Обер-прокуратура Святейшего Синода XIX - XX вв.



1824 – князь Мещерский увольняет Галицына, главой МНП назначен Шишков – адмирал, сторонник традиции. Увольнение Галицына вызвало расформирование двойного министерства и Св. Синод с обер –прокуратурой были восстановлены в прежнем положении.

1833 – Нечаев – чел. с администр. способностями, застал дела Синода в запущении. При нём началась подготовка к воссоединению униатов с ПЦ.

1836 – 1855 - граф Протасов- власть обер – прокурора практически приравнивается к власти министра, и он дефакто становится министром по делам Церкви. Подлинное управление Церковью сосредотачивается в дух. консестории. Протасов направлял деят. Синода- неприятие со стороны духовенства( Мт. Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров).Протасов проводил ревизии епархий и боролся со злоупотреблением властью со стороны иерархии. Гос-во начало оказывать финн. Помощь бедному белому духовенству, начались пенсионные выплаты. Протасов прилагал усилия для улучшения дух. образования.

1866 – граф Дм. Андр. Толстой( при Александре II – системная модернизация России)– человек либеральных взглядов, бывший чиновник. Решил сделать выход из дух. сословия возможным, семинарское образование приравнивалось к гимназическому.

1880- Победоносцев-челове консервативных убеждений и твёрдых моральных правил, никогда не искал личных выгод, противник реформ Александра II. 1905 г. – указ о веротерпимости, появление соборного движения в РЦ.

Шеринский – Шахматов – при Николае II подготовка предсоборного присуствия

Константин Саблер – создал предсоборное собрание для продолжения подготовки к собору в 1912 г.Отстаивал бюджет Церкви в гос. думе

1915 – Александр Самарин, под влиянием царицы он был быстро уволен, потом Раев – человек со стороны, Львов – добился увольнения части иерархии, обвиняя их в связях с Распутиным.

Карташёв – подготовил создание министерства вероисповеданий временного правительства, в конечном итоге стал министром.

В августе 1917 г. Институт обер – прокуратуры завершил своё существование, он ушёл в след за монархией.

 

 

34. Приходское духовенство в 18 – нач. 19 вв.

Приходское духовенство, в своем духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан Т. своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение "тяглые попы" было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, - с другой, со стороны духовенства - в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более легким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить "ставленые пошлины". После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил "перехожие деньги". Вдовые попы и диаконы платили "епитрахильные" и "орарные" пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной "крестцовой". За явку грамот новому архиерею платилась "явленая куница" или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну каждогодно "церковную дань" по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за "антиминсы" для новых церквей и "венечные" с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский "подъезд", хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда. оно платило еще "московский подъем", для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись еще особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем "десятильнича дохода". При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем "данских" и "отвозных" денег, "с оброком куницы" и "писчего". Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, - и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе. Тяжесть Т. вела к разнообразным уклонениям от него, и вот - как в гражданской, так и в церковной администрации - является гоньба за тяглым человеком, усиленные хлопоты о том, чтобы он не оказался в избылых, не вышел из службы и из Т., строгости и правежи. Из постоянных повинностей она не освобождалась от повинности губной, т. е. содержания губного старосты. При Петре Великом старое архиерейское Т. сделалось для духовенства тяжелее прежнего, потому что попало теперь в ведомство сборщиков монастырского приказа. Кроме старых платежей, явились еще новые в пользу школ и богаделен и на жалованье вновь явившемуся военному духовенству; вместо личной военной службы, с духовенства назначен особый государственный сбор, - с священнослужителей - драгунскими лошадьми, по одной лошади с каждых 150 дворов прихода, а с причетников деньгами по рублю; явились новые повинности - караульная по улицам, пожарная (отмененные в 1742 г.) и др. Все эти сборы с духовных лиц производились, как и с крестьян, посредством жестоких правежей, с большими запросами и взятками. В 1764 г., когда упразднено было в церкви существование крепостного права, уничтожено старое Т., которое несло духовенство в пользу архиереев. Все сборы в архиерейскую казну, на епархиальных чиновников и на школы были отменены; при освящении церквей дозволено брать только 50 коп. за антиминс, а при поставлении ставленников - по 2 руб. за поставление во диаконы и по 2-же р. за поставление в священники; употребление ставленников на работы при apxиерейских домах запрещено; в 1765 г. отменены сборы за венечные памяти; в 1766 г. отменен сбор и подможных денег для полковых священников. Остались сборы на содержание духовных правлений и на поездки епархиальных чиновников и властей по округам, на который штаты не назначили никаких сумм. См. П. В. Знаменский, "Приходское духовенство на Руси. Повинности духовенства в древней Руси" ("Правосл. Обoзрениe", 1867, т. 1); "О сборах с низшего духовенства русского в казну епархиальных архиереев в XVII и XVIII стол." ("Правосл. Собеседник", 1866, т. 1); Ив. Перов, "Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII вв." (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, "Руководство к русской церковной истории" (Казань, 1888).

Во второй половине 17-го века белое духовенство было уже поголовно грамотно‚ хотя за столетие до этого‚ Стоглавый Со6ор еще сетовал о наличии малограмотных и неграмотных священников и диаконов. Среди монашествующих число грамотных было ниже‚ но тоже достигало 75 %; близка к ним была грамотность и дворян‚ колебавшаяся от 65 до 78 процентов на сто душ мужского пола. Среди купечества‚ наоборот‚ грамотностъ была выше и колебалась от 75 до 96 процентов. Среди посадских число грамотных на сто человек мужчин было от 16 до 43, а среди крестъян колебалось около 15 процентов‚ Новые подсчеты С. К. Богоявленского показывают‚ что среди низших классов населения грамотность была даже несколъко выше и достигала 23 – 52 процента на сто душ мужского взрослого населения в зависимости от областей и социальных групп. Большие тиражи изданий‚( за вторую половину семнадцатого века, [например]‚ было издано более 300 000 экземпляров букварей и 150 000 тысяч Учительных Псалтирей и Часословов) и дешевизна книг ( буквари продавались по одной копейке за книгу ) несомненно способствовало распространению грамоты. С каким интересом население относилось к книге и учению‚ видно из того‚ что нередко многотысячные тиражи распродавались в несколько дней. Эта работа печатного двора‚ особенно развившаяся во время господства там сторонников движения церковного возрождения‚ лучше всего характеризует их взгляды на просвещение и образование... Как ни странно‚ в начале следующего века‚ века "европеизации "‚ западных влияний и петровских реформ‚ грамотность значительно падает. Причиной этому явился разгром русского духовенства и монашества при Петре и более тяжелое положение крестьянства‚ попавшего в еще худшие условия полного крепостного права‚ чем в 17-ом веке. Гораздо неблагоприятнее складывалась для православия ситуация в так называемой Польско – Литовской Руси (Д. Поспеловский). В 1469 году происходит окончательное оформление двух параллельных церковных структур: автокефальной в Москве и фактически автономной‚ но под формальной юрисдикцией Константинопольского патриарха в Киеве – Вильне. После Люблинской унии 1569 года‚ объединившей Польшу и Литву в единую Речь Посполитую‚ положение православных значительно ухудшилось. Но даже и в условиях постоянного ущемления прав и плохо прикрытых репрессий и насилия против православного населения со стороны государства Православие оставалось народной религией. Несмотря на постоянные ущемления прав и активно поддерживаемую властями католическую пропаганду в конце 17-го века‚ на литовской территории было только 700 католических костелов против 5 тысяч православных церквей. Православные магнаты‚ потомки русских князей и бояр, потянулись в католичество‚ что открывало им возможности участвовать во всесильном сенате‚ а западнорусские епископы‚ происходившие из той же знати и часто покупавшие себе архиерейство и даже митрополитанство, и тоже искавшие для себя привилегий‚ вели тайные переговоры с Римом об унии. В этих условиях защитниками православия выступили церковные братства‚ которые регистрировались по так называемому Магдебургскому праву‚ дававшему широкие права самоуправления по собственному закону с гарантией имущественной и территориальной неприкосновенности ремесленным гильдиям – корпорациям ( Д. Поспеловский). В конце 16-го начале 17-го века братства возникают в Киеве‚ Луцке‚ Могилеве‚ Пинске‚ Бресте‚ Витебске‚ Полоцке и ряде других городов Литвы. Они учреждают школы и типографии‚ издают церковные‚ учебные и полемические призведения — в защиту православия. Вот несколько выдержек из устава братской школы‚ основанной во Львове при храме Успения "великой пильностю‚ старанием же и накладом всего братства Львовскаго храма Успения Пресвятыя Богородицы и всего посполитаго народа Российскаго‚ даже и до убогих вдовиц... Дидаскал (т. е. учитель), взявши порученное ему детище‚ мает его учити с промыслом доброй науки‚ за непослушенство карати не тирански‚ но учительски‚ не выше‚ но по силе‚ не роспустне‚ покойне и смирене..... – Богатым над убогим в школе ничим высшии не мает быти‚ только самой наукой‚ плотию же равны вси: все 6о есмо о Христе братия‚ главы единой уды...". Сколько человечности и справедливости в этом казалось бы незамысловатом наставлении! Учебными предметами в западно – русской школе были как светские (обычные в то время предметы школьного образования — грамматика‚ риторика‚ диалектика‚ "мусика"‚) так и церковные (св. Евангелие‚ книги апостольские и другие богослужебные и церковные книги). С именем Митрополита Петра Могилы (1633 – 1647) связано создание знаменитой Киево – Могилянской коллегии‚ впоследствии названной академией и ставшей рассадником духовного просвещения для всей России. Большой след в науке русской истории оставил и живший во второй половине 17-го века архимандрит Киево – Печерского монастыря Иннокентий Гизель. Он составил так наз. "Синопсис"‚ первое связанное и цельное построение русской истории‚ которую он излагает от Владимира Святого до царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. "Синопсис" стоит на точке зрения единства русского народа и русской правящей династии и усматривает в Москве законную наследницу и преемницу старого Киева как общерусского центра. Надо отметить‚ что православные западно – русские проповедники и писатели 17-го века были не только церковными деятелями; они служили в то же время делу национального самосознания и национального самоохранения западно – русского населения в его стоянии за православие и русскость. Нельзя обойти вниманием и влияние Церкви на формирование русского литературного языка — этого непревзойденного творения русского духовного гения. Мы помним‚ у колыбели русского книжного языка стояли святые первоучители Кирилл и Мефодий. Перевод книг Священного Писания на церковно – славянский язык‚ т. е. одно из наречий языка болгарского‚ надолго определил судьбы русского литературного языка. Церковно – славянский язык на русской почве впитывал в себя элементы языка национального и постепенно становился не только языком письменности‚ но и языком разговорным. Носителями этого литературно – разговорного языка первого периода нашей образованности были представители духовенства‚ и Церковь‚ являясь объединяющим началом в жизни русского народа‚ содействовала сохранению единства русского литературного языка на всем пространстве русской территории. "Приобщение народа к новому миру‚ миру христианской культуры в ее византийском облачении в первый период нашей образованности легло на плечи представителей Церкви‚ и это является непререкаемой заслугой Церкви перед русской кулътурой (А. Л. Бем)". К 16-му веку вполне определился процесс образования московского наречия‚ объединившего в себе черты северно – русского и восточно – русского говоров. На почве Москвы‚ таким образом‚ создался тот великорусский язык‚ который заслуживает название языка общерусского‚ поскольку ему суждено было стать выразителем общерусской культуры. Книжный язык в это время сблизился с языком разговорным‚ но его церковно – славянская основа‚ исторически впитавшая в себя все богатство греко – болгарской культуры‚ по существу была богаче московского наречия‚ служившего практическим целям управления и взаимного понимания. Этот-то книжный язык‚ впитавший в себя живые соки московского наречия‚ и стал нашим литературным языком. (А. Л. Бем). В процессе обогащения народного языка церковно – славянской стихией важную роль сыграли выходцы их Западной Руси. Представители западно – русской учености‚ почти исключительно духовенство‚ принесли с собой и "киевский стиль" литературной речи. Этот светско – литературный язык при несколько большей близости народным украинским и белорусским основам‚ чем язык церковно – литературный‚ был также пропитан латинскими и особенно польскими элементами. На этом языке писались научные‚ публицистические‚ беллетристические произведения вирши и драмы (Бем). По принесенным с собою навыкам киевские выходцы из среды духовенства расширили сферу применения церковно – славянского языка на новые области литературы. "Рост значения таких жанров литературы как вирши и драмы‚ пользовавшихся преимущественно церковно – славянским языком‚ естественно‚ не мог не повлечь изменений в стилистике церковно – славянского языка и не мог не нарушить ранее существовавших отношений между церковно – книжной речью и стилями светско – письменного языка ( проф. В‚ В‚ Виноградов). Назовем лишь несколько известных ключевых имен‚ оказавших заметное влияние на этот процесс. Епифаний Славенецкий‚ Мелетий Смотрицкий‚ Иоанникий Голятовский‚ Симеон Полоцкий‚ св. Димитрий Ростовский. О церковно – славянском языке как основе строя русского языка удивительно метко сказал знаменитый Ломоносов: "Российский язык в полной силе‚ красоте и богатстве переменам и упадку неподвержен. Утвердится‚ коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет" (А. Л. Бем). В начале 18-го века в высшем управлении русской церкви произошла существенная перемена. После смерти патриарха Адриана (1700 г.) Петр Первый (1689 – 1725) не позволил избрание его преемника. В 1721г. был учрежден для управления русской церковью Святейший Синод во главе которого стоял обер – прокурор‚ назначаемый царем. Обер – прокурор был "царским оком" в делах церковного управления. Церковь теряет свою прежнюю независимость и формальное равноправие со светской властью и превращается в одно из ведомств общегосударственного управления под императорским контролем. В правовом положении низшего духовенства также произошла существенная перемена. В 16 – 17 веках приходские священники избирались самими прихожанами и затем поставлялись епархиальной властью. В 18 – 19 веках приходское духовенство назначается без выбора прихожан и постепенно превращается в замкнутое сословие.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!