Взаимосвязь художественного восприятия цвета и художественного образа в историко-философском аспекте



Многие цветовые ассоциации пришли к нам с древних культур, древние народы ассоциировали цвета с божественными и природными явлениями, внося эзотерический смысл и применяя его в повседневной и религиозной жизни. Некоторые из них характерны для таких древних цивилизаций, как китайская и европейская, древнеегипетская и древнегреческая: зеленый и синий цвета означали у тех и у других дерево, небо и мудрость, красный цвет – огонь, солнце и добродетель, желтый был символом земли и здоровья, белый – зимы, холода, луны и чистоты, черный цвет символизировал воду, силу, твердость духа, серьезность и грех [25].

Влияние цвета рассматривали в Китае и в рамках искусства Фен Шуй. В этой практике каждый цвет несет за собой определенную энергетику. Кроме того, есть «теплые» цвета (оранжевый, красный, желтый), а есть «холодные» (синий, фиолетовый). Каждый из них на психику человека воздействует по-разному. Одни вызывают расслабление и спокойствие, а другие – стимулируют активную деятельность.

С развитием культуры, актуализации научного подхода, в мире возникает необходимость все подчинить логике и систематике, чему и подверглись понятия «цвет» и «цветовосприятие».

Еще Аристотель в своем трактате «О душе» пытается дать ответ, существует ли чувственно воспринимаемые качества вне восприятия. По его мнению, цвет (как и звук, запах, вкус) является потенциальным явлением и уже обладает определенными качествами, но еще не действует, так как взаимодействующий с ним человек не применяет знания о цвете на практике [30, с. 28]. Таким образом, для перехода в действительность необходимо взаимодействие с субъектом восприятия.

Одной из первых научных работ, посвященной цвету, считается труд известного писателя, мыслителя, философа и естествоиспытателя И.В. Гёте «Учение о цвете». В ней ученый описывает ощущения, получаемые при просмотре окружающей среды через цветное стекло. Далее И.В. Гете разделяет цвета на «положительные» – желтый, красно-желтый, желто-красный, и «отрицательные» – синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы, пишет он, создают бодрое, живое, деятельное настроение, второй – неспокойное, мягкое и тоскливое. По И.В. Гёте, если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что... веет теплом» Чисто желтый – приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени, оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном [13, с.153].

Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает И.В. Гёте, энергичные, здоровые, люди особенно «радуются» (предпочитают) эту краску. Этот цвет привлекает детей.

«Как цвет синий это – энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто» [13, с. 155]. И.В. Гёте тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.

Красно-синий (сиреневый) цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный [13, c. 155].

В сине-красном цвете впечатление беспокойства значительно возрастает, по сравнению с красно-синим. И.В. Гёте считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен [13, с. 157].

Чисто красный И.В. Гёте рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение» [13, c. 157]. Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый – юность. Говоря о пурпуре, И.В. Гёте указывает, что он – любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда» [13, c.159].

Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению И.В. Гёте, находит в нем действительное удовлетворение, душа «отдыхает» [13, c. 161].

И.В. Гёте принципиально, мировоззренчески расходился с позицией И. Ньютона – ученого, положившего начало изучению физики цвета – и считал, что должен бороться с его «заблуждениями». Он искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерностях цветового зрения, обращая внимание, в первую очередь, на восприятие цвета. Над своим произведением «Учение о цвете» И.В. Гёте работал почти 20 лет (с 1790 по 1810гг.) и основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. И.В. Гёте писал о эмоциональном восприятии цвета, что подтверждает мысль взаимосвязи цвета и образа при восприятии произведения искусства и является основой для создания определенного образа живописцами, которые вкладывают в определенный колорит эмоцию, сопряженную с идеей.

Согласно Р. Штейнеру, И.В. Гёте первым предложил четкую систему, описывающую воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека. Безусловно, научное знание, описанное И.В. Гёте в своем труде, в последующем стало основой для изучения проблем восприятия цвета и является актуальным по сей день. Система описания восприятия цвета, представленная ученым в труде «Учение о цвете» нашла практическое применение в деятельности художников и дизайнеров, а также в педагогической деятельности преподавателей изобразительного искусства [46].

Изучение физики цвета во многом вдохновило и дало опору художникам и психологам для изучения психических и психофизиологических свойств цвета. Одной из самых известных работ, посвященной психофизиологии цвета является работа Йоханнеса Иттена «Искусство цвета», в которой художник систематизирует знания о цвете, его свойствах.

«Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу. Цветовое видение, возникающее в глазах и сознании человека, несет в себе человеческое смысловое содержание.

Психофизиологическая реальность цвета и есть именно то, что я называю цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие идентичны только при гармоничном созвучии» [20].

В этой работе Йоханнес Иттен дает еще одно определение цвета.

«Цвет – это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым. Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности – бесцветной тьмы. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет – это дитя света, и свет – его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу» [19].

Здесь мы видим подход автора к предмету исследования с двух разных точек зрения на понятие «цвет»: с точки зрения художника и исследователя, ученого.

Неоценимым вкладом в развитие науки о цвете является цветовой круг И. Иттена – это модель взаимодействия оттенков между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, на холодные и теплые тона, а также выстроенный порядок сочетания цветов. Цветовой круг был придуман как инструмент работы с красками для начинающих художников, он показывает свойства основных цветов: желтого, синего и красного и дополнительных оттенков. Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.

Известный художник В.В. Кандинский также посвятил научный труд «О духовном в искусстве» вопросу восприятия цвета. Его теория движения цвета в пространстве основывается на том, что каждый конкретный цвет на изобразительной плоскости всегда вступает во взаимодействие с окружающими его цветами и оказывает на них определенное влияние; и в то же время каждый цвет самостоятелен сам по себе и имеет свой тип движения на плоскости. Особое внимание В.В. Кандинский уделяет проблеме цвета, особенностям его психологического воздействия на душевное состояние человека и рассматривает цвет как один из основных элементов художественного языка. [35].

Изучение вопросов теории цвета, цветовосприятия и связи цвета с художественным образом легли в основу многих современных пособий и программ. Важно понимать, что рассмотренные нами работы и теории, посвященные проблемам цвета, рассматриваются в контексте художественного восприятия цвета. Ведь цвет используется художниками для создания художественного образа, для выражения внутреннего содержания произведений и передачи соответствующего эмоционального настроя зрителю.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!