Особенности работы с метафорой в гештальт - подходе



Работа с метафорой в гештальт-подходе базируется на ее осознавании и осознавании степени влияния на поведение и жизнь клиента. Согласно Соколову (1998), базой для работы с метафорой является:

· наличие бессознательного у пациента и у психотерапевта;

· серьезная и постоянная проработка связей сознания и бессознательного у психотерапевта при обучении и суперви­дении;

· двойственность основных чувств, целей, форм общения и самого процесса психотерапии;

· перевод символов метафорического языка на уровень непосредственных взаимоотношений, жизненных сценариев, ценностей и убеждений как пациентов, так и терапевтов.

Здесь не имеются в виду интерпретативные техники символ-дра^ы или юнгианскои аналитической терапии. Кроме того, это и не специально «конструируемые» метафоры нейро-лингвис-тического программирования. Имеется в виду использование в терапевтической работе языка (метафор) самого клиента (и те­рапевта). Представления, относящиеся к метафоре в гештальт-терапии, основаны на том, что организм, избегая боли, относя­щейся к проживанию того или иного чувства или опыта, пред­ставляет проблему или состояние в виде образа, предоставляя информацию в замаскированной символической манере. В этой манере нет логики и часто присутствует нонсенс. Под таким не­логичным образом скрывается что-то, что впоследствии может помочь сформировать гештальт и понять, какая потребность требует удовлетворения.

При этом терапевт, работающий с метафорой клиента, об­ращает внимание на то, насколько она связана с культурным, семейным или эмпирическим опытом и насколько именно этот опыт (концепция мира, проблемы) вносит ограничения в жизнь клиента и формирует его проблему. Иногда терапевт может сконцентрироваться на буквальном смысле метафоры (для ра­боты с ментальными ограничениями), расширяя телесный опыт клиента («висеть в воздухе»). Иногда требуется акцент на кон­цепции мира, то есть ментальном аспекте («она его увела»). Бо­лее того, для работы с метафорами, ограничивающими опыт клиента, необходимо путешествие в другую метафору, расши­ряющую этот опыт.

Цикл проживания метафоры в терапии можно рассмотреть с точки зрения цикла контакта:

1. Выделение метафоры из фона. Клиент в метафоричес­кой форме рассказывает о своем состоянии (или делает это по­буждаемый терапевтом, если не может сам вербально охарак­теризовать свое состояние или проблему). Появляется фигура в виде метафоры, она может быть рассмотрена терапевтом и кли­ентом (это соответствует работе с конфлуэнцией и интроекци-ей — запретные чувства принимают метафорическую форму и находят вербальный выход).

2. Работа по ассимиляции проекции. Клиент может иден­тифицироваться с различными частями (проективными образа­ми) и ассимилировать принадлежащие ему чувства и желания. По Ф. Перлзу, это работа с частями спроектированного образа, когда клиент поочередно становится каждой из частей и в то же время целостно проживает их. Каждый образ является репре­зентацией существования в прошлом и настоящем. Целостное проживание позволяет клиенту выразить болезненную или кон­фликтную ситуацию, относящуюся к данному образу, без зна­ния о том, что правильно, а что нет. Здесь же применяется под­ход, ориентированный на чувства. Терапевт побуждает клиента оставаться с актуальными чувствами, которые вызваны мета­форой или образом.

3. Когда проекция ассимилирована, клиент получает воз­можность ориентироваться в своих потребностях. Существу­ет метод «интуитивного прыжка», «челнока», который подра­зумевает большее включение терапевта. Когда терапевту ка­жется, что тот или иной образ, возможно, относится к кому-то из жизни клиента, он спрашивает, что напоминает клиенту та или иная часть метафоры в его жизни. Клиент получает воз­можность понять, кому адресована та или иная потребность, и вследствие этого имеет дело с конкретным адресатом своего чувства или потребности. Дальнейшая работа идет в обычном порядке.

Развитие метафоры в групповой терапии[63]

Метафора в группе появляется как отражение групповой потребности в символической или образной форме. Являясь плодом совместных усилий участников, метафора удовлетворя­ет индивидуальную потребность каждого члена группы. Возник­нув и зафиксировав какое-либо явление групповой жизни, ме­тафора продолжает жить и обрастать контекстом. Она перехо­дит из сессии в сессию, как групповой символ. Пережитые, от-реагированные и усвоенные метафоры выступают в дальнейшем как маркеры пережитого группового опыта. Они задевают чув­ства участников, заставляют их переосмыслить свой вклад в групповой процесс.

Когда появляется групповая метафора, вся группа выступает как созидатель, это доставляет эстетическое удовольствие, мно­гократно умножает групповую энергетику, задействует эмоци­ональные и интеллектуальные ресурсы участников. Творчество дает ощущение причастности к миру общечеловеческих ценно­стей, мифологии, религии, фольклору, поп-культуре.

Инициатором метафоры обычно выступают референтные групповые фигуры — лидеры, наиболее продвинутые и живые участники группы. Это спонтанно усиливает групповое бессоз­нательное и выходит на уровень сознания с помощью слов. Фи­гурой в группе обычно является то чувство, которое преобладает над остальными чувствами и мыслями (остальные компоненты опыта отступают на задний план). Если тема угадана, метафора подхватывается группой, развивается и превращается в коллек­тивную фигуру. Обычно она живет столько сессий, сколько не­обходимо, чтобы групповая потребность была удовлетворена.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!