ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ И ПРАКТИКИ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ



Этическийк одекс E . A . G . T .[95]

Кодекс этики и профессии был принят Европейской ассоциа­цией гештальт-терапии (EAGT) в июле 2002 года и применим ко всем индивидуальным и институциональным членам ассоциации[96]. Его целью является установление принципов и стандартов про­фессионального поведения гештальт-терапевтов, а также инфор­мирование и защита тех членов общества, которых они обслужива­ют. Гештальт-терапевты ответственны за соблюдение этих принципов и используют данный кодекс как основу для своей практики. Этический кодекс необходим не только для защиты клиентов, но и для защиты терапевта посредством установления стандартов по­ведения и прояснения границ практики и ответственности в рабо­чих условиях.

Гештальт-терапия разделяет главную цель психотерапии в це­лом по установлению психофизиологического и социального бла­гополучия индивидуумов, групп и общества внутри психотерапев­тических отношений. Она фокусируется на субъективном благо­получии индивидуума как феноменологической сущности внут­ри общего поля. Разрешение проблем индивидуума достигается через диалог и изменение — в противоположность иерархичес­кой системе долженствований и ответственности.

Кодекс делится на два раздела. Первый раздел утверждает ценности и принципы, которые являются неотъемлемым правом индивидуума. Второй раздел посвящен руководящим принци­пам, с помощью которых эти права уважаются и защищаются. Каждый член организации должен принимать этот кодекс и при­держиваться его, а также процедуры подачи жалоб. При этом E.A.G.T. поддерживает страны, устанавливающие этические ко­дексы согласно стандарту E.A.G.T., допуская при этом культур­ные различия и состояния поля (юридические, политические).

Этический кодекс GANZ[97]

1. Утверждение равенства ценности индивидуумов.

2. Уважение к уникальности, ценности и достоинству ин­дивидуума.

3. Уважение к расовым, этническим, тендерным различи­ям, происхождению, сексуальной идентичности или предпочте­ниям, различиям в физических возможностях, возрасту, рели­гии, языку, социальному и экономическому статусу и духовным потребностям.

4. Осознавание важности автономии и саморегуляции ин­дивидуума в контексте межличностных отношений.

Этический кодекс GANZ (2000) фокусируется не только на принципах взаимоотношений гештальт-терапевта и клиента, но также тренера и участника тренинга, тренируемого терапевта и его клиента, супервизора и супервизируемого терапевта, рабо­тодателя и работника. В данном этическом кодексе подчеркивается ответственность по отношению к клиентам (с соответству­ющей реституцией в случае нанесения ущерба), коллегам и обще­ству в целом.

Компетентность

Гештальт-терапевт берется только за те задачи, которые он (она) знает или уверен в наличии у него необходимой компетентности для обращения с ними и их завершения, что является полезным для процесса клиента. В случае осознавания ограничений в своей ком­петентности он (она) направит клиента к другому профессионалу или будет сотрудничать с ними при работе с данным клиентом.

Первым шагом в этом процессе являются переговоры о но­вом контракте с клиентом. Продолжение работы требует необ­ходимых действий для улучшения компетентности. Такими дей­ствиями являются:

  • тщательное изучение своей компетентности в терапевти­ческой работе в данном поле для пользы клиента. Если геш­тальт-терапевт находит, что контекстуальное поле, его струк­тура, границы и цели, которые доминируют в нем, будут ка­ким-либо образом противоречить или слишком ограничивать проявления компетентности, необходимой для процесса кли­ента, он (она) воздерживается от дальнейшей работы;
  • получение поддержки и прояснение своих трудностей, касающихся проблемной ситуации, с опытными коллегами; поиск индивидуальной или групповой супервизии в зави­симости от того, какие условия супервизии будут наилучши­ми для поддержки и прояснения ситуации;
  • создание сообщества профессионалов разных профессий и учреждений (клиник) для диагностической или терапевти­ческой помощи клиентам.

Кроме того, гештальт-терапевты ищут индивидуальной тера­пии в случаях личных кризисов, признаков профессионального выгорания, трудностях в разграничении интимности и при со­блазнении клиентами.

Они ответственны также за отслеживание своего собственного личностного функционирования (ответственность за себя) и ищут поддержки или прекращают практику, когда их ресурсы истоща­ются и они оказываются не способными поддерживать собствен­ную профессиональную эффективность, гибкость и способность к поддержке клиентов (GANZ, 2000). Гештальт-терапевты не практи­куют, если их функционирование нарушено вследствие эмоциональных трудностей, болезни, приема алкоголя или каких-либо наркотических средств и т. п.

Гештальт-терапевты защищают свою профессию от неква­лифицированных действий, проектов и процедур (лекции, интер­вью в средствах массовой информации, семинары), не соответ­ствующих профессиональным стандартам. Методологические и технические подходы к терапевтическому процессу должны сохранять терапевтические цели и требования к развитию кли­ента, обусловленные контрактом. Гештальт-терапевт осознает, что любые acting-out, в особенности экспрессивные или катар-ктические, требуют де-драматизации, достигаемой через деталь­ную и тщательную работу.

В образовательном процессе, продолжающемся всю тера­певтическую жизнь, он (она) заботится о расширении и углуб­лении своей профессиональной и личной компетентности[98]. Гештальт-терапевт остается открытым по отношению к важ­ным событиям, которые влияют на этот процесс в области геш-тальт-терапии или других областях и школах психотерапевти­ческих исследований и практики, руководствуясь пользой для клиентов.

Важно также тщательное заполнение документации о своей ди­агностической и терапевтической работе с клиентом и соблюдение национальных требований к их хранению и мерам безопасности.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!