Соборное движение в Русской Церкви накануне свержения монархии 1905 - февраль 1917 гг.



Система избрания, образования и поставления еп-та, выработанная Петром I, имела плюсы и минусы: 1)развитие науки и образованности еп-в, 2)разделение между еп-том и белым дух-м с народом. Еп-т был в полном подчинении обер-прокурора, кот.мог переводить неугодных еп-в с кафедры на кафедру как захочет, т.о. любое свободомыслие в среде еп-та наказывалось. Еп-т это положение не устраивало, но открытое выступление стало возможным лишь после относительной демократизации общества.

17 апреля 1905 г. выходит Указ о веротерпимости, и это приводит к началу соборного движения в ц-ви. Большинство еп-в высказалось за созыв собора, т.к. синодальная система неканонична и ставит ц-вь в полную зависимость от гос-ва. Главным идеологом соб. движения был митр. Антоний (Храповицкий). Также на позициях соборности стоял митр. Антоний (Вадковский), первоприсутствующий в Св. Синоде.

Т.о., Россия становится на путь создания правового гос-ва и конституц.монархии, что позволяет начаться соб.движению.

В 1906 г. собирается, т.н., Предсоборное присутствие, орган занимающийся подготовкой вопросов к предстоящему собору. Пред.присут. провело опрос еп-та о проблемах и предполагаемых реформах в церков.жизни. Были изданы «Отзывы епархиальных архиереев». В них еп-т высказался против синодальной системы, за восстановление патриаршества (идеолог - А.Храповицкий), за литургическую реформу, за общее сближение еп-та с простым народом и белым дух-м.

Но Николай II не решился созвать собор, хотя митр. Антоний (Вадковский) настаивал на устранении синодальной системы. Он призывал к сохранению союза ц-ви и гос-ва, но к устранению должности обер-прокурора. К сожалению, такая возможность и возможность созыва собора представилась только с падением самой монархии в 1917 г.

Подготовка к Поместному Собору (март - август 1917г.).

2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола, власть перешла к Временному правительству. По всей стране начались увольнения архиереев, обвиненных в поддержке старого режима. Провозгласив всевозможные политические и гражданские свободы, правительство ужесточило давление на Церковь. Отношения между Святейшим Синодом и обер-прокурором привели к взрыву.

29 апреля Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора и о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления, в том числе и при замещении архиерейских кафедр. Во многих епархиях выборы проходили во внецерковной обстановке, обновленческие настроения охватили часть мирян и клириков. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже вовсе отменить институт монашества.

Антицерковный курс Временного правительства становился все очевиднее. 20 июня вышло постановление о передаче церковно-приходских школ и семинарий в ведение Министерства народного просвещения. Закон о свободе совести, опубликованный 14 июля, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста, когда дети еще учатся в школе. Министерство просвещения торопилось использовать это положение для того, чтобы низвести преподавание Закона Божия на уровень факультативного предмета или вовсе устранить его из программы обучения.

Важнейшим событием церковной жизни стали выборы новых правящих архиереев на столичные кафедры. 29 июня архиепископ Тихон был возведен Святейшим Синодом на Московскую кафедру.

В июне в Москве открылся Всероссийский съезд духовенства и мирян: здесь много было сказано о необходимости радикальных перемен в Церкви, о демократизации церковного управления, о нововведениях в богослужении. В то же время в речах выступавших звучала тревога о положении Церкви при новой власти. Несмотря на свой либерализм, московский съезд решительно высказался против замысла Временного правительства отнять у Православной Церкви приходские школы. Но главной темой съезда был Всероссийский церковный Собор.

29 апреля при Святейшем Синоде был образован Предсоборный Совет, в котором священники, ученые богословы из мирян, известные церковно-общественные деятели. В Совете было образовано 10 тематических отделов; во главе каждого стоял архиерей.

Острые споры вспыхнули по вопросу о высшем церковном управлении. Профессора Петроградской Духовной Академии, преобладавшие в Совете, настояли на том, чтобы предложение о восстановлении патриаршества было отвергнуто. Законопроект, разработанный Предсоборным Советом, предполагал сохранение синодальной системы. Горячо обсуждалось участие мирян в ведении церковных дел.

5 июля Синод принял постановление об открытии Собора в Москве, 15 августа 1917г. Собор начал свою работу.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!