдя монастырскую школу могли стать достойными епс. церкви.

Нил Сорсский – р. 1433г. из Майковых, принял в юности монашество и его не устраивали те монаш. порядки кот. сущ на Руси → отправился на Афон и проходит шк. исихазма, з/м возвращается на Русь и на Севере на речке Соре строит свой скит. Если Иосиф предлагает тип деятельного монашества, то Нил предлагает тип монашества созерцательного. Нил считает, что для осущ. мон. подвига оптимальным явл. скитское монашество: старец поселяется где-то в лесу с 2-3 уч., которым он перед свой дух. опыт. И старец с уч. должны кормиться трудами рук своих.

Иван 3, вел. кн. московский, в 1503 году созывает собор, на кот. обсуждается ? о судьбах монаст. землевладения. На нем выступили Нил и Иосиф, каждый отстаивал св. точку зрения. Иосиф: вклад необходимо делать: благород. чел. не м/т подстричься в монахи → не будет епископов. Нил: монахи не должны владеть землей, а д/ы кормиться трудами рук своих.

Ин. Филофей Ел. монаст. в св. посланиях Ив. Мунехину и Василию 3, сформ. идею Москвы третьего Рима: 1 Рим – пал из-за ереси, пал 2 Рим – духов., физич.: принял унию → наказан турецким нашес. → ост. Мосва, кот. стан.3 Римом: сохр. в чистоте вселен. пр., а 4 Риму не бывать. Задача моск. гос. - хранить прав. в чистоте → в этом призвание Москвы. Свобод. пр. в мире не было (век русского одиночества).

Нестяжатели стушевались и ушли с церк. арены. На осн. анализа источников видно, что расхождение м/у прп. Иосифом и прп. Нилом по многим позициям церк. жизни не было резко противоположным. Прп. Нил не отрицал необходимость сущ. больш. монастырей, т. к. полагал, что монахи, прежде чем основать скиты, должны пройти шк. киновийной жизни в больш. монастырях. По борьбе с жидовствущими их позиции отчасти совпадали.

Иосифляне: поддер. тесн. союз церк. и го-ва и ност. ид. Москва – третий Рим. Но это не значит, что иос. поддерж гос. безоговорочно, как власть богоустановленную. Прп. Иосиф в св. работе «просветитель» писал: если государь наруш. божьи заповеди → он слуга дьявола, и церковь не должна подчиняться такому государю. Митр. Филипп выступил пр/в злодеяний Ив Грозного и прин. муч. + Фил. иосифл. по своим взглядам.

Проблемы монастырского землевладения (XV-XVI вв).

15 век, в котор. и было основано бол-во обит. северо-востока и вошел в историю как золот. век русской святости.

Век монаш. не только привел к росту обители, к появл север. Фивоиды (место, где спасал. рус. монахи), но и был одновременно веком, когда эти огромные просторы стали заселяться крестьянами, кот. двигались в след за монахами/опережали их. Становлен. мон. привело - с одной ст. – к мон. святости, а с др – это мон-крест колонизация породила для монастырей и ряд серьезных проблем:

Сохранял. твердые мон устои, но рост и извест. монаст. приводили к тому, что в мон. начинал. жертвовать: к примеру села с крест. возле монос., так жертв. вел. князь и удельные князи. Зем. пожерт. монастырям осущ. и бояре, для того, ч/ы монахи за них молились – «устроить душу».Делались земел. вклады/пожерт. для поступления в монастырь → монаст. стан. круп. феодальн. владениями, обладали обширными землями, на которых проживали зависимые от монастыря крестьяне, и эти крест. обязаны были нести повинности в пользу монастыря. И получалось так, что монахи д/ы были уделять знач. часть времени для управления обширными монаст. хозяйствами. И такая забота о мат. процвет. монастырей приводила к упадку мон. дисциплины и обмирщению мон. жизни. «Корма для монахов».

В к15-н16 вв. возникают проблемы не только у монастырей в связи с обмирщвлением мон. жизни, но возникают проблемы и у гос-ва: разв. практика зем. вкладов привела к тому, что церковь стала крупнейшим землевладельцем. Ей принадлежало до трети всей пригодной для обработки земли. Но дело в том, что гос-ву стало не хватать земли для содержания поместного войска: земли постоянно уходили в церковный оборот. Основу войска моск. войска сост. дворц. конница. Люди, котор. служили в войске, за свою службу получали землю с крестьянами как поместье, даваемое до тех пор, пока человек служит – условное землевладение. В моск. гос-ве служили все: и бояре влад. (вотчинами по наслед.) и дворяне (условное землевладение), и крестьяне, которые обязаны были содержать семьи воинов дворян.

Нехватка земель вызвала недовольства Ив. 3.

Ересь жидовствующих.

в 1470 г. приняли решение стать вассалами великого князя литовского короля польского Казимира, опасаясь экспансии Москвы. Казимир был католиком. москвичи считали действия новгородцев изменой веры. для реализации соглашения в Новгород прибыл князь Александр Алелькович в качестве наместника Казимира. в свите князя оказалось 3 еврея. Схария, Моисей и Иосиф Скоробей. Под влиянием прежде всего Схарии оказалось несколько новгородских священников. Схария -ученый еврей, знакомый с астрологией и каббалистикой. Учение ереси состояло в отрицании догматов о Троице, о Божестве Иисуса Христа и искуплении, в предпочтении Ветхого Завета Новому, в отрицании соборов и писаний отеческих, в отвержении почитания святых мощей и икон, всей вообще обрядности и таинств и в отрицании монашества как образа жизни, противного природе.

Начала формироваться тайная секта жидовствующих в среде духовенства. Первыми прозелитами Схарии были священники Дионисий и Алексей, софийский протопоп Гавриил и самые образованные из горожан. Еретики отличались наружным благочестием, ученостью, имели много книг, каких не было у православных, и легко увлекали последних искусными спорами.

В (примерно в 1478 или1480) году Новгород посетил великий князь Иван 3; попы Дионисий и Алексей так ему понравились, что он взял их с собой в Москву и сделал одного соборным архангельским священником, другого протопопом храма Успения.

Вскоре ересь приобрела себе влиятельных покровителей даже при дворе и в администрации, к числу которых относились невестка великого князя Елена, супруга сына его Иоанна Молодого, наследника престола, дьяк (это чиновник из посольского приказа) Федор Курицын с братом Иваном Волковым и несколько членов боярских фамилий. Ересь долгие годы оставалась нераскрытой. Первый обратил внимание на ересь владыка Геннадий, узнав об ней от каких-то принадлежавших к ней пьяных попов. Владыка Геннадий начал борьбу с ересью. В Москве было весьма затруднительно выловить еретиков, в силу покровительства им царской власти. Но был произведен розыск, выявлены еретики, но эти еретики с точки зрения Геннадия не понесли должного наказания и ересь продолжала действовать и этому способствовала деятельность московского митр. Зосимы (по смерти Геронтия (1489 г.) еретики успели возвести на митрополию одного из снисходительных к ним духовных лиц, монаха — либерала и гуляку, симоновского архимандрита Зосиму ). Он был пьяницей и гулякой.

После смерти архим.Геннадия дело его продолжил Иосиф Волоцкий. Он написал известную работу «Просветитель», в которой указывал на богословскую несостоятельность ереси жидовствующих.

В конце жизни Иван 3 под влиянием преп.Иосифа Волоцкого собрал в 1504 г. церк. собор, на котором были осуждены еретики 48 из них были переданы светской власти, 4 были сожжены в деревянных клетках. Ересь была уничтожена и более уже не возникала. Богословская аргументация не была убедительной. Вместо диспута была применена смертная казнь.

17. Святитель Макарий и его "собирательная" деятельность. Великие Минеи Четьи.

Митр.Макарий стал митр. московским в пору наиболее напряженной борьбы за власть в 1542 г (князь Шуйские и Бельские). до своего постановления на московскую кафедру митр. находился на кафедре Новгородской. Это был сложный церковный пост, тк. новгородцы долго не могли смириться с властью Москвы не только в политической, но и в Церк.жизни. Поэтому митрополиты, поставляемые в Новгород из Москвы встречали к себе предвзятое отношение от иерархов и мирян, а митр. Макария новгородцы приняли (в силу своих хороших качеств). Он навел порядок в монастырской жизни новгородской епархии, во всех монастырях был введен киновийный устав. Митр.основал 8 женских обителей, разделив совместные мужские и женские монастыри.

В эту пору митр.Макарий начал осуществлять дело всей жизни. Самый важный из этих трудов Макария — "Великие Четии-Минеи", которые он начал составлять еще в Новгороде и продолжал в Москве; в них собрано было все духовное оружие, каким тогда располагала Русская Церковь, все, по его выражению, "книги чтомыя, которыя обретались в Русской земле": жития святых по дням их памятей, слова на их праздники, многие их творения всякого рода, патерики, целые книги Священного Писания и толкования на них. Собирание всего этого книжного сокровища "многим имением и многими писарями" продолжалось около 20 лет. Ему же принадлежит составление Степенной книги — обширного сборника сведений по русской истории.

Митр. Макарий по мере взросления Ивана 4 оказывал на его личность все большее влияние и под воздействием митр. юный Иван принимает решение венчаться на царство, это значило, что принимая царский титул Иван 4 становится приемником византийских императоров, хранителем и защитником вселенского православия, произошло это в 1547г. Затем Иван женится на Анастасии Романовой. Именно с 1547г.начинаются действия Ивана, направленные на благо церкви и гос-ва. У него появляются прекрасные советники Алексей Адашев, поп Сельвестр, князь Андрей Курпский. Под влиянием этих людей и митр. Макария Иван в 1150 г. собирает с 1-й земский собор, кот. свидетельствовал о единстве Московского царства, тк. на этом соборе были представлены все свободные сословия. Он призывал простить злоупотребление властью бояр и простить грехи в юности. Затем царь по традиции византийск.императоров занялся благоустройством Цер-и. Помощь в этом ему оказывал митр.Макарий. идея Москвы- 3 Рима воплощением кот.было моск.Царство вызвало необходимость, чтобы Церковь, призванная к столь высокому служению, оказалась на высоте своего призвания. Накануне собора, чтобы подчеркнуть силу и знач.правосл. в 1547 и в 1549 гг. были собраны 2 собора, на кот. к лику святых были причислено 39 подвижников русск.Церкви. До этих соборов в Русск.Ц.почиталось 22 подвижника. Это был акт и политического значения, тк. ряд новых святых почитался ранее в качестве месточтимых в удельных княжествах, а когда Моск.Цар-во стало единым, то эти месточтимые свят. получили общероссийское почитание. это почитание святых, четьи минеи, свидетельствовало в пользу церковной централизации. Собор 1551г. должен был продолжить политику централизации. Иван 4 обратился к церковному собору с вопросами (69 вопр.), кот. касались наиболее болезненных проблем в церковной жизни. Иван обратился к собору с устной речью и письменным посланием, в котором призвал собор принять решение на благо Церкви, и каялся в своих грехах. На соборе был поставлен вопрос о секуляризации церковных и монаст.земель. Сторонником выступал сам Иван и люди из его ближайшего окружения, они считали, что наличие огромных земель в Церкви, приведет к обмирщению монастырской жизни и падению нравов иерархии. Особой критике подвергалась монастырская жизнь (проблема пьянства). В конечном итоге на соборе было принято решение, под влиянием митр. Макария, о неприкосновенности монастырского и церковного землевладения. Вопрос о финансировании богаделен.

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!