Особенности процесса восприятия детей младшего школьного возраста



Изучая процесс художественного, как и любого другого вида восприятия детей, важно ознакомиться и проанализировать имеющийся научный опыт в вопросе особенностей восприятия, связанных с конкретно исследуемой возрастной группой. Это позволит составить программу обучения, адаптированную к способностям учеников, организовать коммуникативную составляющую педагогического процесса.

Восприятие, как и составляющие его основу ощущения, есть непосредственно чувственное отражение человеком внешнего мира и регулятор взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающей среды [1]. Восприятие играет важную роль и в художественной деятельности ребенка, так как именно на основе восприятия складываются образы действительности, которые в последующем ребенок отражает в своем творчестве.

Восприятие поддается изменению в ходе перехода человека из одного возрастного периода в другой. Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, важным моментом является изменение ведущего вида деятельности [47]. Поступление в школу определяет переход от игровой деятельности, являющейся ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, направленной на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий. Так как рассматриваемый нами возраст является переходным, во многом именно этот аспект является причиной рассеянности и неспособностью на долгое время концентрировать внимание на одном виде деятельности. Именно поэтому важно в процессе урока менять вид деятельности, переходя от теоретического материала к практическому, уделяя особое внимание перерывам в качестве тематических игр.

От понятия «восприятие» неотделимо понятие «воображение». Так, например, Ю.М. Бородай в труде «Воображение и теория познания» приводит определение В. Виндельбанда: «Если индивидуум произвольно по законам ассоциации создает из материала своих восприятий новые сопоставления, то эту деятельность называют воображением...» [6, с. 12].

Являясь частью восприятия, воображение также нуждается в развитии, так как данный вид восприятия не является врожденным и развивается в процессе взросления. Данный вопрос рассматривал Л.С. Выготский: «Очевидно, что в процессе развития ребенка развивается и воображение, но достигает своей зрелости только у взрослого человека» [12, с. 96]. Л.С. Бушуева также отмечает: «Фантазия» (или «продуктивное воображение») есть универсальная человеческая способность, обеспечивающая человеческую активность восприятия окружающего мира. Фантазия младшего школьника очень ограничена. Ребенок мыслит слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий» [9, с. 35]. Также данная проблема проявляется и на уроках изобразительного искусства, что связано с неопытностью в художественной деятельности учеников и желанием изображать увиденные объекты правильно, так, как они выглядят в действительности. Поэтому дети в творческих работах уделяют большое внимание форме и конструкции, однако зачастую объекты изображаются отдельно, что влияет на композицию, лишая ее целостности. Живописные же средства отходят на второй план, ребенок воспринимает цвет как материал, а не художественное средство выразительности. Но именно живопись может выступать средством развития фантазии на уроках композиции, путем обучения ребенка преобразовывать образы действительности в художественные образы, воспринимая цвет как средство выразительности. В данном случае для ребенка важно понять, что в творческой работе главное – выразить собственное отношение к предмету, ощущение по поводу события, собственное состояние, и это можно реализовать, прибегая к возможностям цвета. Обобщая формы, акцентируя внимание не на конструкции объекта, а на самом художественном образе, выраженном при помощи цвета – мазками, пятнами, точками – и строится целостная композиция. В такой композиции главное – цвет, это и есть язык живописи, с помощью которого автор объясняет свою идею.

По мнению психолога И.С. Якиманской и педагога Е.А. Флериной возраст 10-13 лет способствует более активному развитию творческих способностей ребенка, в котором закладываются предпосылки для дальнейшей его художественной деятельности. Обращая внимание на развитие художественного восприятия цвета детей в более раннем возрасте, мы считаем, что этот процесс необходимо активизировать и в младшем школьном возрасте, что позволит предвосхитить возникающую проблему и решать ее, в том числе, и в рамках обучения в детской школе искусств [43], [49].

Н.В. Виноградова в своем диссертационном исследовании отмечает, что «у школьников, все чаще возникают трудности в создании гармоничного, эмоционально-выразительного по цвету образа, все чаще в живописных работах детей встречаются однообразие, скудность и стереотипность в цветопластическом решении» [11]. Скудность цветовой гаммы объясняется предпочтением локальных ярких цветов, взятых за основу, но отсутствием разнообразия их оттенков. Вопросом предпочтения цветов детьми занимались Б.А. Базыма и В.С. Мухина. Б.А. Базыма отмечает, что любовь детей к цветам «активной стороны» – красный, желтый, оранжевый – проявляется и в их рисунках [4]. В работе В.С. Мухиной показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый». Предпочтение их настолько выражено, что дети стараются использовать эти цвета при рисовании как можно чаще [31]. Однако, младшие школьники склонны изображать сюжетные композиции, но не подкрепляют свой замысел цветовым решением, а выбирают цвета наиболее привлекательные для себя. «При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом» [4]. Однако, именно это мешает созданию конкретного художественного образа. Часто тематическое творческое задание выполнено детьми вне контекста заявленной темы, так как ребенок уделяет особое внимание собственным предпочтениям цвета, и, например, на тему задания «Хмурый день», выбирает локальные цвета, не прибегая к работе с тоном, насыщенностью, светлотностью цвета, нарушая как целостность образа, так и в целом идею композиции.

Эта проблема также связана с высокой эмоциональностью восприятия, что свойственно детям младшего школьного возраста. Однако, как отмечает В.С. Мухина: «В условиях обучения в школе от ребенка требуется дисциплина, что призывает к сознательному подавлению экспрессии» [32, с. 146]. Детям этого возраста свойственно скрывать испытываемые чувства, но затрагиваемые их события по-прежнему вызывают сильные эмоции. Именно эту особенность восприятия можно использовать на уроках изобразительного искусства, дать возможность детям изображать личные переживания в художественно-творческом продукте, что можно реализовать с помощью цвета. Решить данную педагогическую задачу возможно на уроках композиции, помогая ученику понять и осознать цвет как средство выражения эмоций, но не по наитию, а основываясь на эмоциональном понимании цвета.

Само понятие колорита для школьника сложно. Однако, развивать цветовое и колористическое видение необходимо с первых шагов обучения живописи. Это дает возможность развивать зрительную память, воображение, чувство цвета, помогать решать не только учебные, но и творческие задачи, приобщая понятие цвета к художественному образу, что кроме прочего позволит развивать у ребенка эмоционально-образное восприятие цвета.

Эмоционально-образное восприятие цвета – это способность человека соотносить цвета, с какими-либо собственными эмоциями, уметь воспринимать, идентифицировать и называть цвета и их оттенки [16]. Данный вид восприятия тесно связан с художественным восприятием цвета, развитие данного вида восприятия направлено на то, чтобы ребенок мог выразить собственные эмоции и впечатления с помощью цвета, что во многом и является основой способности выражать собственные идеи живописными средствами. Кроме того, эмоциональное восприятие цвета развивает и образное мышление ребенка, акцентируя его внимание на объекты не как образы внешнего мира, а на способность предметы действительности перерабатывать в художественный образ.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!