Этика в работе с религиозными клиентами



Многие религиозные клиенты чувствуют себя дискомфортно с терапевтами, не разделяющими их убеждений. Причиной тако­го диссонанса являются различия в ценностях, которые могут на­вязываться религиозному клиенту. В обществе светская позиция выглядит более нормативной, чем религиозная, и это может при­водить к бессознательному навязыванию терапевтом «более пра­вильной» или «более распространенной позиции» клиенту. Прин­цип 13 этического кода (АРА Ethics Code, 1992) говорит о необхо­димости осознавать собственную систему убеждений, ценностей, потребностей и ограничений и ее влияние на собственную практи­ку. В терапии должно создаваться пространство для предъявления клиентом своих убеждений и их исследования, если это необходи­мо. Феноменологический подход спасает и терапевта, и клиента от борьбы «за правильное мировоззрение», и в этом случае терапевт исследует, как его клиент создает смыслы из своего опыта. Старто­вая точка для терапевта — идентификация своей позиции и ее ис­следование еще до встречи с религиозными проблемами в терапев­тическом процессе.

Карпентер (1997) предлагает несколько принципов работы с религиозными клиентами, которые соответствуют этическим принципам психотерапии и психологии:

  • не переносить убеждения терапевта или его ценности на клиента;
  • сообщать клиенту в процессе достижения информирован­ного согласия об убеждениях терапевта (христианин, атеист, агностик, исламист);
  • фокусироваться в большей степени на терапевтических целях, чем на религиозных;
  • в большей степени прояснять доктрину, чем вовлекаться в спор о ней;
  • остерегаться также и уклонения от религиозных тем, иг­норируя ресурсы клиента;
  • осознавать профессиональные границы для поддержания терапевтических отношений (например, не становиться сур­рогатным духовным лидером вместо того чтобы принять те­рапевтическую позицию);
  • не посылать клиента к духовным лицам для отправления соответствующих духовных функций;
  • не фокусироваться на религиозных проблемах настоль-но, чтобы это наносило ущерб терапии, необходимой клиен­ту (в том числе и медикаментозной).

Этические проблемы консультирования и терапии сексуальных меньшинств

Культура многих профессионалов в области терапии и консульти­рования поддерживает негативные убеждения по отношению к пред­ставителям сексуальных меньшинств. Эти люди часто испытывают неодобрение и дискриминацию со стороны окружающих, чувствуют себя изолированными и неполноценными и имеют проблемы, свя­занные с непониманием в семье и на работе. Попадая в ситуацию консультирования, они испытывают беспокойство в отношении убеж­дений профессионалов, и оно является достаточно обоснованным, поскольку исследования позиций консультантов нередко выявляет их негативное отношение и дискомфорт.

Вместе с тем этические кодексы большинства профессиональ­ных психологических и психотерапевтических организаций запре­щают дискриминацию, в том числе и в отношении лиц с негетеро­сексуальной ориентацией. Так, в составе Американской ассоциа­ции психологического консультирования имеется специальный от­дел по работе с данным видом популяции. Решение этих проблем в российском сообществе также потребует времени, достаточного терпения и специальной подготовки психологов и психотерапевтов.

Этические аспекты оплаты психотерапевтических и психологических услуг

Согласно Этическому кодексу Американской психологичес­кой ассоциации (АРА, 1992), психолог берет на себя профессио­нальные обязанности по отношению к пациентам, а пациенты — финансовые обязанности по отношению к психологу. Пробле­мы возникают тогда, когда стороны не соблюдают взятых на себя обязательств. «Этические принципы представляют собой попыт­ку сбалансировать законное право психолога взимать деньги с пациентов или клиентов, с правом последних быть свободными от отношений эксплуатации в такой момент своей жизни, когда они находятся в состоянии максимальной психологической уяз­вимости» (Семенова, 2001).

Одной из существенных проблем является предсказание про­должительности психотерапии и способность пациента оплатить эти услуги. В связи с этим в каждом конкретном случае разра­батывается соглашение об оплате за услуги и о том, каким об­разом это будет происходить:

  • как оплачиваются пропущенные клиентом или терапев­том сессии;
  • оплачивается ли контакт по телефону;
  • какова сама оплата;
  • какой спектр услуг покрывает эта оплата;
  • каков порядок и время оплаты
  • каковы правила увеличения суммы оплаты в связи с эко­номической ситуацией в регионе (порядок уведомления);
  • порядок оплаты времени сессии, если оно превышено;
  • каким образом пациент оповещается о задолженности;
  • как эти задолженности ликвидируются и т. п.

Финансовые проблемы не возникают или решаются позитив­но, если такие соглашения заключаются заблаговременно. Если пациент нарушает соглашение в первый раз, то психолог обыч­но только предупреждает его, а во второй раз принимает соот­ветствующие меры. «Нет ничего неэтичного в том, чтобы при­остановить терапию, если пациент перестает платить» (Семено­ва, 1997). Добавим, что это не относится к кризисным ситуаци­ям (изнасилование, реакции горя и т. д.), если пациент находит­ся в уязвимом с точки зрения психолога состоянии, последний может рассмотреть вопрос о снижении оплаты, увеличении вре­менного отрезка между сессиями. По рекомендации АРА пси­холог может решить вопрос о предоставлении нескольких ча­сов терапии в неделю для неимущих пациентов.

Сумма оплаты иногда рекомендуется соответствующей про­фессиональной ассоциацией, а чаще всего психологи устанавли­вают ее сами, руководствуясь показателями уровня жизни, эко­номического состояния региона, степени своей компетентности и специальной подготовки, возможных расходов в связи с паци­ентом (например, покупка материалов: бумага, краски и т. п.).

.,Согласно Этическому кодексу Американской асихологичес-кой ассоциации (1992, 2002), практикующий психолог должен воздерживаться от принятия подарков, услуг или иных вознаграж­дений, не выраженных в денежном эквиваленте, поскольку со­здаются условия для конфликтов, отношений эксплуатации и дру­гих нарушений профессиональных отношений.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!