Приходское духовенство в 19 – 20 вв.
Поэтому в 18 – 19 веках общественно приходская жизнь замирает‚ и миряне‚ в общем‚ и миряне отходят от церковно – общественной работы. С другой стороны‚ так наз. русское образованное общество или интеллигенция‚ проникается идеями безрелигиозного просвещения и в течение 19-го века массово отходит от церкви. Этот пагубный идейный раскол в русском обществе подготовляет будущее торжество разрушительных антиобщественных и богоборческих течений. Но и в этот тяжелый период своей истории Православная Церковь продолжает вносить неоценимый вклад в народное просвещение и культуру. Конец 18-го и весь 19-ый век характеризуются значительным подъемом духовного и школьного просвещения под эгидой церкви. Действуют четыре Духовные академии (в Киеве, Москве‚ Санкт – Петербурге и Казани). В конце 18-го века в России насчитывалось 36 семинарий и 115 духовных училищ для обучения детей духовенства. В 19-ом веке их сеть значительно расширяется и достигает 58. Семинарии становятся "поставщиками" студентов в российские высшие учебные заведения‚ поскольку их выпускники обладали достаточной академической подготовкой‚ Правительство даже обязывало ежегодно определенное количество семинаристов направлять в университеты и другие учебные заведения. Например‚ из 400 выпускников Санкт – Петербургской педагогической учительской семинарии (зародыше будущего Петербургского университета) 300 были бывшими семинаристами. Подавляющее число студентов всех четырех русских университетов в начале 19-го века в приказном порядке набиралось из семинарий. Из 66 профессоров Московского университета в это же время 22 были выпускниками семинарий‚ 33 иностранцами‚ и только 11 закончили гражданские школы. Семинарии были обязаны поставлять ежегодно не менее 50 студентов в Петербургскую медицинскую академию — лучшую медицинскую школу страны. Таким образом‚ из 762 врачей‚ вышедших из этой академии между 1808 и 1822 годами‚ более 700 были бывшими семинаристами. Когда при Николае Первом началась серьезная академическая подготовка квалифицированных юридических кадров‚ без которых невозможна была бы судебная реформа Александра Второго‚ 75 процентов студентов правоведческих факультетов 1828 – 1876 гг. были выпускники семинарий (Д. Поспеловский). Не менее значительной была и роль Церкви в народном образовании. В ведении приходов находилось более 40.000 церковно – приходских школ для распространения элементарного образования среди широкой народной массы. Активно продолжалась в этот период и благотворительная деятельность. В церковных общинах возникают братства‚ занимавшиеся помощью бедным и нуждающимся и народным образованием. Появляются воскресные школы‚ где духовенство преподает безвозмездно. Ярким примером такого пастыря был А. В. Гумилевский (1830 – 1869). В 1860 г. он организовал в своем приходе приходскую школу‚ а в 1861 г. — приходскую библиотеку и братство. Одновременно он опекал инфекционные больницы и в мае 1869 г. умер от тифа. Священник И. Н. Полисадов стал инициатором нового направления пастырской работы – проповеди среди рабочих вне церковных стен. 45 лет самоотверженно трудился на ниве благотворительности протоиерей Г. А. Смирягин (+1883), основав в своей церкви в Петербурге первый благотворительный комитет. Духовенство и активные миряне организовывали приюты‚ устраивали дешевое жилье для бедняков‚ боролись с пьянством в народе. Особой любовью народа пользовался и продолжает пользоваться до ныне всероссийский пастырь‚ как любовно его называли‚ протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадский, +1908). С 1882 года он развернул в Кронштадте широкую благотворительную деятельность: основал работный дом с мастерскими‚ школу для бедных‚ дешевую столовую‚ женскую богодельню‚ детский приют‚ усиленно боролся с пьянством среди портовых рабочих. Это была яркая харизматическая личность; паломники со всей России шли к нему‚ чтобы услышать его и просить душевного укрепления в своих бедах (И. К. Смолич). Несколько слов надо сказать и о присутствии Церкви в армии. Духовенство всегда сопровождало русских воинов в их ратном труде‚ но организационно военно – морское духовенство было образовано по личной инициативе Петра Первого. Уставы четко регламентируют обязанности военного и флотского священников и выстраивают иерархию военного ведомства‚ во главе которого с конца 19-го века стоит протопресвитер армии и флота. В его ведении находились все церкви полков‚ крепостей‚ военных госпиталей и учебных заведений‚ за исключением Сибири‚ где дальность расстояний делала неизбежным их подчинение епархиальным архиереям. Общее количество военных священников достигло во время первой мировой войны 5000, в мирное время их число не превышало 977. На поле боя священник облегчал страдания раненых и готовил к кончине умирающих. История войн — Отечественной 1812, обороны Севастополя (1854 – 1855) и Порт Артура (1904 – 1905), битвы при Цусиме в 1905 г. и первой мировой войны знает — немало примеров мужества военных священников‚ которые в любой ситуации самоотверженно выполняли свой пастырский долг. В случае необходимости воинским частям давались также католические священники‚ евангелические пасторы‚ мусульманские муллы и даже представители буддийского духовенства (прот. Г. Шавельский). Однако раскол между обществом и церковью так и не был преодолен‚ и уже предреволюционные годы развеяли широко распространенную иллюзию о том‚ что народ благочестив и послушен Церкви‚ а через него и государю. В Синод уже с 1906 г. шли тревожные докладные записки из епархий‚ особенно из таких промышленных‚ как уральские‚ о массовом отходе рабочего люда от Церкви. Очень характерна одна из них. В ней говорится об агитации среди рабочих под лозунгом "нет Бога‚ долой Церковь"‚ а за "Церковь ратующих почти не видно"‚ так как все семинаристы‚ студенты и школьники – дети духовенства – на стороне революционеров. Отчет обвиняет духовенство в лени и нежелании преподавать в церковно – приходских школах‚ что привело к их упадку и росту земских школ‚ где "учителя ведут пропаганду против Церкви". Автор призывает к восстановлению соборности и соборов на всех уровнях‚ чтобы сплотить и оздоровить Церковь‚ активизировать ее‚ серьезно заняться изданием броской и захватывающей литературы для масс‚ "иначе надвигается катастрофа ". Ощущением этой катастрофы проникнуты и отчеты армейского духовенства о том‚ что после освобождения солдат Временным правительством от обязательного исполнения обрядов и таинств Церкви процент солдат‚ записанных православными и соблюдавших таинство причащения‚ сократился со ста процентов в 1916 до десяти в 1917 г. (Д. Поспеловский). Поэтому в катастрофе‚ обрушившейся на Церковь и церковный народ после революции 1917 г., повинна и она сама. Размеры этой катастрофы поистине апокалиптические36. Епископат Русской Православной Церкви в XVIII - нач. Х I Х века.
|
|
|
|
|
|
|
|
Петр 1 изменил практику выдвижения епископата на управление РПЦ.
Раньше епископы всегда происходили из монастырей, как из низших, так и из высших сословий. Необходимые знания монастыри давали+аскеза. Степень образованности епископата определялась монастырем.
Для проведения своей реформы Петр 1 искал себе союзников в среде образованного епископата. Он делал ставку на Стефана Яворского (местоблюстителя патр. престола) и Феофана Прокоповича.
Еще в 1690-х годах Петр называл монахов и епископат тунегиблемыми для государства, служащими для поддержания одной только роскоши духовных властей, и собирался извлечь из них как можно больше государственной и общественной пользы. Распоряжения его по этой части начались с
1. усиления над церковно-вотчинною экономией
2. запрещения духовным властям всяких дорогих построек,
3. запрещения заведения дорогих облачений и других расходов на излишнюю роскошь;
Потом по смерти патриарха он порешил отнять y духовенства самоуправление церковными вотчинами и передать это управление в руки государства через монастырский приказ. Последний должен был управлять церковными вотчинами и всеми с них сборами и нарядами чрез своих собственных светских управителей. На содержание духовных властей и церковных учреждений из сумм, поступавших в приказ, назначено выдавать только определенные штатные оклады, затем все остальные суммы должны были расходоваться приказом на удовлетворение разных общественных и государственных нужд, на военные надобности, на жалование разным чинам, на госпитали, богадельни, школы и прочее. Таким образом, церковное ведомство было урезано и по судебным своим полномочиям, и по своему хозяйственному управлению.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!