ФАНТАЗИЯ И ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КЛИЕНТА



В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ .

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РАБОТЫ С ВИЗУАЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ

Работа с фантазией может быть совершенно самостоятель­ным элементом терапевтической работы или продолжением незавершенного сновидения.

Она основана на следующих принципах (Лебедев, Биньковс-кая, 2003):

  • признание важности воображаемых объектов и мира во­ображения как разновидности психической реальности;
  • сбор информации о воображаемых образах и их контекст, телесные реакции — ментальные образы представляют сво­его рода мысли тела;
  • согласование интересов сторон, переговорный процесс. Его главная характеристика — возможность работать внут­ри языка клиента и его образов, что повышает точность и эко-логичность воздействия. К этому необходимо добавить, что направленные фантазии в терапевтической работе сопровож­даются терапевтом.

Ф. Перлз рекомендовал использовать фантазии и их игровое воплощение в терапевтических целях (1996). Он писал: «Фанта­зии часто используются пациентами (во вред себе) как замена реального удовлетворения потребностей: мы можем научить пациентов использовать фантазию терапевтически — для того чтобы, обнаружив реальные потребности, впоследствии иметь возможность их удовлетворения».

Хотя на первый взгляд фантазия и является действием доволь­но пассивным, она может сопровождаться активным действи­ем или вызывать его. Таким образом, формируется динамичес­кое ядро опыта (Польстеры, 1997). Кроме того, переживание отвергаемых чувств в фантазии дает возможность осознать и пережить такие же чувства в реальной ситуации. Фантазия мо­жет приводить к высвобождению чувства горя, гнева или сексу­альных чувств.

Фантазирование в гештальт-терапии может служить четырем основным целям:

1) контакту с отвергаемыми чувствами, желаниями или лич­ными качествами;

2) контакту с отсутствующим значимым человеком, неза­вершенной ситуацией;

3) исследованию неизвестного в будущей ситуации или бе­зопасному возвращению в прошлое;

4) выявлению новых и неизвестных аспектов самого себя, тех, которые в реальной жизни еще никак не проявляются.

К этому можно добавить, что фантазирование может быть использовано для прояснения терапевтических отношений, по­скольку фантазия может стать своеобразной метафорой того, что происходит в терапевтическом процессе. Клиенту можно предложить представить себе визуальную картинку отношений с терапевтом и описать ее терапевту. И вот клиент рассказыва­ет о том, что остался в темном лесу совсем один, а терапевт не­известно где. Или клиентка обнаруживает, что борется (и «не на шутку») с терапевтом в своем воображении. Прояснение фан­тазии, ее продолжение может послужить прояснению терапев­тических отношений.

Завершение переживаний или «незаконченных дел» также час­то происходит с помощью фантазии. В этом случае фантазия очень ценна именно потому, что она воспроизводит реальность в безопас­ных условиях. И если реальная ситуация слишком опасна для кли­ента, он может проиграть ее сначала с помощью фантазии. Кроме того, она помогает вернуться в прошлое и попасть в будущее. Одна из клиенток, которой было предложено обратиться к будущему, увидела себя там одну, без мужа... и обрадовалась. В действитель­ности она не позволяла себе даже думать о расставании с мужем (с которым у нее был затяжной и вялый конфликт). Увиденное просто потрясло ее «своей реальностью». Таким образом, фанта­зия позволяет лучше сориентироваться в жизненных сложностях и подготовиться к будущим поступкам. Известны способы подго­товки к спортивным соревнованиям с помощью направленной фантазии — человек должен обнаружить в себе физические и пси­хологические ресурсы и направить их в соответствии с требова­ниями к предстоящему действию.

Еще одна цель фантазирования — исследование качеств лич­ности. Если клиент «приносит» с собой на сессию качества, кото­рые считает неприемлемыми, например, нерешительность, мож­но попросить его пофантазировать, что будет, если он позволит принять те решения, которые в настоящий момент не может при­нять. Один из клиентов просто на глазах «просветлел», когда дал себе разрешение в фантазии сделать так, как хочет, не оглядыва­ясь на сдерживающие его сомнения. Впрочем, сомнения были не совсем его, а скорее интроецированные им убеждения близких родственников, касающиеся его способностей и его жизни.

Обычно работа с фантазией представляет собой работу с ви­зуальным образом. Визуальный образ содержит символические содержания, зная которые, психолог может ориентироваться в своих действиях» Это сновидение наяву, сновидение, доступное для контакта с ним как клиенту, так и терапевту. Направленное воображение может быть использовано прежде всего для диаг­ностики состояния клиента.

При развитии визуальные образы нередко раскрывают на символическом уровне реальную ситуацию и весь набор исполь­зуемых клиентом стратегий. Возникающие в мире фантазии си­туации, относительно независимые от реальности, все же кор­релируют с психофизиологическими и поведенческими паттер­нами, причем эта зависимость носит обоюдный характер. Как негативные, так и позитивные изменения существуют на двух уровнях — реальном и уровне воображения (Лебедев, Биньков-ская, 2003). Таким образом, в работе с фантазией очень важна диагностика стратегий поведения клиента.

Способы прерывания контакта в мире воображения становят­ся вполне прозрачными для терапевта. Например, клиент отправляется в поход за своей решительностью (последняя, конечно же, лежит в сундуке у Кащея) и останавливается перед человеком, на которого проецируется принадлежащая ему самому сила. Или он не совершает необходимого агрессивного (а по сути, останавли­вающего вторжение другого человека) действия, «потому что так нельзя». Еще один важный момент состоит в том, что такая работа выявляет примитивные невротические стратегии типа борьбы-бегства, изучает лежащий в их основе механизм прерывания кон­такта и позволяет отыскать более ресурсные и интерактивные стратегии. Более того, новые стратегии могут быть проверены на уровне воображения «здесь и сейчас» (новые стратегии в реаль­ности осваиваются хуже, ведь проще применить наработанные, стереотипные).

Если обычное сновидение в момент его просмотра недоступ­но клиенту, и он может проснуться в страхе и с соматической симптоматикой (нет обратной связи от другого человека, нет безопасности, привычные стратегии поведения оказываются неэффективными и в результате возникает психосоматический симптом), то направленное воображение позитивно в том смыс­ле, что контакт клиента со своими образами и контакт терапев­та с клиентом (сопровождение) возможны и доступны.

Гештальт-подход работает с образом-фантазией как с проек­цией, побуждая клиента присваивать ее, отыгрывать и находить потребность и способ ее удовлетворения. Каким бы ни был образ, это отщепленная часть личности — часть, нуждающаяся в интег­рации с личностью. Таким образом, основополагающий принцип работы с фантазией — интеграция отчужденных сущностей — проекций, появляющихся в виде негативно или позитивно окрашен­ных (эмоционально или сенсорно) объектов и персонажей.

Кроме того, образ несет индивидуальный смысл (О чем гово­рит образ? Зачем появился?) и соответствующее ему эмоцио­нальное и соматическое состояние (Что клиент чувствует? Как сидит, как двигается?). Важно, чтобы клиент был сосредоточен, осознавал происходящее в имагомире и в своем теле и раскры­вал не только образ, но и эмоциональное состояние — «образ-чувство», не только контекст происходящего, но и личный смысл. Отсюда уже недалеко до осознавания желания и действия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев К. И. Эскиз теории метафоры. — http://www.ihst.ru/personel/ common/esquisse.htm.

2. Гингер С, Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — С-Пб.: Специаль­ная литература, 1999.

3. Даунинг Д., Марморштейн Р. Сны и кошмары. Истории из практики гештальт-терапии. — М: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2003.

4. Дэвидсон Д. Что означают метафоры. Метафорические чтения. — http://metaphor.narod.ru/davidson__l/htm.

5. Дэвидсон Д. Что означают метафоры // Теория метафоры. — М.: Про­гресс, 1990.

6. Кутыргина И.Г. (2003) Использование метафор в семейной терапии. — http ://psyberia.ru/work/school/.

7. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. — http :// metaphor.narod.ru/lacoff__l .htm.

8. Лебедев В. В., Виньковская Н. В. Миры воображения. Руководство по интерактивной имагогике. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

9. Лопухина Е. В. Шубенкова Т. Ю. Метафора как инструмент коучинга / / Тезисы 1-й международной конференции по коучингу. — М., 2002. — http://www.coachsavkin.ru/lopuhina.htm.

10.Ортега-и-Гассет X. Метафора. — http://metaphor.narod.ru/gasset__5.htm.

11.Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М.: Либрис, 1996.

12.Перлз Ф. Гештальт-семинары. — М.: Институт общегуманитарных ис­следований, 1998.

13.Петрова Е. Техники работы со снами в гештальте // Гештальт-терапия и консультирование. Сборник материалов Московского института геш­тальт-терапии и консультирования, вып. 3. — М., 2003. — С. 48 — 63.

14.Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

15.Серль Дж. Метафора // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990.

16.Соколов Д. (1998) Метафорический язык в психотерапии. Символ веры. — http://www.nlpcenter.rU/magazine/2/sokolov.htm.

17.Уфимцев Р.И. (2000 — 2001) Хвост ящерки: опыт построения практи­ческой теории метафоры. — http://metaphor.narod.ru/tail/frames.htm.

18.Хилл Дж. Перенос, сны и взаимность // Московский психотерапев­тический журнал, 2000, № 1 - С. 29-47.

19.Черниговская Т. В., Деглин В. Л. (2001) Метафорическое и силлогисти­ческое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга. // Die Metapher und Das Gestalt, 2001, 1. — http://metaphor.narod.ru/ misc/num 1 __chern2.htm.

20.Шленский А. С (2000) Как выглядит пламя свечи до того, как свеча загорится // Формальна^ онтология, или внелогические аспекты ло­гических отношений. — http://zhurnal.lib.ru/s/shlenskii__a__s/disser3. shtml.

21.Keleman S. (2002) Dreams and the Body. Electronic Publication of Center for Energetic Studies. — http://www.centeфгess.com/html/dгeam2.html.

22.Lacoff G. (1993) How Metaphor Structures Dreams: The theory of Conceptuel Metaphor Applied to Dream Analysis.

ГЛАВА 13


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!