Церковная организация Древней Руси. Первые митрополиты.



Обзор основных курсов по Истории Русской Православной Церкви.

Появляется история как научная дисциплина к середине 19-го века. Становление науки появляется в России с 18-го века, с петровских реформ. Он открыл академию в Питере. Пётр насаждает науку и образование на традиционной Московской почве. Медленно складывается научное сообщество, круг деятелей и определённая интеллектуальная атмосфера. Из этой среды появляются первые историки, которые в своих исторических исследованиях опираются на принцип рационализма. Болтин и Щербатов занялись историей церкви, но история не стала предметом исследования. В 1734 г. синод РПЦ постановил, что не будет охотников к чтению. Тогда историей РПЦ занялся иностранец А. Селль. Он принял православие, принял постриг с именем Никодим и стал монахом Александро-Невской Лавры. написал историю русской иерархии, описание жизни и деятельности митрополитов и патриархов. Платон-Левшин, митр., пишет краткую историю Росс. церкви, которая выходит в двух томах в 1805 г. Этот труд получил достойную оценку историков.

Первым церковным историком стал архиеп. Филарет Гумилевский, который в 1847 г. издал свою знаменитую историю церкви. Впервые применяет периодизацию церковной истории, которая позволила выделить этапы истории и отличит их друг от друга. При этом он использовал критерии внутрицерковные и внешнецерковные. От крещения Руси до монгольского нашествия ( 988-1040). Затем до утверждения патриаршества (1410-1588), затем период с 1589-1721. История церкви становится научной дисциплиной. Эта периодизация стала базовой для дальнейших исследований.

Макарий Булгаков: отличается полнотой фактов, имеет свою периодизацию. Выделяет три периода в истории Русской церкви:

1. 988-1240 - русская церковь зависит от Константинопольского патриархата;

2. греко-русский: 1240-1589 - период обретения русской церкви самостоятельности;

3. русский: с 1589 - автокефальное существование РПЦ.

Е. Е. Голубинский: 60-гг. 19-го века, особенный период в развитии русской научной жизни. Критическое отношение к реальности Российской жизни. Голубинский подверг резкой критике мифологические произведения, которые бытовали в историко-церковной науке. Он к 1880 году закончил первую часть истории русской церкви, а вторую часть запретил печатать синод. Только в 1901г.была опубликована вторая часть его истории. Его история от начала до 1563г. до смерти митрополита Макария. Он делил церковную историю на Киевский период, на Московский период.

В к. 19-го века появл. системные обзорные курсы проф. Знаменского. Появ. курс истории РЦ проф. Преображенского, пользовался популярностью среди дух. заведений.

В нач. 20-го века появляются новые интересные авторы:

Приселков, спец. по проблеме крещения Руси и стан. древнерусской церкви;

1. А. В. Карташев, свободный исследователь в истории РЦ в Советском союзе;

2. В 1984 г. Корзун «РПЦ на службе эксплуататорских классов» история была на службе государства;

3. В 1930 г. - издание русской церкви Никольским.

В 50-е годы после смерти Сталина, появление церковной десятины, крещение Руси, Церковное землевладение ит.д.

В 80-е появляются высокопроф. произведения, Я. Щапова. Исследования прот. Ципина «История Русской Церкви в 20 столетии». В 1996-1997г. новое издание, которое охватывало период от появления христианства на Руси до 1997г. Смолятич, охватывает период синодальный с 1700 до 1917, особое внимание уделил реформе Петра, Смолятич рассматривает проблемы церковно-гос. отношений в синодальный период, проблемы становления дух. образования.

 

Распространение христианства на Руси до его официального принятия

По преданию, первым проповедником христианства в наших краях был Андрей Первозванный -, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы "Х" (Андреевский крест). Уже в "Повести временных лет" сказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду, и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане вениками). Впоследствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности. В Киеве христианство известно было уже давно, так же как и его основные догмы, очень хорошо приспособленные к нуждам феодального государства.

 Первые сведения о христианстве у русов относятся к 860-870 гг., но к середине Х века уже ощущается постепенное утверждение христианства в государственной системе. Если при заключении договора с греками в 911 г. русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 года скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу. Уже упомянутая выше церковь святого Ильи в летописи названа "соборной", то есть главной, что предполагает наличие и других христианских храмов. Христианство представляло в то время значительную политическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Для Руси наибольшее значение имела христианизация Болгарии (864 г.) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX в.). К середине Х в. в Болгарии создалась уже значительная религиозная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь. Князь Игорь был язычником: он и клятву давал не в Ильинской церкви, а "приде на хълм, къде стояше Перун и покладоша оружие свое и щиты и злато"; и похоронен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Но среди боярства, его послов к императорам Византии была уже какая-то часть христиан.

 Вдова Игоря, княгиня Ольга в 955 году приняла христианство, совершив путешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать христианство государственной религией, но здесь сразу резко обозначилось противоречие, порожденное византийской церковно-политической концепцией: цесарь империи был в глазах православных греков наместником бога и главой как государства, так и церкви. Из этого делался очень выгодный для Византии вывод - любой народ, принявший христианство из рук греков, становился политически зависимым народом или государством. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские верования, предпочитала такие равноправные взаимоотношения с Византией, которые определялись бы взаимовыгодой, равновесием сил и не налагали бы на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее божественностью императора. Во всяком случае, Константин Багрянородный - восприемник Ольги при крещении - "нарек ее дщерью", то есть подчиненной ему, а не равноправной "сестрой".

Первой ее заботой было желание обратить ко Христу своего собственного сына - будущего правителя Руси -  Святослава, который был язычником. После его гибели в 972, в Киеве начал править его сын Ярополк, между ним и его братом Владимиром нач. борьба, в рез-те которой Владимир становится правителем. В 980 г. Владимир и Добрыня, навербовав достаточную армию в Западной Скандинавии, начинают движение на Киев. Причиной поражения Ярополка часто называют предательство языческой части Киева, ревностно наблюдавшей за протекционистской политикой князя в отношении киевских христиан.

В 986 г. говорится о пришествии миссионеров к князю, они рассказывают о своих религиях, и Владимир выбирает христианство.

 

Принятие Русью христианства.

После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился принять православие. Но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев (как указывалось выше) принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.

 Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять христианство. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще.

 В Новгороде тот же Добрыня, который учреждал там культ Перуна, теперь крестил новгородцев: "Путята крестил мечем, а Добрыня огнем", т.е. не так все было легко и просто. Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Идолов рубили и жгли, а киевского Перуна скинули в Днепр и проводили, отталкивая от берега, до самых порогов. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия, именем которого был крещен Владимир. Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. Есть известия, что митрополит с епископами и Анастасом-Корсуняниным, который помог Владимиру при осаде и взятии Корсуни, сопровождаемые дядей Владимира Добрыней, ходили на север крестить народ. Из Новгорода они направились к Ростову, где и кончилась деятельность первого митрополита Михаила (он умер в 991 г.). Новый митрополит, назначенный Константинополем - Леон, с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина, окончательно сокрушил там язычество. В результате христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев. Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко увеличить количество священнослужителей. Было открыто большое количество школ, в которых готовили главным образом священников и прочих церковников, необходимых для "совершения треб и для научного просвещения паствы". Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу просвещения.

Во главе Русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинополем. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи - епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церкви давали десятину. Одной из важнейших церковных организаций стали монастыри, строй жизни и идеология которых были целиком перенесены из Византии.

 Большинство монастырей и церквей на Руси строились князьями и боярами или в качестве официальных государственных храмов, или в качестве фамильных усыпальниц, или для обслуживания культов излюбленных святых. Конечно, основатели церкви брали их на свое содержание. Так Владимир после крещения поставил в Киеве церковь Богородицы, на содержание которой отдал десятую часть своих доходов и обязал своих преемников под угрозой проклятия соблюдать это обязательство, поэтому церковь и была прозвана Десятинной. Новый христианский бог мыслился князьям как их специальный княжеский бог, заменивший собой прежнего Перуна. Он - верховный повелитель князей, дающий им власть, венчающий их на княжение, помогающий им в походах, принимающий их души в свои чертоги. Духовенство, осуществляющее связь светской власти с богом, - это скорее слуги князей, чем слуги бога. Часто княжеская власть, не стесняясь, показывала свою силу: князья не раз сгоняли с кафедры неугодных им епископов. Это преобладание светской власти над церковной во многом определило особенность развития Руси, где церковь никогда не стояла выше государства.

 Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной. Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима в 991 году. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов - волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия. В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.

 Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих и многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом.

 Одной из проблем после формального крещения было просвещение подданных в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, в основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX века приняли христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха, в частности, могла избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке, близком разговорному русскому.

Церковная организация Древней Руси. Первые митрополиты.

Кто был первым митрополитом? Михаил – первый митрополит Киевской Руси. Щапов утверждает, что первым русским митрополитом был Феофилакт, был переведен из Севастопольской кафедры на Киевскую. Под чьей юрисдикцией находилась киев. митрополия? Приселков: сначала, Киев. Митрополия входила в состав Охринского патриархата (Болгария) – войны с Виз. империей. Охрин захвачен виз-ми, и епарх. была упразднена → под юрисдикцию Византии.

В перечне митроп. кафедр патриархата Киевская митрополия наход. на 60 месте. Особенность - отличалась от митрополий Виз. Имп.: в виз. митропол. охватывала территорию провинции и делилась на епископии. Всего в 10 в. несколько сот епископий. Отличия:

1. Киевская – охватывала всю территорию Др. Руси;

2. пестрый этнич. состав: славяне, угрофины, балты, тюрки;

3. управление: митроп. управл. династия Рюриковичей;

4. богослужение: на церковно-славянский яз. 

Во главе стоял Константинопольский патриарх, к-ый осуществлял руководство/управление митрополией вместе с императором: важнейшие решения в отн. Киев. Митрополиты назначались  императором и синодом: император – защитник и покровитель всех прав. в мире. Власть Кон. Патр. над киевской митрополии, находило св. проявление:

1. в праве поставления митр. на Киевскую Кафедру;

2. в праве суда над митрополитом в случае нарушения канона;

3. взимание дани;

4. патриарх посылал на Русь святое миро.

Митрополит ставился патриархом, и греки настаивали на том, чтобы митрополитом Киевским всегда был грек (богословс. обр. в Конст.), полагая, что русская митрополия переживает стадию христианизации → во главе д/н стоять иерарх богословски образованный, глубоко усвоивш. визант. церков. традицию, к-ю следует утверждать на Руси. В домонгольский период во гл. Киев. митр. стояли 2 иерарха русского происхождения.

Власть киевского митрополита:

1. имел право созывать соборы (18 соборов в домонгольскй период);

2. поставлять епископат для Киевской Руси; право суда над епископатом;

3. право сбора дани.

5 упоминаний о греч. митрополитах на Руси в домонгольский период. Греки-митрополиты способствовали тому, что цер. Русь усваивала сложнейшее богословское, богослужебное, культ. наследие Византии. Полностью усвоена литургическая традиция: иконопись – до влияния Ренессанса – долго сохр. византийский канон.

Митрополит - грек - + в полит. отнош.: подданные визант. императора, а не киевского князя → князья не могли влиять на позицию митрополита. Особое положение митрополитов, позволяло им выступать в роли миротворцев и мирить князей в период междоусобных войн. В качестве гаранта соблюдения договоров м/у князьями.

Начиная с 12 в. Др. Русь вступает в период полит. распада → митрополит киевский становится живым символом единства русской земли в ту пору, когда гос-во распадалась на независимые княжества, зачастую враждовавшие др. с др.. Русь утратила полит. единство, а митрополит сохранял единство церковное.

Епископат: в нач. период епископами были греки (Анастас Карсунянен - + Новгород), и со временем в епископате стали преобладать этнические русские. Рассадник - Киев. Печерский монастырь отличался строгими нравами, высоким уровнем монашеской аскезы и, в домонгольский период, около 50 монахов стали русскими епископами. Трульский собор, 6 правило: епископу запрещено иметь семью.

Практика: исповедники в Др. Руси были в основном монахами – трад. из Византии. Как. пр., духовник князя и становился епископом. Особенности в сравнении с византийскими епископиями - территория епис. иерархии совпадала с тер-ей удельного княжества → кол-во епархий совпадало с кол-ом удельных княжеств. К нач. 13 в. от 14-16 епис. епархий. У епископа была административная и судебная власть – подчинялись церков. люди: духовенство с семьями, монашествующие, люди зависевшие от церкви (врачи, повивальные бабки, хромые и тд; прощенники (задушные, быв. холопы) – отпускали на волю п/д смертью).

Борьба с наследием язычества → судебные преследования:

1. кто им. общение с яз. в пище;

2. кто не соблюдал посты;

3. ел удавленину:

4. полигамия;

5. практика умыкания невест;

6. гомосексуализм;

7. клевета.

Еп. выступал в роли гаранта правильности мер и весов: следил за те, чтобы купцы честно вели торг и пользовались правильными мерами→ шли пошлины→гарант честности.

Участвовал епископ в суде тяжелым – душегубец; шиш; тытьба. Каждый со своей стороны накладывал наказание – в то время смертной казни.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 2166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!