Метод составления цветовых комбинаций



Данный метод основан на методе «палитры»-выкраски, используемой в программе учебного предмета «Цветоведение», разработанной Л.В. Бунаковой [7]. Сущность этого метода состоит в составлении палитры, основанной на картине художника, что позволяет ученику развивать чувство цвета. Детям можно предложить практическое задание на создание формальной композиции на тему «Мой любимый художник». Цель работы – творческая интерпретация картины выбранного художника (желательно авангардного направления) с максимально точной передачей цветового решения. Подбор цветовых комбинаций позволяет обосновать выбор художником цветовой палитры и приобрести навыки получения определённых оттенков в процессе самостоятельной работы. Данный метод может быть адаптирован к теме нашего исследования следующим образом: ученикам демонстрируются работы известных художников-абстракционистов и экспрессионистов. Далее каждому ребенку предлагается выбрать понравившуюся работу, сделать палитру-выкраску, выбирая из представленной работы основные оттенки, 5-6 цветов, и на основе полученной подборки создать собственный художественно-творческий продукт – пейзаж, отражая с помощью цветовой гаммы настроение, изображенное художником на полотне. Направления «абстракционизм» и «экспрессионизм» выбрано в качестве аналогов в связи с тем, что данные течения в искусстве основываются на эмоциональном отображении действительности, что позволяет ребенку, работая над таким заданием, проанализировать эмоциональную сторону картин художников и интерпретировать ее в собственном художественно-творческом продукте.

Метод «Оживления картины» (Чумичева Р.М.)способствует закреплению представлений о характере цвета, связи цвета и движения. Данный метод используется преимущественно при ознакомлении с произведениями абстрактного искусства [44]. Младшие школьники могут получить представления о совершенно ином подходе к выражению мыслей и чувств художника, первоначальные навыки «прочтения» абстрактной картины, закрепить представления о цвете как живом существе. «Оживление» картин выполняется несколькими группами детей, которые в течение нескольких минут готовят свое выступление по какой-либо композиции. Затем репродукция вывешивается на доску, после выступления группы проходит коллективное обсуждение, в процессе которого зрители высказывают свое мнение о том, удачно или неудачно их товарищи оживили картину. При «оживлении» картины может выйти несколько человек в разноцветных одеждах, встать в соответствии с расположением цветовых пятен на картине и начать движение в соответствии со своими представлениями о характере каждого цвета. Также, данный метод может быть использован на любом уроке, приобщен к любой теме урока, где учитель прибегает к демонстрации репродукций картин. Детям может быть предложено представить себя находящимся в картине и описать ощущения, которые он испытывает. Это позволит ребенку понять эмоциональную составляющую работы художника, в том числе и эмоциональную составляющую цветовой гаммы картины.

Метод сопоставления цвета и звуков описан О.А. Бакиевой и заключается в сопоставлении определенного цвета конкретным нотам с помощью цветомузыкальных установок. «Простейшая из них может быть устроена следующим образом: в середину матового плафона помещают лампочки красного, зеленого, синего цвета и через специальные фильтры соединяют с проигрывателем или магнитофоном. Синяя лампочка будет гореть тогда, когда музыка будет содержать высокие ноты. Плафон будет окрашиваться в красный цвет при появлении в музыке басовых нот и в зеленый, если в музыке будут преобладать звуки средних регистров» [5, с.15]. Данный метод можно реализовать в технически упрощенной форме, но сопоставить не цвета и ноты, а картину и музыкальное произведение – детям можно предложить прослушать музыкальное произведение, относящееся к течению импрессионизм и также параллельно с прослушиванием посмотреть некоторые картины художников-импрессионистов. По окончании прослушивания, предлагается обсудить, какая из представленных картин по образу, цветовой палитре, эмоциональному состоянию наиболее соответствует услышанному произведению. Например, при прослушивании К. Дебюсси можно предложить просмотреть работы К. Моне (см. приложение 1). У импрессионистов в музыке главное – тембр, то есть краски в музыке, поэтому для детей не будет затруднительным провести параллель, что позволит обогатить художественный образ воспринимаемой картины.

Педагог-практик Н.М. Сокольникова в практической работе рекомендует использовать метод «вариантности впечатления», сущность которого заключается в показе того, как названное средство художественной выразительности связано с тем или иным художественным образом [40]. Это способствует правильному пониманию детьми выразительных возможностей каждого средства. Автором рекомендуется рассмотреть следующие средства художественной выразительности: образная выразительность произведения, формат, рациональное размещение изображения на плоскости в пределах формата, способы передачи формы предметов, выделение композиционного центра, главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия в композиции, и т.д. Развивая художественное восприятие цвета, особое внимание следует уделить такому средству художественной выразительности, как цвет и его эмоциональной составляющей. Стоит обратить внимание ученика на то, как цвет может усилить композиционную составляющую всей работы. Каким образом подбор разной цветовой гаммы влияет в целом на композицию, насколько он ее видоизменяет, как цвет влияет на художественный образ. Практическим заданием в рамках данного метода может послужить анализ работ художников в сравнении: в черно-белом варианте и оригинальной цветовой гамме.

Обозначив проблему недостаточного методического материала по теме нашего исследования, мы проанализировали и отобрали из существующих в общем и художественном образовании методов более подходящие, адаптируя их к развитию художественного восприятия цвета у первоклассников. Данные методы позволят развивать понимание эмоционального значения цвета у ребенка, постижение соответствия цвета определенному эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства, а также способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте. В целом, эти методы способствуют развитию эмоционально-образной сферы ребенка, что является необходимым условием для художественного восприятия цвета и создания художественно-творческого продукта детьми, образ которого складывается на основе эмоционально-смыслового значения цвета.

В своей практической работе мы будем опираться на такие методы как: игровой метод, метод анализа художественных произведений, метод личного показа, метод подбора словесных аналогов, метод «оживления картин». Выбор данных методов обусловлен возможностью систематического использования, что является немаловажным фактором в виду временных ограничений практики в детской школе искусств.


Выводы по первой главе:

1. Многие ученые, философы, деятели искусства внесли свой вклад в науку о цвете. И. Ньютон положил начало изучению физики цвета, В.В. Кандинский разработал теорию движения цвета в пространстве, где большое внимание уделял вопросу восприятия цвета. В данном исследовании мы опираемся на «Учение о цвете» И.В. Гёте, который писал об эмоциональном восприятии цвета человеком. Это учение подтверждает мысль о взаимосвязи цвета и образа при восприятии произведения искусства и является основой для создания образа живописцами, которые вкладывают в определенный колорит эмоцию для отражения определенной идеи, смысла картины. Й. Иттен описывал цветовое воздействие в различных сочетаниях, писал о гармонии цвета, подчеркивая ее важность в композиции.

2. На основе анализа понятий «цвет», «восприятие», «художественное восприятие», «цветовоприятие» нами было выявлено авторское рабочее определение понятия «художественное восприятие цвета», которое трактуется как способность воспринимающего выявлять черты художественных образов из материального художественного предмета посредством анализа цветовых решений автора, стремясь понять авторскую идею художественного произведения; знание эмоционального значения цвета; способность понимать соответствие цвета определенному эмоциональному состоянию в произведении изобразительного искусства; способность отображать собственную идею в художественно-творческом продукте посредством цветовых решений. Согласно уточненному определению понятия, были выделены составляющие «художественного восприятия цвета»: знание эмоционального значения цвета; понимание соответствия цвета определенному эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства; способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте. Данные составляющие явились показателями развитости художественного восприятия цвета первоклассниками.

3. Восприятие играет важную роль в художественной деятельности младшего школьника, на основе восприятия (насмотренности образов) складываются образы, которые в последующем ребенок отражает в своем творчестве. С восприятием тесно связано воображение, именно оно позволяет создавать новые образы в художественной деятельности. Продуктивное воображение младшего школьника очень ограничено и требует развития. Живописные работы детей этого возраста в большей степени однообразны и стереотипны в цветопластическом решении, у детей возникают трудности в создании эмоционально-выразительного по цвету образа. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены возрастные особенности младших школьников, влияющие на развитие их художественного восприятия цвета: эмоциональность восприятия, развивающееся воображение, особенности предпочтения цветов. Детям младшего школьного возраста свойственна высокая эмоциональность восприятия, именно она дает возможность выразить свои переживания в художественно-творческом продукте. Поэтому важно помочь детям осознать цвет как средство выражения эмоций и научить выражать личные переживания с помощью цвета в живописных работах. Другая особенность художественного восприятия цвета – особенности предпочтения цветов – не позволяет в полной мере выражать собственные эмоции и впечатления с помощью цвета. Во-первых, школьники воспринимают цвет как материал, а не как художественное средство выразительности. Во-вторых, для детей этого возраста характерно выбирать яркие цвета, не опираясь на смысловые ассоциации цвета и не подкрепляя свой замысел цветовым решением. Это мешает созданию конкретного художественного образа на основе цвета как эмоционально-смысловой основы главной идеи образа.

4. На основе анализа существующих в общем и художественном образовании методов, с учетом возрастных особенностей художественного восприятия цвета младших школьников, были отобраны и обоснованы методы, способствующие развитию эмоционально-образной сферы ребенка, что является необходимым условием для создания художественно-творческого продукта детьми, образ которого складывается на основе эмоционально-смыслового значения цвета. Игровой метод позволяет изучить теоретический материал о знании эмоционального значения цвета и соотнести эмоции с определенным цветом в непринужденной, интересной для детей форме. Метод анализа художественных произведений позволяет развивать у школьников понимание эмоционального значения цвета, постижение соответствия цвета определенному эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства. Метод личного показа позволяет ребенку понять варианты реализации с помощью цветового решения идеи в творческой работе, а также будет способствовать развитию способности отображать через цветовое решение определенной идеи в собственном художественно-творческом продукте. Метод «оживления картин» позволяет школьникам получить представления о разных подходах к выражению мыслей и чувств художника средствами цвета, «пропустить через себя» эмоциональные ощущения от картины художника. Метод подбора словесных аналогов способствует развитию эмоционально-смысловой и ассоциативно-цветовой сферы школьников, что позволяет изучить различные оттенки цветовой палитры в литературе и живописи, а затем перенести это многообразие в создаваемый средствами цвета художественно-творческий продукт для отображения основного замысла.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!