Профессиональная и социальная ответственность
Она в значительной мере касается отношений с супервизируемым, с профессиональным сообществом и обществом в целом. Общепринято, что супервизор не должен проводить супервизию и терапию для одного и того же лица в один и тот же период времени, а также не может использовать супервизируемого в материальном (это не касается оплаты за супервизию), эмоциональном или сексуальном отношении (Кодекс этики и практики Британской ассоциации консультирования, этические принципы Американской психологической ассоциации).
Кроме того, супервизор отвечает за свое личное и профессиональное развитие. Данное требование предполагает индивидуальную терапию при возникновении личных проблем, прохождение тренингов по супервизии и участие в конференциях, деятельности профессиональных организаций, регулярное получение супервизии на супервизию.
Супервизор несет ответственность за соблюдение официальных обязательств перед супервизируемым (расписание супервизии, условия проведения, время, предупреждения об оплате, полнота курса), сообществом или организацией, в которой он работает. Он (она) также ответственен за соблюдение баланса между критичностью взгляда терапевта на свою работу и поддержкой его собственной профессиональной ответственности по отношению к клиенту.
Профессиональная компетентность и эффективность работы
Супервизор должен стремиться поддерживать высокий стандарт работы и развивать свою профессиональную компетентность. Супервизор, осознающий границы своей профессиональной компетентности:
|
|
· берется за работу, в которой (в соответствии со своим уровнем профессионального развития) он может принести максимальную пользу;
· консультируется в своей работе с коллегами;
· посещает тренинги, повышающие его профессиональное мастерство, получая знания и навыки в соответствующей области;
· получает в необходимых случаях супервизию на супервизию;
· соблюдает этические принципы профессиональной организации, к которой он принадлежит;
· толерантен к расовым, тендерным, конфессиональным различиям, сексуальной ориентации, особенностям языка, социоэкономического статуса, физических возможностей и поведения;
· имеет необходимые знания, навыки и опыт для работы (например, при групповой супервизии — знания, навыки и опыт работы с группой).
Организация работы
Терапевт, принадлежащий к определенной организации, не может получать супервизию у своего руководителя. В начале работы с супервизируемым супервизор, соблюдая принцип информированного согласия, предоставляет необходимую информацию об условиях работы (время, место, формы оплаты и т. п.), а также способах и методах оценки работы терапевта. Обсуждаются требования к терапевту, касающиеся предоставления аудио- и видеозаписей работы, стенограмм и протоколов сессий, приводятся анонимные протоколы письменной оценки деятельности терапевта, предоставляемые в профессиональную организацию.
|
|
Кроме того, терапевт должен иметь возможность получить независимую экспертизу своих знаний и навыков (Кодекс этики и практики Британской ассоциации консультирования). Для этого (в случае конфликта) в профессиональной организации обычно существует экспертный совет, заключение которого об уровне профессиональной компетентности супервизируемого терапевта является окончательным.
Указанные выше принципы профессиональной работы супервизора являются общепринятыми для многих профессиональных психологических организаций и служат руководством для терапевтов, принадлежащих к данным сообществам. В гештальт-сообществе подобные общепринятые принципы в настоящий момент официально не определены.
Вполне возможно, что отсутствие ясных и четких этических принципов для терапии и супервизии, разделяемых многими геш-тальт-терапевтами, является следствием имеющегося у них неразрешенного противоречия. Это противоречие между тремя возможными этическими принципами, близкими гештальт-подходу: принципом естественной этики:
|
|
- индивидуум выбирает, как поступать, только на основе своих потребностей;
- принципом ситуационной этики («Существует только одна вещь, которая должна осуществлять контроль — ситуация». — Perls, 1976);
- принципом личной этики, согласно которому индивидуальный выбор поведения осуществляется на основе возрастающего осознавания (De Riet, Corb, Jeffrey, «Philosophical Assumptions of Gestalt Therapy: An Introduction», 1980), и контролем и требованиями общества по отношению к профессиональной деятельности своих членов.
Гештальт-терапевты разделяют положение о том, что «в геш-тальт-терапии нет никаких «должен» (Йонтеф, 2001), а любой этический кодекс предлагает принять определенную систему долженствования. Таким образом, проблема заключается в том, что предварительно сформулированное этичное поведение вступает в непримиримое противоречие с основной ценностью гештальттерапии — приоритетом личного выбора. Этот типично «невротический» вопрос — может ли гештальт-терапевт осознанно принимать некоторые социальные ограничения и правила, противоречащие self-выбору, — пока (по факту) гештальт-сообществом не решен, и здесь сообщество находится в некоторой иллюзорной сепаратной позиции по отношению к обществу в целом.
|
|
Понятно, что этический кодекс гештальт-терапевта не может быть создан простым суммированием личных, ситуационных или естественных этических принципов. С нашей точки зрения, некоторые сугубо теоретические основания для решения проблемы дает теория поля, акцентирующая фундаментальную связанность организма и среды в своих интеракциях. Индивидуум, признающий ответственность за возрастающее осознавание своей системы ценностей, может поддерживать поле, делая выборы в пользу профессионального сообщества или общества в целом (принцип «поддержи поле, поддерживающее тебя»), при этом осознанно принимая ограничения self-выбора.
Вместе с тем возникают вопросы, которые не имеют пока ясного ответа и требуют обсуждения в среде гештальт-практиков. Могут ли быть сформулированы специфические этические принципы, касающиеся именно терапевтической и супервизорской работы в гештальт-подходе? Например, могут ли быть определены в качестве этического принципа достижения компетентности (или в качестве декларируемых ценностей гештальт-подхода) такие положения, как осознавание и эксперимент, включенность и присутствие, готовность к контакту и баланс? Является ли аутентичность гештальт-практика нормой работы, на которую могут ориентироваться люди, обучающиеся гештальт-терапии? И, наконец, может ли быть реализован в форме этического кодекса декларируемый гештальт-подходом принцип ответственности по отношению к профессиональному сообществу и обществу в целом?
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!