Показатель «знание эмоционального значения цвета».



Сущность первого диагностического задания: детям раздается подготовленный материал – абстрактное изображение эмоционального состояния. Рисунок изображен только контуром, задача детей – выразить цветом ту эмоцию, которая обозначена на рисунке, подбирая цветовую гамму.

Для определения качества развитости данного показателя, нами были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.

Высокий уровень (3 балла) знания символического значения цвета – цветовая гамма соответствует общепринятым ассоциациям цвета и эмоции (см. Приложение №10), соблюден общий тон рисунка (холодный/теплый), используются разнообразные оттенки основных цветов, соблюдены основные художественные принципы, использованы уместно. .

Средний уровень (2 балла) – цветовая гамма в целом соответствует общепринятым ассоциациям цвета и эмоции, использует 1-2 дополнительных оттенков цвета к основному, верно подобран тон (или может объяснить свою позицию выбора несоответствия тона).

Низкий уровень (1 балл) – цветовая гамма не соответствует общепринятым ассоциациям цвета и эмоций, цветовая гамма скудная.

Показатель «Понимание соответствия цвета определенному эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства».

Сущность второго диагностического задания – сравнительный анализ двух работ разных авторов. В связи с возрастными особенностями учеников (7-9 лет), нами подготовлены бланки для заполнения с пропущенными словами (см. приложение №5). Выбор картин обусловлен, прежде всего, цветовой гаммой, которую можно проанализировать и сравнить, пронаблюдать, каким образом может вести себя один и тот же цвет в комбинации с другими цветами, каким образом влияют на художественный образ изменение характеристик одного цвета.

Уровни развитости второго показателя также отражены в баллах.

Высокий уровень (3 балла) – даны ответы на все вопросы, верно определены основные и вспомогательные цвета, верно интерпретировано состояние природы и проведена связь цвета и эмоциональной составляющей пейзажа.

Средний уровень (2 балла) – верно и обоснованно интерпретировано состояние природы, но не проведена связь цвета и эмоциональной составляющей пейзажа, определена только схожесть или только различие двух картин, определен только основной цвет, используемый автором, цветовое решение автора не обосновано.

Низкий уровень (1 балл) – не определено состояние природы, либо дано интуитивно, без обоснования. Не определены вспомогательные цвета и оттенки, схожесть и различия не определены, либо определены неверно.

Показатель «Способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте».

Сущность третьего диагностического задания: нарисовать этюд в жанре пейзажа. Обязательное условие – назвать свою работу. О том, что работе требуется дать название, сообщается заранее, перед началом работы.

Уровни развитости второго показателя:

Высокий уровень (3 балла) – учащийся работает самостоятельно, цветовая гамма гармонична с названием, название работы дано перед выполнением работы, учащийся может объяснить, чем обусловлен выбор темы и цветовой гаммы.

Средний уровень (2 балла) – учащемуся требуется помощь в подборе цветовой гаммы или формировании идеи, цветовая гамма гармонична с названием, название работы дано перед выполнением работы, либо в процессе.

Низкий уровень (1 балл) – учащийся не может самостоятельно сформировать идею, требуется помощь в подборе цветовой гаммы, либо название не соответствует изображенной идее, название этюду дано по окончании работы.

Обратимся к описанию результатов начальной диагностики.

На первом занятии по изобразительному искусству было осуществлено следующее диагностическое обследование: измерение уровня развитости первых двух показателей – «знание эмоционального значение цвета; «понимание соответствия цвета эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства».

 Показатель «способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте» было продиагностировано на втором занятии.

На первом этапе диагностики уровня знания эмоционального значения цвета некоторые ученики использовали неуместные цветовые сочетания, изображая нежность – пользовались яркими красными и зелеными оттенками, а изображая злость – спокойные сочетания синего и зеленого.

Результаты диагностики уровня понимания соответствия цвета эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства показали, что дети испытывают сложности в определении основного цвета, используемого художником в работе, не могут объяснить связь цветовой палитры с состоянием, переданным художником в картине.

Третье задание оказалось самым сложным для учащихся, многие из них пренебрегали условием отражения идеи в названии перед началом работы. Некоторые ученики испытывали сложности, акцентируя внимание на сюжетность изображения, форму предметов и их конструкцию, используя гуашь только как материал, способный «закрасить» предметы, Кроме прочего, ученики старались отразить действительные цвета объектов, не подкрепляя художественный образ цветовым решением.

Таким образом, на начальном этапе диагностики уровень развития показателей художественного восприятия цвета у учащихся 1 класса был представлен следующими результатами:

Измерение знания эмоционального значение цвета, показатель составил: В (высокий уровень) -25%, С (средний уровень) -50%, Н (низкий уровень) -25 % ;

понимание соответствия цвета эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства, показатель составил: В-25 %, С-62,5 %, Н-12,5;%;

способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте, показатель составил: В-25%, С-37,5%, Н-37,5%.

По результатам начальной диагностики всех трех показателей была составлена таблица № 1.

Результаты начальной диагностики уровня развития художественного восприятия цвета у первоклассников

Табл. 1

 

  Ф.И. Знание эмоционального значение цвета Понимание соответствия цвета эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства Способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте Общий балл
1 Е. Анна В (3 балла) С (2 балла) В (3 балла)  8 баллов
2 И. Алиса С (2 балла) В (3 балла) С (2 балла)  7 баллов
3 И. Василиса Н (1 балл) Н (1 балл) Н (1 балл)  3 балла
4 К. Татьяна В (3 балла) С (2 балла) В (3 балла)  8 баллов
5 Н. Арина С (2 балла) В (3 балла) С (2 балла) 7 баллов
6 П. Женя С (2 балла) С (2 балла) Н (1 балл)  5 баллов
7 П. Лена С (2 балла) С (2 балла) Н (1 балл)  5 баллов
8 Ч. Екатерина Н (1 балл) С (2 балла) С (2 балла)  5 баллов

 

Становится очевидным, что показатель, отражающий способность воплощать свою идею посредством цвета, находится ниже среднего уровня, показатель «понимание соответствия цвета эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства» чуть выше среднего, что позволяет сделать следующие выводы:

- необходимо работать над повышением знания эмоционального значение цвета через разработку теоретического содержания занятий;

- продолжить работу над формированием художественно-творческих навыков;

- развивать образное мышление.

Все это возможно реализовать в рамках развивающего этапа.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!