Русская Церковь и Флорентийская уния 1439 г.



Ещё в 1437 году Исидор по приказу КПЛьского имп-ра Иоанна Палеолога участвует в Базельском соборе. Став русским митр., он говорит Василию II о важности своей роли на соборе Ферраро-Флорентийском, продолжающем Базельский (объед. зап. и вост. ц. в пользу вост.). Вас. II выд. Исидору огромные средства, отправляет его в Феррару. На соборе греки были вынуждены под страхом разрыва отношений с Римом принять унию и вместе с ней латинское вероучение, причём Исидор первый начал доказывать необходимость принятия унии на условиях, предложенных папой, возможно, не видя другого исхода для спасения империи от турок. 5. 07. 1439 уния была подписана всеми, кроме еп. Марка Эфесского. В греч. Ц. её приняли иерархи, но не приняли афон. монахи, дух-во и миряне.

Исидор же по возвращении в Москву 19 марта 1441 г на службе вознёс сначала молитву за папу, а потом за КПЛьского патр. Его арестовали как еретика и заточили в Чудов м-рь. Епископат созвал собор, который пытался заставить митр. Исидора отказаться от унии, но безуспешно. Ему позволили бежать сначала в Тверь, потом в Литву, потом в Рим.

Результаты унии:

1. С митр. Ионы начинается на Руси ряд митрополитов, избираемых и поставляемых в Москве. Отвержение Исидора значило отвержение унии и вместе с ней фомально-униатской КПЛьской Ц. РЦ не готова была к такому разрыву, и в 1441 году Василий II пишет патриарху-униату письмо с просьбой поставить православного митрополита вместо сбежавшего еретика-униата. Возможно, это письмо было написано с расчётом на скорое отречение КПЛя от унии. Письмо осталось без ответа и собор русских патриархов решился поставить митрополитом Иону, которого Василий II предлагал КПЛю ещё тогда, когда греки поставили рус. митр. Исидора в декабре 1448 г. Князь хотел написать послание КПЛьскому патриарху с просьбой подтвердить избрание Ионы, но КПЛь пал.

2. Сокрашение внешних пределов русской церкви через отделение от нее литовско-галицкой части, которая с тех пор начинает жить своей жизнью. Римская Церковь считала законным рус. митр. Исидора, а Иону - узурпатором, поэтому хотела восстановить власть Исидора над литовско-галицкой частью русской церкви. Папа Каллист III добился-таки в 1458 г. того, что Казимир согласился на отнятие Литвы у Ионы и передачу ее Исидору. Исидор в то время был вероятно уже стар († 1463 г.) и не захотел идти на Русь сам. Папа оставил его с титулом московского и с номинальной властью над епархиями Московской Руси, а для фактического управления литовско-русской церковью назначил ученика и бывшего протодиакона Исидорова — Григория, который и был посвящен в сан митрополита русского в Риме экс-патриархом КПльским Григорием Маммой.

 

Преп.Сергий и значение его подвижничества.

Прп Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года (по традиции РЦ) в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Они назвали сына Варфоломеем. В семилетнем возрасте его отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Но он отставал в учении и просил Господа даровать ему книжное разумение. Однажды он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву, по просьбе Варфоломея помолился и за то, чтобы Он помог отроку познать грамоту. С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг.

Около 1328 года родители Прп Сергия из-за бедности переселились из Ростова в Радонеж. Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес. Вскоре Стефан перешел в Московский Богоявленский монастырь.

В 1337 году Варфоломей основал небольшой общежительный монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова, на холме Маковец - будущую Троице-Сергиеву Лавру. Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, 7 октября 1337 года постригший Сергия в монахи. Вскоре в маленькой обители составилось братство из 12 иноков. После смерти Митрофана, в 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.

В 1355 году в монастыре впервые в северо-восточной Руси был введён общежитийный устав. Иноки стали роптать на строгость устава, и Прп вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого. Прп Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Прп Сергий был близким другом свт Алексия, последний на склоне лет просил Прп принять Русскую митрополию, но тот отказался. После смерти свт-ля прп Сергий предлагал князю Дмитрию избрать на митр. кафедру суздальского епископа Дионисия, но был избран Михаил.

Сергий очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками и духовными собеседниками.

Достигнув глубокой старости, Прп, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Прп преставился к Богу 25 сентября 1392 года.

Значение:

1) Основывает Троице-Сергиеву Лавру.

2) Вводит в Лавре общежитийный (кеновийный) устав. Монахи, уходя от мира, служили миру молитвами и делами.

3) ученики Прп положили начало монашеской колонизации северо-восточной Руси, хозяйственно осваивали новые территории.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!