Епископат и духовенство Древней Руси



 

В начальный период епископами были греки: Анастас Корсунянин участвовал в крещении Новгорода. Со временем в епископате стали преобладать этнические русские.

           «Рассадником» был Киево – Печёрский монастырь, который отличался строгими нравами, высоким уровнем монаш. Аскезы, и в домонг. период 50 его монахов стали русскими епископами.

691 г – 8–ое првило Трульского собора запрещает женатый епископат.

В это время духовенство, конечно, не представляет собою замкнутого сословия, так как в его состав могли свободно входить и члены разных классов тогдашнего русского общества. При Владимире же оно являлось смешанным, так как среди взятых им из Корсуня священников были и греки, пришедшие с царевной Анной из Константинополя. Затем ряды этих священников были пополнены отчасти прибывшими болгарами, отчасти — новопоставленными русскими. Ярослав, чтобы иметь всегда кандидатов на священнические места, производил даже особые наборы детей из всех сословий. Но если духовенство в этот первоначальный период своего существования не являлось сословием, то было, несомненно, отдельным и привилегированным классом. Наподобие Византии, и у нас устанавливается разделение его на черное и белое. Монашество в Древней Руси пользовалось исключительным уважением. В монастыри шли не только из простого народа, но и богатые и знатные люди. Князья покровительствовали монастырям, освобождая их от всяких податей и награждая привилегиями. Монастырские доходы шли не только на содержание братии, но и на дела благотворительности.

Епископы избираются уже из русских монахов при участии митрополита(зависимость еп. От мт. была невелика, ограничиваясь поставлением на епархии) епископов, вел. князя и отчасти народа. Выборное начало епископа при участии народа в широких размерах применялось в Новгороде, где епископ избирался на вече. Для управления епархиями епископы располагали светскими и духовными чиновниками. Они и судили дворянство, и собирали подати с него и с мирян. Митрополит и епископы были самыми образованными людьми своего времени. Поэтому они принимали в общественно-государственной жизни самое активное участие и мнение их являлось особенно ценным. Заседали в княжеской думе, мирили князей, ходатайствовали за опальных и т.д. Материальное положение высшего духовенства было очень хорошо. Св. Владимир назначил на его содержание десятину своих доходов, которая впоследствии заменилась податью с мирян. Митрополиты и епископы пользовались доходами с кафедральных церквей, платой за требы, весчими пошлинами с торговых мер и весов, ежегодными податями с духовенства и отчасти мирян (за благословение браков) и т.д. Кроме того, большие суммы получались от доброхотных жертвований и доходов с недвижимых имений. От повинностей и налогов высшее духовенство было свободно. Наоборот, низшее духовенство и по образованию стояло очень низко, и в материальном отношении было совершенно не обеспечено. Было очень много малограмотных, а часто и совершенно неграмотных священников, которые служили по памяти.

 Средства содержания низшего белого духовенства состояли главным образом из плат за требы и из сборов с мирян — т.н. “славы”, — которые производились на Пасху, Рождество и в Петровки. Лучше было обеспечено духовенство княжеских церквей. Причт церковный в это время состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря. Дьяконы были не при всякой церкви, дьячки или определялись к известной церкви, или же были перехожими. Низшая служебная должность в причте был пономарь. Иногда пономари назывались свещегасами или свещеносами. Благодаря заботам князей, начиная с Владимира, недостатка в священно-церковно-служителях не было. Более того, уже при Ярославе I ощущалось их перепроизводство, так как священников оказалось более, нежели церквей, и некоторые сельские церкви имели даже нескольких священников. В это время уже начинают встречаться и бесприходные священникиЦерковь и государство в Древней Руси

В области государственно – политической церковь стремилась поднять значение княжеской власти и придать ей в глазах самих князей и подвластного населения более возвышенный политический характер и более высокое религиозно – моральное обоснование. Русский князь дохристианской эпохи не был государем своего народа‚ а являлся военным вождем или завоевателем добытчиком‚ который силами своей дружины держал в страхе и подчинении окрестное туземное население и собирал с него дань‚ часто методом откровенного грабежа. Летопись хорошо иллюстрирует эту практику в рассказе об убийстве Игоря (912 – 945) древлянами. "На киевского князя ..... духовенство переносило византийское понятие о государе‚ поставленном от Бога не для внешней только защиты‚ но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. " ( В. 0. Ключевский). " Ты поставлен еси от Бога‚ — говорят епископы Владимиру‚ — на казнь злых‚ а добрых на милование." С самого начала христианства князья призывают к себе на совет о государственных делах епископов и игуменов‚ которые вместе с "княжими мужами" и "старцами градскими"‚ т. е. представителями княжеской дружины и городского населения‚ обсуждают и решают все вместе вопросы внутреннего порядка и обеспечения внешней безопасности русской земли. Приблизительно такую же роль выполняли видные епископы Полоцкого и Туровского княжеств. Вспомним Симеона‚ епископа Полоцкого и Кирилла‚ епископа Туровского. Особо следует остановиться на роли архиепископа Новгородского‚ возглавлявшего церковь "господина Великого Новгорода". Он занимал первое место в новгородском правительственном совете; важные решения веча принимались по его благословению. В случаях политических распрей и социальных смут‚ характерных для Новгорода‚ он нередко являлся примирителем враждующих партий и предотвращал грозившее кровопролитие. Так‚ древнерусское духовенство‚ возвышаясь над светским обществом своим религиозно – нравственным авторитетом‚ своими идеалами более справедливой и упорядоченной жизни и своей образованностью‚ не замыкалось однако в отдельную касту‚ а жило и действовало в тесном единении и сотрудничестве со светским обществом и его правительственной властью. Такую же благотворную роль Церковь продолжает играть и в последующие времена‚ вплоть до конца 17-го века. В условиях раздробленности‚ а затем трагического монголо – татарского ига она оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа.

7. Отношение Золотой Орды к Русской Церкви. Деятельность Митрополита Кирилла (1249-1281 гг.).

Нашествие монголов началось в конце 1234г. разорением Рязанского княжества и завершилось в декабре 1240 г. разорением Киева. Т.обр. Северо-восточная и Юго- Западная Русь вошли в состав монгольской империи. Монголы, включив часть Руси в состав своей империи по отношению к Церкви и христианам в целом проводили политику веротерпимости. Правовые принципы этой политики были изложены в своде законов Чингин хана, получившие название «Яса». Согласно этим законам монгольское государство обязано было уважать веру покоренных народов, но духовенство обязано было молиться за здравие хана. Эти принципы ясы монголы применяли и на Руси. К моменту разорения Киева, правивший тогда митр.Иосиф исчез и русск.Церковь осталась без митрополита. Это время историки называют «время кризиса православ.вселенной». в 1204г. западные крестоносцы во время 4 крест.похода захватили К-ль. Была создана латинская империя. Папа Иннокентий 3 в качестве конст-го латинского патриарха поставил Фому Морозини. И когда в К-ле воцарились католики, тогда центрами прав-я стали Никея и Трапезунд, где сохранилась власть прав-я. Галицкий князь Даниил Романович посылает в никею своего ставленника Кирилла, для того, чтобы его поставили в русск.митрополиты. И поставление Кирилла произошло в Никее. Замысел Дан.Ром. касался прежде всего Галицкого княжества, но в Никее решили, что именно русск. По происхождению митр. Должен быть поставлен на Киевскую кафедру тогда, когда она оказалась под властью монголов.

В 1248г.поставленный в Никее митр.Кирилл приезжает на Русь. Это был период наиболее сложный для Церкви, п.ч.многие города были уничтожены монголами, церкви, монастыри, погибло много церковных лиц. Люди были напуганы, подавлены и перед митр.стояла задача вдохнуть в сердца людей надежду. Митр.ездил в города, ободрял, учил людей. Контактов митр.К. с галицким князем не поддерживал, наиболее лучшие контакты Кирилл поддерживал с князем Ал.Невским. а Даниил Гал.хотел заключить союз с папой Римским для противостояния моеголам и даже получил корону, но Даниил помощи не получил от папы и это оттолкнуло Кирилла от Даниила. Задачей митр.в этот период было установление «нормальных отношений» между монгольским ханом и русск.Церковью,для этого митр.отправился в город Сарай, где был принят ханом и получил ярлык (грамоту), в которой хан устанавливал приввлегии для руск.Ц-ви. Прежде всего это: освобождение от налогов, защита церковного имущества, защита прав.веры. в 1261г. митр.добился от хана учреждение епископской кафедры в Сарае, для окормления прав.,кот.либо жили там, либо находились в плену. Но не смотря на это в1313 татары приняли ислам, после принятия ислама ханы почитали ясу и уважали права прав.церкви. для того, чтобы внести порядок в жизнь русск.Ц-ви, митр.в 1274г. собрал собор., на кот.были рассмотрены вопросы наиболее злободневные для ц-ви. Первым вопросом на соборе был вопрос о сребролюбии и симонии епископата, о пьянстве священников, о литургических беспорядках в ц-ви, о недостойных развлечениях и увеселениях мирян (возвращались к языческим обрядам, епископы поставляли во священники за деньги). На соборе были приняты решения о наказании виновных, решения собора вошли в свод правил церковных, как правила Кирилла. Чтобы восстановить справедливость на Русь была привезена «Кормчая книга»- перевод Саввы Сербского (направляющая книга). Сам митр. скончался в 1281г. и кон-ий патр.поставил на Киевскую кафедру митр.Максима- грека по происхождению.

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!