Автокефалия Русской Церкви и деятельность св. Ионы.



Год 1448 стал началом автокефального существования Русской Православной Церкви, независимой от Константинополя, отпавшего в унию с католическим Римом.

Василий 2, временно одолев св. соперников (ему выкололи очи, но он все равно убил Дм. Шимяку), п/е 1435г посылает в Конст. св. ставл. еп. Иону для поставления. Но КПЛь принимает др. решение: Иона отвергнут, а на Русь приезжает грек по происхождению, Исидор. После Исидора митрополитом Киевским и все Руси в 1448 году был поставлен епископ Рязанский Иона. Год 1448 стал началом автокефального существования Русской Православной Церкви, независимой от Константинополя, отпавшего в унию с католическим Римом. 29.05.1453г – РЦ не подчинилось Константинополю.

Падение изм. традицию, согласно которой гл. церкви был патриарх Константинопольский и император. Теперь имп. не было, а полож. патриарха стало принципиально иным, чем в Виз. Имп. его поставление зависело от воли султана, тк он его подданный. И РЦ не могли подчиниться сул. подданному. В это время Русь практически освобод. от татарского ига и зависеть в цер. отношении от мусульманина султана было невозможно. НЕ только полит. мотивы, но и религиозные. П/е падения Конст. в рус. церкви стали полагать, что причиной этого падения стала отступление от чистоты православия, которое проявилось в заключ. Флорентийской унии.

Они думали, что чистота правосл. веры сохранилось только в Москве, а у греков оно испортилось – ещё один аргумент для того, ч/ы РЦ не подчинилось КП. В свою очередь греки уже будучи православными поддержали запрещение наложенную на РЦ, налож. ещё униатским патриархом. запрещение длилось ок. 100л, не признавали легитимность ее автокефалии, до 1562 г., когда вост. патриархи признали законность поставления Ивана 4 на царство → от принял титул царя, его венчал на царство мит. Макарий и признание царского титула восточ. патриархами означало, что патриархи признают Ив. 4 приемником византийских императоров, покровителей и защитников вселенского православия. В 1589г. исчезают следы эт. запрещения, когда КП Иеремия 2 учреждает Русскую Патриаршую Кафедру.

1448г – автокефалия де-факто.

Поставление мит. Ионы на кафедру на РК предполагало, что его власть церковная распрост. и на Литовскую паству и на Галичскую → Василий 2 заключ. соглашение о том, что вел. кн. литовский и король польский Казимир, разрешит распространить церк. власть Ионы и на свои земли. И тем самым митр. правил бы единой Киевской/Русской митрополией. Так и произошло. Соглашение заключено и власть митр. распрост. и на земли ВКЛ. Но был ещё жив митр. Исидор, жил в Риме, мог вернуться на литовскую часть киев. митрополии → Иона требов от епископата заверений в верности ему, а не Исидору.

Учреждение патриаршества

23 января 1589 г. при Царе Феодоре Иоанновиче было учреждено патриаршество. Это был закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество. На смену Второму Риму (Константинополю) пришел Третий Рим во всем могуществе православного Московского государства. Уже с ХV в. каноническая зависимость Русской Церкви от Константинопольского (Вселенского) Патриарха была лишь номинальной, завоевание Константинополя турками совсем уменьшило ее, к тому же после Флорентийской унии на Руси стали даже сомневаться в правоверии греческого духовенства. «Одержимый прежде благочестием святой град Константинополь ради латинские прелести погибе» – общее мнение того времени.

26 января 1589 г. в Успенском соборе Кремля при огромном стечении народа во главе с Царем Феодором Иоанновичем Константинопольский Патриарх Иеремия II совершил каноничное поставление первого русского Патриарха – Иова.

В Уложенной грамоте, узаконившей русское Патриаршество, за подписью Константинопольского патриарха Иеремии II, его собственными словами специально упоминается "великое Российское царствие, Третей Рим". Это было подтверждено в 1590 г. Собором Патриархов поместных Церквей. Правда, патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Соборе, определили Русскому Патриарху лишь пятое место в диптихе Патриархов, но это русскими было воспринято смиренно в связи со сравнительной молодостью Русской Церкви. По величине же и міровому значению Церковь Третьего Рима уже тогда была, несомненно, самой влиятельной, у которой восточные Патриархи, и более всего порабощенный турками "Вселенский" Патриарх, постоянно искали милостыни. Лишь русское покровительство, дипломатическое и финансовое, помогло выжить христианам в Османской империи.

А как происходило избрание следующих Патриархов? После смерти Патриарха блюститель патриаршего престола, обыкновенно митр. Крутицкий, от имени Царя рассылал грамоты ко всему духовенству с приглашением в Москву для избрания Патриарха. В случае невозможности явиться всякий епископ должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями Собора. Форма избрания Патриарха была открытая или посредством жребия, установившаяся после смерти Филарета. Имена 6 кандидатов из старших иерархов писались на 6 бумажках равной величины, бумажки обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью и посылались Собору, заседавшему в московском Успенском соборе. Три жребия клались на панагию умершего Патриарха; затем все члены собора облачались и служили акафист Богородице, после чего из 3 жребиев вынимались 2 и откладывались в сторону. Также поступали и с другими тремя. Из оставшихся двух жребиев вынимали один, который и содержал имя избранного Патриарха. Нераспечатанный жребий отдавался боярину, который относил его Царю; Царь распечатывал и объявлял опять через боярина собору имя избранного.

Патриархи сыграли огромную роль в трудные времена для российской государственности. Особенно велика заслуга св. Патриарха Гермогена, призыв которого стал решающим для спасения Руси во время польской оккупации.

«Провиденциально русское патриаршество было устроено как средство сохранения духовной цельности России в обстановке начинающейся секуляризации жизни значительной части народа», – отметил прот. Лев Лебедев в книге "Москва патриаршая". – «Теперь вполне понятно, что и в силу идей, заложенных в русском патриаршестве, и по особому Божию промыслу на патриаршество поставлялись люди, способные обеспечивать эту цельность, почему и сами они оказались духовно едиными в образе правления Церковью. И пока патриаршество сохранялось, сохранялась несмотря на все трещины и цельность православной России. Полностью расколоть эту цельность оказалось возможным, только упразднив патриаршество как институт, причем упразднив волей законного Царя».

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!