ПРИМЕР 2. «УЛИТКА И ПАНТЕРА» ( ФРАГМЕНТ )
Клиентка: У меня есть сложности в контакте с другими людьми. Я, конечно, и подходу к ним, и звоню, но через три минуты у меня возникает желание побыстрее уйти или закончить разговор.
Терапевт: Что ты чувствуешь?
К.: Страх. Мне кажется, на меня могут напасть или накричать. На меня реально нападали на улице. Но я и до этого боялась. Мне всегда хочется убежать и спрятаться.
Т.: С чем бы ты могла сравнить это свое состояние?
К.: Я как улитка, маленькая серая улитка, живущая в своем домике. Немного вылезу, посмотрю и обратно...
Т.: Я просто удивлена. С одной стороны, ты боишься, убегаешь, но я-то тебя неоднократно видела с другими людьми (в тренинговой группе). Ты общительна, социально успешна, тебя выбирают. И вместе с тем это не ты, ты — это маленькая серая улитка. Тогда, кто же успешно общается с другими?
К.: Черная пантера.
Т.: Опиши ее.
К.: Гладкая, с черной блестящей шерстью, сильная...
Т.: Побудешь пантерой?
К. (мнется): Попробую... Я пантера, я сильная, красивая, успешная... (Лениво, но с внутренней силой потягивается.)
Т.: Видишь, там (показывает на стул) улитка. Маленькая, серая...
К. (вглядывается): Да, и какая-то странная... То маленькая и серая, то большая с красивой розоватой блестящей раковиной... Она все время меняет свои размеры... Странно... И еще она какая-то мокрая, заплаканная, что ли... Вся в слезах...
Т.: Скажешь ей что-нибудь?
К. (с вялым раздражением): Ну, что ты все время плачешь?.. Успокойся, что ли...
|
|
Т.: Тебе ее не жалко?
К.: Нет. (С отвращением подергивается.) Она какая-то мокрая, серая, вся в прыщах, ничего не знает...
Т.: Пересядь. Теперь ты улитка. Какая — маленькая или большая?
К.: Я все время меняюсь. (Показывает на грудь рукой.)
Т.: Что там?
К.: Слезы подкатывают.., (Но она не плачет.)
Т.: Подкатывают, когда ты большая или маленькая?
К.: Когда большая...
Т.: И ты с ними успешно справляешься, улитка? Плачешь внутрь?
К.: Да, что же это я делаю...
Т.: Скажешь что-нибудь пантере? Она пыталась тебя утешить, но как-то странно...
К.: Я не слышала.
Т.: Не слышала?
К.: Да. У нее губы шевелились, но я ничего не слышала.
Т.: Что-то со слухом?
К.: Она и сейчас меня не слышит. Лежит лениво, хвостом отмахивается, она меня не услышит.
Т.: Попробуешь?
К. (начинает горько плакать): Ты меня не слышишь... не замечаешь...
Т. (подходит сзади): Скажи ей: «Мама, я есть! Я маленькая, серая, с прыщами, но я есть!»
Предложение терапевта в данном случае было основано на том, что она ранее слышала от клиентки. Выделенные курсивом выражения явно относились к реальным людям, а поскольку терапевту был известен контекст отношений клиентки с матерью, этот выбор оказался абсолютно верным. Далее, работа от метафорических образов перешла к отношениям клиентки-подростка с ее матерью. Клиентка рассказала о своих подростковых трудностях в общении с ней. Мать постоянно требовала^от клиентки «быть большой» (отсюда постоянно изменяющиеся размеры улитки), кричала на нее в тех случаях, когда девочка не «соответствовала возрасту», ей явно не нравилась ее «серая» дочь. Поэтому клиентка выработала тактику молчания и маски (плакать внутрь). В дальнейшей работе много внимания уделялось телесным проявлениям (лицо-маска, а какое выражение на самом деле; способности опираться на себя в тот момент, когда «за спиной нет домика»), а также сходству теперешней нарцис-сической позиции клиентки по отношению к своей слабости с материнской позицией по отношению к дочери-подростку.
|
|
ВЗГЛЯДЫ КЛАССИКОВ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ
НА СНОВИДЕНИЕ .
СПОСОБЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СНОВИДЕНИЯМИ
Известно, что целью сна как физиологического феномена является восстановление активной деятельности организма. При этом сновидение выполняет совсем другую функцию. Согласно современным представлениям, оно необходимо как специфический механизм самонастройки психики. Его можно назвать процессом перекодировки информации, получаемой индивидуумом из внутреннего и из внешнего мира (Гингеры, 1999, Петрова, 2003). Состояние сновидения физиологически характеризуется интенсивной деятельностью лобных отделов коры правого полушария головного мозга, а также активацией лимбической и гипоталамической систем.
|
|
Само сновидение представляет собой серию визуальных образов (чаще иллюстрированных аудиально) или своеобразный фильм, который можно рассматривать подобно тому, как мы рассматриваем произведения искусства. Сюжеты сновидений, как и сюжеты произведений искусства, во многом определяют особенности культуры данной эпохи и самый ранний сенсорный опыт индивидуума (даже перинатальный). Однако замечено, что некоторые сюжеты и символы у людей из разных эпох сходны и, возможно, обусловлены коллективным бессознательным. Универсальные конструкты человеческой психики — архетипы (по К. Юнгу) вызывают самые удивительные сны — сновидения-посланники, сновидения-сообщения.
Исторически рассмотрение сновидений в психологии и психотерапии вначале шло по пути интерпретации отдельных образов и смыслов всего сновидения. Работа 3. Фрейда «Толкование сновидений» положила начало мнению (надолго ставшему общепринятым) о том, что вытесненные импульсы и желания зашифрованы в снах в виде визуальных образов-символов. Расшифровка этих образов-символов помогает понять (по Фрейду), что происходит с человеком и каковы его вытесненные желания. Эта гипотеза легла в основу огромного культурного пласта двадцатого столетия (изобразительное искусство, литература, скульптура, кино), буквально пронизанного психоаналитическими символами и образами. Энциклопедически образованный Карл Юнг расшифровывал архетипические образы и сюжетные ходы сновидений по аналогии с мифами и сказками.
|
|
Акценты в работе со сновидением в гештальт-подходе ставятся по другому — это обращение к тем образам, которые возникли в данном сновидении в гешталып-эксперименте. Ф. Перлз (1996) вслед за Карлом Юнгом и Отто Ранком считал, что каждый персонаж сновидения — это часть нашей разделенной самости, кусочки нашего «Я». Сновидение трактуется как проекция, и каждая его часть, имеющая отношение к сновидцу или не имеющая, представляет самого сновидца. Это может быть проекция чувства, личностной роли или какого-либо состояния. Система отношений между отдельными элементами сновидения отражает систему отношений в пространстве внутреннего мира клиента и в пространстве его отношений с окружением. При этом нет смысла анализировать такие кусочки, как символы (подобно психоанализу), разрывая их на еще меньшие элементы.
Наоборот, гештальт-терапевт стимулирует интеграцию этих отчужденных частей, для того чтобы человек почувствовал себя целостным. Говоря «целостным», Ф. Перлз имеет в виду хорошо функционирующим, способным опираться на себя, способным продолжать свой личностный рост. Техника работы со сновидением нацелена на осознавание, переживание и ассимиляцию проекции. Сновидение обычно воспринимается сновидцем как нечто пришедшее извне и не поддающееся контролю. Когда же части сна разыгрываются как аспекты собственного существования (Даунинг, Марморштейн, 2003), ответственность тем самым возвращается личности и сновидение становится отправной точкой для нового опыта.
Способ, предложенный Ф. Перлзом (1996, 1998), называется «идентификация с образом сна». Клиент должен идентифицироваться с каждой частью сновидения, идентификация — это противодействие отчуждению. Проекция — это отчуждение частей «Я», восприятие чего-то как не принадлежащего самому индивидууму. За проекцией скрывается отвергаемая клиентом потребность, потребность, не имеющая открытого выхода в осознавание и поведение. Кроме того, сон — это экзистенциальное послание, касающееся нашего существования. Сновидение для Перлза связано с обнаружением своего истинного «Я» (Ф. Перлз, 1996). В особенности это касается часто повторяющихся и одинаковых сновидений. Работа со сновидением состоит из нескольких шагов.
1-й шаг. Рассказывая сон, человек излагает его как некую историю. Обычно он делает это в прошедшем времени. Терапевт записывает или запоминает рассказанный сон дословно.
2-й шаг. Для оживления сна прошедшее время заменяется на настоящее, и тогда клиент погружается в особое состояние, предположительно идентичное тому, которое было при первичном «просматривании» сна. И поскольку это происходит наяву, клиент может осознавать свои мысли и чувства, а также исследовать свои реакции. Текст сновидения — уже свершившееся событие (законченная форма), и менять его не рекомендуется (Петрова, 2003). Однако можно искать ассоциации, погружаться в соматические ощущения и искать параллели с реальностью.
3-й шаг. Живое разыгрывание сновидения. Клиент берет на себя роль постановщика сна (интегрирующую роль), который должен быть восстановлен во всей его жизненной полноте. В этом сне имеются персонажи, одушевленные или неодушевленные, на которых клиент будет реагировать по-разному. Отождествляясь с этими персонажами, становясь ими, клиент возвращает себе отторгнутые части. При этом он говорит и движется как персонаж из сна (человек, предмет или стихия), углубляя свои чувства и переживания.
«Мы должны стать негодяем или демоном из своего сна и понять, что все это — проецируемые части нас самих», — пишет Ф. Перлз (1998). Когда человек обнаруживает родство со многими аспектами своего сна, он испытывает самые разные чувства и таким способом расширяет свой опыт, помещая себя в центр своего мира.
Мы уже говорили о том, что проекция есть способ прерывания контакта с потребностью путем отказа от части себя, своих собственных мыслей, чувств или желаний. Они приписываются людям из внешнего мира. Возвращение себе какой-либо неприятной части (чувства злости или подозрительных мыслей) также может быть не очень приятным. Но в этих частях «Я» скрывается ценная энергия, которая, не будучи присвоенной, направляется на подавление себя. Главное правило на этом шаге работы со сновидением — не интерпретировать, а просто побыть персонажами сна. Переход от фигуры к фигуре осуществляется либо поочередно (хронологически), либо клиент сам выбирает наиболее энергетически «заряженные» фигуры.
В работе со сновидением терапевт способствует фокусировке клиента, погруженного в переживание собственных образов. Находясь вне пространства сна, терапевт привлекает его внимание к отдельным деталям происходящего, сохраняя при этом нейтралитет и любопытство (Петрова, 2003) по поводу каждой из фигур сновидения. Его задача — побудить клиента усилить телесный компонент переживания, найти точное движение и интонацию, выразить себя от имени персонажа. Для усиления фокусировки он может попросить нарисовать иллюстрацию к сну, использовать для драматизации реальные предметы в комнате, а если работа проходит в группе — построить композицию сна и разыграть его в пространстве.
Итак, задача терапевта — побудить клиента контактировать
1) с миром сновидения;
2) со своими чувствами;
3) с присутствующими людьми (и терапевтом);
4) с реальными людьми, которым адресованы какие-либо чувства.
При этом гештальт-терапевт гибко меняет акценты, выбирая то, что нужно для него и для клиента в данный момент времени. Здесь нет определенной последовательности, заданного заранее алгоритма. Спектр реакций терапевта зависит от его собственного чувственного осознавания и чувственного осознавания клиента. В работе со сновидениями используются традиционные для гештальт-терапии приемы: побуждение к осознаванию, монодрама, амплификация, работа с полярностями, исследование контакта и отступления.
Если клиент, работая со сном, говорит что-то себе, гештальт-терапевт побуждает его сказать это тому, кому это направлено на самом деле. Все слова «это», «оно» заменяются в обращениях на «я». Какие бы направления ни приняла работа со сновидением, она всегда будет соответствовать отношениям человека с другими людьми и внешним миром.
Приведем фрагмент сессии Ф. Перлза со сновидением Норы («Гештальт-семинары», 1998, с. 105— 106), демонстрирующий основные приемы такой работы. В начале Перлз долго работает над трудно дающейся клиентке идентификацией с ее проекцией, добиваясь полного отождествления.
Нора: Во сне я была недостроенным домом, и на лестнице не было перил. Я поднимаюсь по ступенькам и захожу очень высоко, но они идут в никуда. Я знаю, что на самом деле это было бы ужасно — подняться так высоко по этим ступенькам. Во сне это не очень здорово, но не так ужасно, и мне интересно, как я смогла это вынести.
Фриц: О'кей. Стань этим незаконченным домом и повтори сон снова.
Н.: Ну, я поднимаюсь по лестнице, а у лестницы по бокам нет перил.
Ф.; «Я — недостроенный дом, у меня нет...»
Н.: Я — недостроенный дом, и я поднимаюсь по лестнице и...
Ф.: Опиши, какой ты дом.
К: Ну, в нем есть...
Ф.: «Я...»
Н.: Я — дом?
Ф.: Да, ты — дом.
Я.: А в доме есть...
Ф.: «Во мне»...
Н.: Я — дом, и я не достроен. У меня есть только скелет, некоторые части, а полов почти нет. Но есть ступеньки, а перил у меня нет, чтобы защитить меня. И я поднимаюсь...
Ф.: Нет, нет. Ты — дом. Ты не поднимаешься.
Н.: Я уже поднялась. И потом я оказалась где-то наверху, и это... и это никуда не вело, и...
Ф.: Скажи это Норе. Ты — дом, скажи это Норе.
Н.: Ты поднимаешься по мне, и ты попадаешь в никуда. И ты можешь упасть. Обычно ты падаешь.
Ф.: Ты видишь? Именно это я и пытался сделать — подняться на тебя, и попал в никуда. Прошло много времени, прежде чем ты смогла отождествиться с домом. Теперь скажи то же самое кому-нибудь из присутствующих, оставаясь в роли дома. «Если вы попытаетесь подняться на меня...»
Н.: Если вы попытаетесь подняться на меня, то вы упадете.
Ф.: Можешь рассказать мне побольше, как в тебе живется? (Нора молчит.) Ты — дом, в котором удобно жить?
Н.: Нет, я открытый и незащищенный и внутри гуляет ветер (голос переходит на шепот). И если ты поднимешься на меня, ты упадешь. А если ты осудишь меня... Я упаду.
ф.: С тобой что-то происходит? Что ты чувствуешь?
Н.: Я хочу бороться.
Ф.: Скажи это дому.
Н.: Я хочу сражаться с тобой. Мне наплевать на тебя. Это не так. Я не хочу (плачет)... Я не хочу плакать, и я не хочу, чтобы ты... я даже не хочу, чтобы ты видел, как я плачу (плачет)... Я боюсь тебя... Я не хочу, чтобы ты жалел меня.
Ф.: Скажи это еще раз.
Н.: Я не хочу, чтобы ты жалел меня. Я и без тебя достаточно сильная. Я не нуждаюсь в тебе, и... я хочу не нуждаться в тебе.
Ф.: О'кей. Теперь пусть ступеньки поговорят с несуществующими перилами. «Здесь не за что держаться, перила, где вы?»
Н.: Перила, я могу жить без вас. По мне можно подниматься. Было бы здорово, если бы вы были. Было бы здорово быть совершенной, чтобы наверху было что-то твердое, а по бокам хорошие отполированные перила.
Ф.: Какой у тебя пол?
Н.: Бетонный. Бетонный, еще не покрытый.
Ф.: Довольно крепкий, прочный фундамент?
К: Да.
Ф.: Ты можешь сказать группе, что у тебя прочный фундамент?
И.: Вы можете ходить, и это безопасно, и вы можете тут жить, если не будете обращать внимания на некоторые неудобства. Я очень зависима.
Если сон прервался внезапно, но по содержанию не закончен и вызывает сильное иррациональное беспокойство, существует четвертый шаг. Это продолжение сна, фантазия, которая тоже может быть использована как сценарий. При этом сам приснившийся сон не переделывается, а доигрывается, давая возможность клиенту перевести свою тревогу в действие и завершить незавершенную ситуацию (Петрова, 2003). При доигрывании клиент может создать другое окончание, например, может выйти из опасной ситуации, «победив монстра». Главное, чтобы он соотносил свой сценарий с внутренней правдой (внутреннее «да»), логикой сюжета и своими желаниями. Фальшиво-благополучное завершение сна может ничего не дать для терапевтической работы, *в то время как «гибель героя и его торжественные похороны» переживаются клиентом и имеют большую витальность. В некоторых направления психотерапии (психодрама, символдрама) для обеспечения большей безопасности в работе клиент получает от терапевта или дружественного персонажа символический охраняющий предмет (меч, кольцо или волшебную палочку), который он может использовать в случае опасности.
Сновидение, особенно относящееся к тому, что происходит, может стать хорошим материалом для работы в групповом контексте. Дж. Зинкер, например, использует сновидение как театр, где участники группы, становясь персонажами сна, разыгрывают различные его части. Главное действующее лицо может распределять роли, участники терапевтической группы могут также предлагать себя на разные роли. Участники могут поделиться со сновидцем своими проекциями (фантазиями, ассоциациями) по поводу его сна, рассказать сновидение «от себя», сыграть пантомиму и построить пространство сна и т. п. Интересен и вариант работы с анти-сновидением по Дан. Хломову (Петрова, 2003). При этом повышается эффективность личной работы участников группы (по сравнению с ролью наблюдателей работы терапевта со сновидением у Ф. Перлза).
Однако работа со сновидением как с проекцией клиента не является единственным способом. Сновидение по И. Фрому может быть рассмотрено и как ретрофлексия чувств, желаний и мыслей, не проявленных в реальной жизни и направленных обратно, во внутренний мир. «Сны обычно отражают потребности пациента, а именно — что ему нужно от аналитика. [...] В снах запечатлеваются [...] бессознательные компоненты контрпереноса, которые являются весьма важными» (Хилл, 2000). Своим сном сновидец бессознательно говорит себе то, что должен сказать терапевту (или кому-либо еще). Эти переживания по какой-либо причине отвергнуты индивидуумом и, соответственно, могут быть восстановлены в терапии. Сновидение как ретрофлексия может быть рассмотрено в том случае, когда оно приснилось накануне или после сессии (или по содержанию оно связано с терапией и терапевтом).
В одном из вариантов работы, предлагаемом Ж.-М. Робином (Петрова, 2003), терапевту рекомендуют действовать следующим образом. Клиент рассказывает содержание своего сновидения, а терапевт побуждает его осознать связанные с этим чувства. Затем обсуждаются чувства клиента к терапевту и их возможное сходство с чувствами по поводу сновидения. Проще всего адресовать чувства, если приснился сам терапевт, но возможна и подмена фигуры — когда функциональную роль терапевта в сновидении играет другой персонаж, в отношении которого клиент высказывает свои чувства.
Еще один вариант работы со сновидением как с ретрофлекси-рованным переживанием — идентификация с персонажами сновидения и произнесение монолога, адресованного другому персонажу (Гингер&Гингер, 1999). Самое главное для клиента — осознать, на кого похожа фигура из сна и каковы реальные отношения у клиента с ней. Для этого клиент поочередно становится каждым из персонажей, разговаривает с ними, а терапевт побуждает его говорить о чувствах и желаниях, адресованных им. После этого терапевт может попросить клиента найти реальных людей, которым может быть адресован и этот монолог, и эти чувства, а также идентифицировать актуальную потребность, связанную с ними. Такая работа в технике «челнок» отражает переход от энергии внутреннего пространства к реальной жизни во внешнем пространстве. Однако здесь существует некоторая опасность разрушить сновидение. «Стоит искать в обыденной жизни эпизоды, по эмоциональным темам, по чувствам похожие на сновидения. И сделать эти переживания более осознанными. Но не стоит разрушать сна, ради того, чтобы найти в нем подобие чувства обыденной жизни. Иными словами, стоит использовать образы сновидения для обогащения реальности. Но не стоит использовать образы реальности для обогащения снов», — пишет Е. Петрова в своей замечательной статье о работе со сновидениями (2003).
Терапевту, работающему со сновидением, всегда будет полезно понаблюдать, как образы из сновидения отражают разные механизмы прерывания контакта. Кроме того, сам характер образа может подсказать, как они могут быть реализованы в терапевтической сессии. Например, животные двигаются (клиент тоже может при этом двигаться для усиления осознавания), имеют свое пространство (ареал), партнера, с которым возможны отношения, чувства и желания, характерный тип питания и т. п. Растения чаще не двигаются, но растут, могут заполнять пространство или двигаться по другому растению (лиана), у них есть определенное строение, состояние (например, цветы закрыты или открыты), они развиваются, дают плоды. Люди, соответственно, разговаривают, живут, переживают, умирают, а природные стихии легко выражают трудно определяемые эмоциональные состояния (штиль, землетрясение или дождь). Природные ландшафты также могут отражать определенные состояния или условия жизни — болото или ледник с трещинами, морская пучина или безвоздушное пространство, в которое попал сновидец, — все это может пригодиться в работе креативному терапевту.
Очень важен и коммуникативный смысл сновидения («О чем тебе говорит твой сон? Какой ответ он тебе подсказывает?» (фрагмент 1, см. ниже). Есть и другой способ работы — диалог и переживание отношений со сном (фрагмент 2, см. ниже). Иногда это отношения с несуществующим сном — особенно у клиентов, которые не запоминают своих сновидений. Здесь персонажем становится сам сон. Клиента просят «побыть сном» и рассказать, зачем он приснился и для чего нужен: «Теперь я хочу, чтобы вы все поговорили со своими снами и чтобы сны отвечали, как будто они живые существа. «Сны, вы меня пугаете», «Я не хочу о вас знать», скажите что-нибудь, и пусть сны ответят. [...] А теперь я хочу, чтобы каждый сыграл роль своих снов, например: "Я прихожу к тебе очень редко, и только отрывками», так как вы видите свои сны. Я хочу, чтобы вы стали своим сном. Измените роль, станьте сном и поговорите с группой, как будто вы — сон и разговариваете с собой» (Перлз, 1998, с. 250).
ФРАГМЕНТ (1) РАБОТЫ ФРИЦА ПЕРЛЗА С БЭТ ( «ГЕШТАЛЬТ - СЕМИНАРЫ , 1998. - С 213)
Бэт (грубый, резкий, сильный голос): В моем сне стальная лента, похожая на часть колеса от грузовика, обмотана вокруг моей груди, и я не могу освободиться. Я чувствую себя пойманной в стальное кольцо и пытаюсь высвободиться...
Фриц: О'кей. Для этого мне нужен сильный мужчина, кто-нибудь, поднимитесь сюда. (Мужчина поднимается.) Бэт, стань этим стальным кольцом из своего сна. Сомкни руки вокруг его груди и попытайся удержать его. (Она делает это и крепко сжимает.) О'кей. (мужчине) Теперь попытайся вырваться из этого стального кольца. (Происходит короткая энергичная борьба, и он вырывается на свободу.)
Б. (вдруг понимает): Но я не из стали!
Ф.: Да! Получила сообщение?
Б.: Я на самом деле думала, что смогу удержать его!
Ф.: О'кей.
ФРАГМЕНТ (2) РАБОТЫ Ф . ПЕРЛЗА С КИРКОМ ( «ГЕШТАЛЬТ - СЕМИНАРЫ , 1998. - С . 177-178)
Кирк: Мне нечего рассказать тебе, у меня нет сна. Фриц: О'кей, поговори с этим несуществующим сном.
Техника работы с экзистенциальным осознаванием сновидения принадлежит Ф. Перлзу. Он предлагал клиенту рассказать свой сон от первого лица, останавливаясь после каждой фразы и произнося «И это мое существование», осознавая, что означает это заявление в контексте его единственной жизни. В этом смысле самыми важными для нас являются «повторяющиеся» сновидения, сновидения, которые «требуют» их интегрировать.
Особым вариантом работы со сновидениями является работа с так называемыми «страшными снами». «Страшные сны» — это сны с пугающими сюжетами («ужастики»), которые сопровождаются чувством страха. Люди путаются обычно «покойников, которые приходят за ними», насилия (где сновидец выступает вкачестве насильника или жертвы, а иногда и свидетеля), неприятностей с близкими людьми, сюжетов из сонников, где описаны пугающие последствия (например, «выпадение зубов — к смерти кровных родственников»). Иногда сюжета как такового нет, а от сна остается ощущение ужаса и вегетативные симптомы в виде потливости, озноба или тошноты. Часто «страшные сны» воспринимаются сновидцами как предсказания будущего.
Тем не менее, несмотря на неприятный характер наших ассоциаций, во многом обусловленный культурально (сонники, приметы и т. п.), страшные персонажи сновидений — это тоже проекции.
Иногда терапевты (в слиянии с напуганным клиентом или с клиентом, пытающимся бессознательно напугать терапевта своим «страшным сном»), тоже пугаются, замораживая тем самым свою энергию. Здесь необходимо помнить, посмотрев на ситуацию со стороны, что «это только сон» (причем сон клиента!), а не реальность. Соответственно, всякие «монстры» из сновидения будут тем более пригодны для работы (энергетически заряжены), чем больший страх они вызывают у клиента.
Один из вариантов «страшных снов» — это сны с подавленной агрессией, которая проецируется в страшный персонаж (клиент видит себя в виде насильника, маньяка, монстра и т. п.). Второй вариант — клиент видит себя в сновидении в виде жертвы какой-либо агрессивной, захватывающей и поглощающей фигуры. Сложности работы с такими персонажами могут быть обойдены с помощью игры. В игре никто из нас реально не становится маньяком или монстром, а присваивает на щэемя его способ действий, активность, характер и чувства (не «Я — маньяк», а «Я играю в маньяка»). Если клиент — жертва и не рискует отыграть эту роль во сне, не стоит настаивать. Возможно, что более продуктивной будет для него роль агрессора. Тем не менее, необходимо выяснить, куда и кому направлена сдерживаемая агрессия клиента и какова его фрустрированная потребность.
Приведем фрагмент работы со страшным сновидением. Клиентка склонна ретрофлексировать агрессивные импульсы, часто выглядит сдержанной, а иногда замороженной.
Клиентка: Я иду по улице и захожу в какое-то помещение, которое напоминает мне сумасшедший дом. Там за стеклянной перегородкой находятся сумасшедшие... но все они фон... а впереди — сумасшедшая женщина, которая хочет разорвать меня в клочья. Да, в клочья. За моей спиной слева кто-то есть, я не вижу кто, но знаю, что он меня защитит на крайний случай. Мне страшно.
Терапевт: Поговоришь от имени этой сумасшедшей женщины?
К.: Я сумасшедшая женщина. Я ее (показывает на стул клиентки) ненавижу. Я хочу разорвать ее на части.
Т.: Зачем?
К.: Это она держит меня здесь, за перегородкой!
Т.: Зачем?
К.: Чтобы не выпустить меня на свободу...
Т.: Зачем тебе свобода?
К.: А тогда я буду делать все, что хочу! (Смеется.)
Т.: Ну, а теперь ты — перегородка.
К.: Я стеклянная перегородка. Я сдерживаю сумасшедшую женщину. Иначе она набросится на М. и разорвет ее в клочья.
Т.: А как ты себя чувствуешь?
К.: Статично, застывшей...
Т.: Ты теперь защитник.
К.: Я защитник. Я защищу М., если сумасшедшая женщина вырвется на волю. Я здесь на крайний случай... Я забочусь обМ.
Г.: Итак, сумасшедшая женщина рвется на свободу, чтобы делать то, что хочет. М. боится ее, перегородка ограждает от этой «энергичной» встречи, но дает тебе возможность увидеть сумасшедшую женщину. Наконец, есть кто-то, кто защитит «на крайний случай». Как это тебе все?
К.: Ужасно. Я чувствую себя разделенной на части, разорванной...
Т.: Ты можешь продолжить это сновидение в своей фантазии так, как захочешь...
К.: Я вижу, как перегородка разбивается, и женщина набрасывается на меня... Мы отчаянно деремся... руками... ногами. (Машет руками и ногами.) Никто из нас не победил... Уставшие, мы сидим рядом...
Г.; А где защитник?
К.: Сбежал!.. (Смеется.) А дальше каждая будет жить своей жизнью... И я сейчас чувствую себя сильной. Я не боюсь. И я уверена, что, в крайнем случае, когда мне потребуется сила, я ней договорюсь.
Итак, в персонажах сна отражены два аспекта личности клиентки: (1) свободная, агрессивная, желающая делать то, что хочет, и (2) пугающаяся этого, сдержанная. В начале работы клиентка идентифицирует себя только с пугающейся (но все же пришедшей посмотреть на первую) женщиной. Перегородка не допускает конфликт и одновременно встречу, удерживая ситуацию в равновесии, не устраивающем клиентку (я чувствую себя разделенной на части, разорванной). Сдерживанию способствует и некий защитник — его роль состоит в том, чтобы и защитить клиентку в крайнем случае (социально разрешенная агрессия), и предотвратить встречу один на один. Как только терапевт дает возможность продолжить сновидение, символическая встреча со своей агрессивностью немедленно происходит. Клиентка отыгрывает агрессивные движения, попутно замечая, что сама становится сильнее, а страх перед агрессивностью исчезает... Появляется и оптимизм в отношении будущего — уверенность втом, что сможет договориться со своей агрессивностью.
Елена Петрова (2003) дает рекомендацию по работе со сновидцами, которых пугает собственная фантазия о том, что «каков сон, таков и он на самом деле». Она пишет, что степень ужас-ности персонажа целиком определена степенью соматического напряжения и силой дистресса. В этом случае не стоит искать социальные параллели, а лучше уделять внимание физической активности и движению в пространстве — по сути, разрядке, замороженной в виде ужасного персонажа энергии. Особенно это важно, когда клиент «замирает от ужаса» и теряет физическую чувствительность, не давая себе пережить энергию в телесном и двигательном плане. Поэтому необходимо постоянно побуждать его к осознаванию телесных ощущений, используя замедление темпа, повторение и амплификацию.
Кроме того, рекомендуется обращать внимание на жесты и движения клиента. Смена типа движения что-то обычно означает в происходящем процессе и хорошо бы выяснить у клиента, что именно. В сновидении также могут содержаться полярности — полярные персонажи, стороны, стихии и т. п. Если их визуально нет, они могут присутствовать имплицитно, и тогда стоит спросить клиента: «Кто это все ужасное с ним проделывает и каким способом?». Сон наоборот или антисон тоже дает такую возможность. Если этот «кто-то» появился, конфронтация противоборствующих сторон может быть разыграна в физическом плане (с терапевтом или участниками группы).
Телесная работа с клиентом облегчает взаимосвязь между снами и телесными проявлениями, и во многом наши сновидения и способность воспринимать их демонстрируют наши отношения с самими собой. Келеман (2002) считает, что сновидение может рассматриваться как наша внутренняя реальность, использующая для коммуникации социально принятый язык для обозначения чего-то, что происходит в несоциальном времени и пространстве. Он проявляет то, что происходит, но остается нереализованным. Поэтому работать со сновидением соматически (физически) означает чувствовать характеристики сновидения как желания или чувства, ищущие воплощения в реальности пробуждения. Сон — это часть реальной жизни нашего тела. Процесс сновидения связывает тело, «которое есть сейчас, с телом, которым мы еще станем». Поэтому необходимо перевести сновидение в язык и опыт тела, его образы и персонажи нужно увидеть как экспрессию состояния тела.
Таким образом, работая со сновидениями, терапевт использует четыре основные стратегии, зависящие от контекста происходящего в терапии, и их стадии:
Сообщение терапевту о сне исследуется в плане отношений терапевт-клиент: сон рассматривается как повод к контакту и определенное послание. Терапевт ориентируется в том, как данный сон отражает особенности терапевтических отношений.
Сновидение отражает незавершенное действие в социальном контексте, которое нужно раскрыть, рассмотреть и завершить.
Сновидение рассматривается как проекция актуального чувства или желания. Терапевт работает с внутренней феноменологией клиента.
Сновидение изучается в контексте отношения клиента к себе, самому, особенностям оценки, чувств и представлений.
ПРИМЕРТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫСО СНОВИДЕНИЕМ КАК С ПРОЕКЦИЕЙ
Предыдущая сессия была посвящена отношениям клиентки с мужем, а затем с первым с первым мужем, который ушел от клиентки к другой женщине. Клиентка тяжело переживала его измену и запрещала себе об этом помнить, потом вышла замуж повторно. В конце сессии она сказала, что все-таки «подошла к этой работе» и надеется поговорить об этом на следующей сессии. Необходимо добавить, что у этой клиентки уже есть опыт работы со сновидением, поэтому в начале сессии объяснения по поводу работы и необходимости отождествления с персонажами сна не потребовались.
СОДЕРЖАНИЕ СНОВИДЕНИЯ ( ТЕРАПЕВТ ПОПРОСИЛ КЛИЕНТКУ РАССКАЗАТЬ СОН В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ ):
Я нахожусь в какой-то «зоне», из этой «зоны» можно уехать только на поезде. Он приходит, забирает кого-то и уходит из зоны. Я стою на перроне, со мной С. (знакомая клиентки). Я бесконечно суечусь, бегаю, меняю билет и, в конце концов, у меня не хватает денег на новый. С. уезжает, оставив мне сумку со старым барахлом, «секонд-хэнд». Я смотрю внутрь и понимаю, что эти вещи мне не нужны... У меня ощущение, что я что-то не доделала. Я просыпаюсь.
Т.: Итак, о чем говорит тебе твой сон?
К.: Это предупреждение о чем-то, что я не сделала...
Т.: Будем работать?
К/Да.
Т. (задумчиво): С чего начнем? Какие в нем есть персонажи? Поезд, зона, деньги, билет, С. (знакомая клиентки), старое барахло... Что-то еще?
К.: Начнем с поезда... Я поезд. Я отвожу людей на свободу... Это моя работа. Я отвожу тех, кто меня ждет, у кого уже есть билет и кто стоит на платформе. Сегодня уехала С. Я знаю, что должна была уехать М. Но ничего не сделаешь... я увожу только тех, у кого есть билет.
Т.: Какие чувства, поезд?
К.: Покой, рабочее, деловое состояние... Мне все равно, кто поедет...
Г.: Что же дальше?
К.: Я зона... У меня нет ограждения, но я знаю, что у меня есть границы. Отсюда невозможно уйти, можно уехать только на поезде. У меня есть законы...
Г.: Какие? Первый...
К.: У каждого, кто здесь находится, есть срок пребывания.
Т.: Это ты, зона, его определяешь?
К.: Нет, я не знаю кто. Второй — для того, чтобы отсюда уехать, нужно разрешение...
Г.: Чье?
К.: Не знаю, не мое... И третий закон — нужен билет.
Т.: Причем интересно, что если его сдашь... денег на следующий уже не хватает...
К. (задумывается): Да, его, похоже, можно купить один раз... Да, дается разрешение, но... менять ничего нельзя, если купил билет.
Т.: Иначе отодвигается срок?
К.: Да, и неизвестно, какой он становится...
Г.: Итак, три закона: срок, разрешение и «ничего нельзя менять». Нельзя менять свое решение? Что ты чувствуешь, зона?
К.: Есть интрига... есть энергия и сила...
Т.: К кому пойдем?
К.: К С. Я — С. Я все бросила, что мне было не нужно... Я как-то обхитрила М. Она осталась, а я ей оставила сумку с ненужными вещами...
Т.: Что ты чувствуешь, что хочешь?
К.: Сочувствую М. Она осталась... Значит, не вышел срок... Сумка мне не нужна. Я уезжаю налегке, мне легко...
Г.: И теперь...
К.: Теперь сумка. Я старое барахло. Меня бросил старый хозяин и не берет новый. (Осознает, что говорит, и начинает плакать.) Я никому не нужна...
Т.: Какие чувства?
К.: Безысходность, ненужность, пустота...
Т.: Бросил старый хозяин, а этот не берет... Ну, а ты, сумка?
К: А я что? Я подчиняюсь обстоятельствам...
Т.: И когда ты подчиняешься им, ты никому не нужна!
К. (плачет): Да. Я бы хотела все переделать! Я не понимаю, что. Чего-то не хватает...
Т.: Что переделать?... Будешь переделывать сон по-иному? Как хочется?
К.: Нет, я не могу... Я не могу уехать... Что-то не доделано... Я знаю, что!
Т.: Что?
К.: Я вспомнила ситуацию с первым мужем (который ушел), когда он прислал своего друга с просьбой не разводиться завтра. Я не сделала того, что он просил. Я торжествовала и хотела его наказать, чтобы ему было плохо... как мне. (Плачет.) Я жалею об этом всю жизнь. Я не хотела ничего вспоминать... Потом я вышла замуж за человека, с которым мне спокойно... только спокойно. Я больше не хотела переживать, когда мы ссорились, я все делала, чтобы было спокойно... Только не измена... и он не изменял мне. (Горько плачет.)
Т.: Поговоришь с А.? (первым мужем)
К.: Поговорю... А., я сделала тебе назло, я понимала, что тебе будет больно, прости меня... Прости... Я всю жизнь об этом помню и запрещаю себе вспоминать...
Т. (Очень сильный эмоционально момент, у терапевта появляются слезы.)
К.: Прости меня...
Т. (встает за стулом А.): М., все в прошлом... (Садится на свое место.)
К. (продолжает плакать, оборачивается к терапевту): Мне печально... Я знаю, что я хочу. Я хочу его увидеть, это то, что я не разрешала себе и наказывала себя. Это я определила срок. Это я не разрешала себе... Я больше этого не хочу, я хочу изменить, переделать. Я знаю, что дальше...
Т.: Билет?
К: Да, я поеду, в сентябре... (Продолжает выглядеть печальной.)
Т.: У меня два чувства — печаль о прошлом и эстетическое наслаждение тем, что здесь происходило.
К.: Я грущу, и еще чувство пустоты... и легко...
Г.: Грустно... как будто что-то ушло? И что же будет дальше?,.
К.: Пока не знаю... Спасибо тебе.
Т.: И тебе. (Обнимаются.) Я сейчас испытываю чувство благоговения перед жизнью... так, как она нам дается.
К: Ты плачешь...
Таким образом, работа со сновидением клиентки позволила ей эмоционально завершить незавершенное переживание, выразить свою печаль и раскаянье и прожить их, а также принять осознанное решение для реального завершения этой ситуации (встреча с первым мужем).
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!