Итоговая диагностика уровня художественного восприятия цвета у учащихся первого класса детской школы искусств



На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика уровня развития художественного восприятия цвета у первоклассников по тем же показателям и диагностическим заданиям, что и на этапе начальной диагностики.

Результаты итоговой диагностики по показателям отражены в таблице 2.

Результаты итоговой диагностики уровня развития художественного восприятия цвета у первоклассников

 

Таблица 2

 

  Ф.И. Знание эмоционального значение цвета Понимание соответствия цвета эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства Способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте Общий балл
1 Е. Анна В (3 балла) В (3 балла) В (3 балла)  9 баллов
2 И. Алиса В (3 балла) В (3 балла) В (3 балла)  9 баллов
3 И. Василиса С (2 балл) С (2 балл) С (2 балл)  6 баллов
4 К. Татьяна В (3 балла) С (2 балла) В (3 балла)  8 баллов
5 Н. Арина В (3 балла) В (3 балла) В (3 балла)  9 баллов
6 П. Женя В (3 балла) В (3 балла) В (3 балл)  9 баллов
7 П. Лена С (2 балла) В (3 балла) С (2 балл)  7 баллов
8 Ч. Екатерина В (3 балл) С (2 балла) В (3 балла)  8 баллов

 

Обработка результатов итоговой диагностики показала, что уровни развитости художественного восприятия цвета у учащихся 1 класса представлены следующими результатами:

измерение знания эмоционального значение цвета, показатель составил: В (высокий уровень) -75%, С (средний уровень) -25%, Н (низкий уровень) -0 %;

понимание соответствия цвета эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства, показатель составил: В-67,5 %, С-32,5 %, Н-0;%;

способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте, показатель составил: В-67,5%, С-32,5%, Н-0%.

На данном этапе использовались метод количественного и качественного анализа диагностики, сравнительный анализ результатов начальной и итоговой диагностики.

Для подтверждения гипотезы было произведено сравнение уровня художественного восприятия цвета у первоклассников на констатирующем и итоговом этапах опытно-поисковой работы. Результаты отражены в таблице 3.

Сравнительные результаты уровня развития художественного восприятия цвета у первоклассников на констатирующем и итоговом этапах

Таблица 3

Показатель

Констатирующий этап

    Итоговый этап

    %   уровень кол-во учеников   %    уровень  кол-во учеников

знание эмоционального значение цвета

 

  25%    высокий     2   75%   высокий   6
                50%   средний     4   25%    средний   2
  25%   низкий     2   0%    низкий   0

понимание соответствия цвета эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства

  25%   высокий     2   67,5%   высокий   5
  62,5%   средний     5   32,5%   средний   3
  12,5%   низкий     1   0%    низкий   0

способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте

  25%   высокий   2    67,5%   высокий   6
   37,5%   средний     3   32,5 %   средний   2
  37,5%   низкий   3   0%   низкий   0

 

По результатам сравнительного анализа начальной и итоговой диагностики можно констатировать, что по первому показателю двое первоклассников перешло с низкого уровня на средний, четверо со среднего на высокий; по второму показателю с низкого уровня перешло на средний – один, со среднего на высокий пятеро; по третьему показателю перешло с низкого на средний – трое, со среднего на высокий – трое; низкого уровня не выявлено. Полученные результаты говорят о том, что цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение.

В ходе развивающих занятий была проведена работа по ознакомлению с эмоциональным значением цветов на основе теории цвета Иоганна Вольфганга фон Гёте. В результате проведенных занятий, при анализе итоговой диагностики была замечена положительная динамика в подборе цветовой гаммы. В результате частого использования метода анализа художественных произведений, их цветовой гаммы, дети научились выделять главный цвет, видеть разницу между оттенками одного цвета, например, работу выполненную в темно-синих тонах объясняют как «мрачную, тревожную», а в светло-голубых – как «легкую, радостную». В ходе развивающих занятий данную проблему в целом удалось устранить, ученики стали относиться к цвету как к художественному средству выразительности (см. приложение №11).

Практическая значимость опытно-поисковой работы состоит в том, что разработанные диагностические задания, а также развивающие занятия по теме исследования могут быть использованы в практике работы учителя изобразительного искусства.


Выводы по третьей главе:

1. По результатам начальной диагностики высокий уровень развитости художественного восприятия цвета по первому показателю показал – 25%, средний уровень – 50%, низкий уровень – 25 % ; по второму показателю – высокий уровень составил – 25 %, средний – 62,5 %, низкий – 12,5;%; по третьему показателю – высокий – 25%, средний – 37,5% , низкий – 37,5% ,

Данные начальной диагностики показали необходимость развития художественного восприятия цвета у первоклассников.

2. Для развития художественного восприятия цвета младших школьников на уроках композиции в детской школе искусств нами были обоснованы в теоретической главе и внедрены в опытно-поисковую работу методы, способствующие развитию данного качества у детей. Для развития показателей: знание эмоционального значения цвета, понимание соответствия цвета определенному эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства, способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте, были применены метод анализа художественных произведений, метод словесных аналогов, игровой метод, метод личного показа и метод «оживления картин». Данные методы учитывают возрастные особенности восприятия первоклассников и в целом способствуют расширению образно-ассоциативной сферы школьников и пониманию эмоционально-смыслового значения цвета.

3. Результаты итоговой диагностики показали значительное повышение уровня развития художественного восприятия цвета младших школьников. На это повлияла эффективность методов, применяемых на развивающих занятиях. Высокий уровень развитости художественного восприятия цвета по первому показателю показал 80%, среднему – 20%; по второму критерию – высокий уровень – 60%, средний – 40%; по третьему критерию – высокий уровень - 80%, средний – 20%, низкого уровня не выявлено.

Заключение

1. Анализ научной и методической литературы по теме исследования показал большое разнообразие методов развития цветовосприятия, но методы развития художественного восприятия цвета описаны недостаточно. Не разработано само понятие «художественное восприятие цвета», хотя существуют сходные понятия «цветовосприятие», «художественное восприятие». Существует необходимость в уточнении данного понятия.

2. Рассмотрены особенности процесса восприятия младших школьников, влияющие на развитие художественного восприятия цвета: воображение, нуждающееся в развитии, что возможно реализовать на уроках композиции; переход от игровой деятельности к учебной, что объясняет важность применения игрового метода в процессе урока; предпочтение ярких цветов первоклассниками в виду их эмоциональности восприятия.

3. На основании изученной психолого-педагогической литературы путем анализа понятий «восприятие», «художественное восприятие», «цвет», «цветовосприятие», «образ», «художественный образ», было уточнено рабочее определение понятия «художественное восприятие цвета». Художественное восприятие цвета трактуется нами как способность воспринимающего выявлять черты художественных образов из материального художественного предмета посредством анализа цветовых решений автора, стремясь понять авторскую идею художественного произведения; знание эмоционального значения цвета; способность понимать соответствие цвета определенному эмоциональному состоянию в произведении изобразительного искусства; способность отображать собственную идею в художественно-творческом продукте посредством цветовых решений.

Опираясь на выявленное определение, нами были сформулированы три составляющих художественного восприятия цвета, которые и явились показателями развитости этого качества у первоклассников:

- знание эмоционального значения цвета;

- понимание соответствия цвета определенному эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства;

- способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте.

4. На основании анализа методик преподавания изобразительного искусства и цветоведения нами были выделены наиболее подходящие методы развития художественного восприятия цвета, обоснованы и адаптированы к нашему исследованию. На основании выделенных показателей, определяющих уровень развитости художественного восприятия цвета, выделены уровни развитости каждого из показателей – высокий, средний, низкий. Для развития показателей «знание эмоционального значения цвета», «понимание соответствия цвета определенному эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства», «способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте», были применены методы: анализа художественных произведений, словесных аналогов, метод личного показа и метод «оживления картин», игровой. Данные методы направлены на расширение эмоционально-образной сферы школьников.

5. Опытно-поисковая работа по развитию художественного восприятия цвета у первоклассников проводилась на базе МАО ДО «ДШИ им. В.В. Знаменского» в г. Тюмени и включала в себя несколько этапов: констатирующий (начальная диагностика), развивающий (проведение занятий), контрольный (итоговая диагностика).

На первом этапе проводилась начальная диагностика уровня развития художественного восприятия цвета у младших школьников, в результате анализа которой проявилась необходимость развития данного качества у детей. В соответствии с результатами начальной диагностики разрабатывались и проводились занятия по развитию художественного восприятия цвета у младших школьников на занятиях по композиции с применением следующих методов: игровой, метод «оживления картины», метод подбора словесных аналогов, метод личного показа. На третьем этапе проводилась итоговая диагностика уровня развития художественного восприятия цвета у первоклассников, анализировались результаты исследования. Анализ итоговой диагностики показал повышение уровня развития художественного восприятия цвета у младших школьников, что подтвердило эффективность выявленных методов и разработанных заданий для детей. В работах детей появилась подкрепленность художественного образа цветовой гаммой, композиция стала более собранной, цвета подбирались детьми более уместно при изображении эмоционального состояния, оттенки стали разнообразнее.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева; Акад. пед. наук СССР. – М.: Просвещение, 1968. – 336 с.

2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г. Примерные программы для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. – Москва, 2003. – 176 с.

3. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. М., Изд-во МГУ, 1981. – 399 с.

4. Базыма Б.А. Психология цвета теория и практика / Б.А. Базыма. – М.: Речь, 2005. – 110 с.

5. Бакиева О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие. – Тюмень: Изд. Тюменского государственного университета, 2012. – 104 с.

6. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М.: Высшая школа, 1996. – 151 с.

7. Брунер, Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.

8. Бунакова Л.В. Программа учебного предмета «Цветоведение» 2014 г.

9. Бушуева И.С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников / Л.С.Бушуева, Л.П.Блощицина // Начальная школа плюс до и после. – 2003. – №8. – С. 50-53.

10. Вертгаймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987. – 336 с.

11. Виноградова Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи: на примере выполнения натюрморта: диссерт. работа /  Н.В. Виноградова. – М.: 2009. – 222 с.

12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

13. Гёте И.В. Учение о цвете. – М.:Либроком, 2011. – 200 с.

14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 – 301 с.

15. Гуревич М. М. Цвет и его измерение, М.: Академии наук СССР, 1950 – 268 с.

16. Деменева И.Г. Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста средствами живописи // Студенческий научный журнал – 2017. – № 6(6). – С. 26-29.

17. Елаховский Д.В. Физические основы цветоведения для студентов строительной специальности университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 3 (3). – С. 31–35.

18. Ипполитова, О.В., Поташева Н.Г. Цветовосприятие и цветоразличение у детей с нормальным речевым развитием и с ТНР [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetovospriyatie-i-tsvetorazlichenie-u-detey-s-normalnym-rechevym-razvitiem-i-s-tnr (Дата обращения: 06.04.2018).

19. История изобразительного искусства [Электронный ресурс]. URL: http://www.arthistory.ru/impressionism.htm (Дата обращения 14.06.2018).

20. Иттен И. Искусство цвета. – М.: Изд. Д. Аронов, 2004. – 320 с.

21. Касавин И.Т. 2009 Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 1977. – 412 с.

22. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М.: Изд. Коммунистической академии, 1930. – 216 с.

23. Кольченко И.Н. Рабочая программа по живописи 1-4 классов ГБОУДОД г. Москвы «ДШХ им. М.А. Врубеля» [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/39113114-Rabochaya-programma-po-zhivopisi-1-4-klassov-gboudod-g-moskvy-dhsh-im-m-a-vrubelya-avtor-kolchenko-i-n.html (Дата обращения: 12.03.2018).

24. Коффка К. Основы психического развития. – М.: изд. Академический проект, 2017. – 356 с.

25. Кошеренкова О.В. Символика цвета в культуре // Аналитика культуроло- гии. 2015. – № 2 (32). – С. 156 –162.

26. Крючкова В. А. Абстракционизм // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – С. 42-43. – 768 с.

27. Кузин В.С. «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», М.: Дрофа, 2008. – 46 с.

28. Литвинова О.В. Интернет-журнал «Науковедение» [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru / Выпуск 6 (25) 2014. – № 6 (25). – С. 31–35 (Дата обращения: 21.05.2018).

29. Марченко Е.М. О единых закономерностях восприятия произведений разных видов искусства // Искусство в школе. – 2008. – №2. – С. 4-7.

30. Месяц С.В. Наследие Аристотеля: научный дискус и междисциплинарные практики 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/aristotel-o-prirode-tsveta (Дата обращения: 03.03.2018).

31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество  М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

32. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта : монография / Москва: Педагогика, 1981. – 240 с.

33. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.

34. Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

35. Пилюгайцева Ю.И. Теория цвета Василия Кандинского [Электронный ресурс].  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-tsveta-vasiliya-kandinskogo (дата обращения: 24.05.2018).

36. Плеханова Е.Г. Восприятие художественного произведения реципиентом [Электронный ресурс]. URL: http://academicon.ru/publ/iskusstvovedenie/plekhanova_e_g_vosprijatie_khudozhestvennogo_proizvedenija_recipientom/4-1-0-242 (Дата обращения: 21.04.2018).

37. Пфанцгаль И. Теория измерений. – М.: Мир, 1976. – 117 с.

38. Ревалд Дж. История импрессионизма. – М.: Республика, 1959. – 196 с.

39. Русская антикварная галерея [Электронный ресурс]. URL: http://rus-gal.ru/genres/gorodskoj-pejzazh/ 2016 – 2018 (Дата обращения: 11.04.2018).

40. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999. – 368 с.

41. Титченер Э. Очерки Психологии. – С.-Пб.: Изд. Ф. Павленкова, 1898. – 279 с.

42. Универсальная библиотека Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. URL: http://megabook.ru (Дата обращения: 09.03.2018).

43. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – с. 334.

44. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М., Просвещение, 1992. – 126 с.

45. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т.Я. Шпикалова [и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – 193 с.

46. Штайнер Р. Миросозерцание Гете. – Сп-б.: Изд–во Азбука–классика, 2004. – 125 с.

47. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6-20.

48. Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru (дата обращения: 11.06.2018).

49. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М., 1979. – 155 с.

Голоссарий

Восприятие – сложный процесс приёма и преобразования информации, в результате которого живой организм создаёт себе наглядный образ окружающего мира и собственного тела [21].

Художественное восприятие – сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее заложенной автором [36].

Восприятием искусства – наглядно-образное отражение действующих на органы чувств предметов и явлений действительности в режиме настоящего времени во взаимодействии их различных свойств и частей, которые раскрывают образ через его содержание в соответствии с идеей автора [28].

Образ – отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с коими взаимодействует деятельный субъект [14].

Художественный образ – образ, содержащий материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, богатство личности творца [42]. 

Цвет, как зрительное ощущение – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение [15].

Цвет (в научной и искусствоведческой литературе) – уникальное явление природы, выразительное средство изобразительного искусства, формообразующее средство и средство эстетической выразительности [28].

Цветовосприятие – это отражение такого свойства предметов и явлений как цвет, с помощью зрительного анализа [18].

Художественное восприятие цвета – это способность воспринимающего выявлять черты художественных образов из материального художественного предмета посредством анализа цветовых решений автора, стремясь понять авторскую идею художественного произведения; знание эмоционального значения цвета; способность понимать соответствие цвета определенному эмоциональному состоянию в произведении изобразительного искусства; способность отображать собственную идею в художественно-творческом продукте посредством цветовых решений.

Приложения

Приложение №1.

 

Картины Клода Моне для применения метода сопоставления цвета и звуков

 


Приложение №2

Аналоги

Художники-импрессионисты


Приложение №3

Аналоги

Художники-абстракционисты

 


 

 

Приложение №4

Эскизный поиск

 

Приложение №5

Бланк диагностического задания №2. Сравнительный анализ художественных произведений

 

Сравните данные картины и вставьте пропущенные слова в предложениях.

     

 

     И.И. Левитан - “Март”                       К.А. Коровин “Лунная ночь. Зима”

                 1895                                                              1913

 

1) Первая картина оставляет ощущение __________________, потому что цвета ___________________ , а вторая картина оставляет ощущение ___________________, потому что цвета ______________________

2) Цветовая гамма этих картин

похожа, потому что ______________________________________________________

не похожа, потому что___________________________________________________

3)  В обеих картинах основным цветом является _______________________________

4)  Автор использует вспомогательные цвета и оттенки первой работе - это ________________________________________________________цвета, а во второй - _________________________________________________________. Это сделано для того чтобы _______________________________________.

 

1) Первая картина оставляет ощущение радости, легкости, счастья, веселья и т.д.потому что цвета насыщенные,яркие, светлые, а вторая картина оставляет ощущение тоски, печали, одиночества, грусти, загадочности потому что цвета тусклые, темные

2) В обеих картинах основным цветом является синий

3) Цветовая гамма этих картин...

- похожа, потому что в основе используется один цвет, изображена природа/пейзаж

- не похожа, потому что характеристики цвета различны (разные оттенки одного цвета и разное настроение картин и состояние природы)

4) Автор использует вспомогательные цвета и оттенки, в первой работе это белый, охра, зеленый цвета, а во второй - черный, коричневый, фиолетовый. Это сделано для того чтобы передать настроение, состояние.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!