Стадии развития метафоры в группе
1. Фигура на фоне. Чувство, ищущее свое выражение, обретает образ, например, «женский клуб» (чувство одиночества) отражает потребность в поддержке. Обычно в группе появляется банк метафор, но приживается одна, наиболее полно отражающая потребность группы.
2. Поляризация. Участники группы присоединяются к разным полюсам или составляющим метафоры. Происходит отождествление участников с фигурой или фоном. Далее начинается диалог, в котором участники с полярными идентификациями отстаивают свои жизненные принципы и нападают на противников, пока не исчерпают себя.
3. Инверсия. Фигура меняется с фоном. Участники обнаруживают в себе другие черты.
4. Интеграция или осознание единства противоположностей. Метафора переосмысливается по-новому. Участники осмысливают, как человек выбирает свою роль (что он проецирует на других), что дает эта роль другим участникам или другим людям (как «маленькая бедная овечка» превращает других в «хищных и злобных волков»).
5. Завершение и разрушение гештальта. Когда потребность удовлетворяется, необходимость в метафоре отпадает. Метафора прожита и превращается в маркер совместно пережитого опыта.
6. Созревает новая потребность, и цикл повторяется.
Примеры работы с метафорой клиента в гештальт - подходе
ПРИМЕР 1. «ВНУТРИ И СКВОЗЬ»
Клиентка (25 лет, очень симпатичная, интеллигентная барышня): Я не принимаю себя. Я вижу себя словно бы в кривом зеркале. Другие довольно часто говорят мне о том, что я могу, но я словно их не слышу или не доверяю.
|
|
Терапевт: Я слышу тебя так, что ты словно отвернулась от других, которые одобряют тебя, и смотришь в свое кривое зеркало.
К.: Да. Я многое умею лучше других. Но мне нельзя чувствовать свое превосходство, мне говорят не выпендривайся. Девчонки в школе и учительница в техникуме. Если я делаю что-то лучше других, то не могу радоваться, я чувствую себя виноватой.
Т.: Тебе нельзя радоваться своим успехам?
К.: Это вина, она цригибает меня к земле. Иногда я смотрю в прямое зеркало и чувствую себя виноватой. Мне нельзя отстаивать себя, когда мне говорят неприятности. Я почему-то боюсь поставить других в неловкое положение, так же, как они это делают со мной.
Т.: Можешь ли ты сейчас придать пластическую форму мне? Создай неловкое положение, в которое ты боишься поставить других.
К. (Долго думает. Потом говорит, что не может этого представить, потом, что не может сделать.)
Т.: И жить тебе пригнутой к земле?..
К.: Встаньте так. (Ставит терапевта в положение балерины с поднятой ногой и руками.)
Т. (улыбается и, продолжая движение из позы, делает балетное па): Это такое положение, в которое ты боишься поставить других?
|
|
К. (Пытается сделать из терапевта другую скульптуру, похожую на клоуна.)
Терапевт продолжает движение, заложенное в пластике.
К. (Смеется и говорит, что захотелось самой так же подвигаться.): Ну, и я так могу! (Спонтанно двигается, легко и красиво.)
Т.: Что ты ожидала и что получила?
К.: Ожидала недовольства, конфронтации, получила игру и радость...
Т.: А как ты хочешь жить?
К.: Я хочу летать. Я чувствую себя достаточно сильной, чтобы летать. Но меня словно бы держит у земли тяжелый якорь. Когда я взлетаю, он рывком возвращает меня на место. Я привязана к нему толстым канатом, а там железная платформа... Я не могу взлетать выше...
Т.: В какой метафоре ты живешь? В этой?
К.: В этой... (Распрямляется.) Надо отвязаться... (Замолкает.) Там внизу канат такой толстый... (Замолкает надолго.)
Т.: Что ты делаешь?
К.: Изучаю канат, чем бы его отвязать... Нет, узел толстый... (Хватается за голову.) Он же и ко мне привязан. (Показывает на грудь. Глубоко вздыхает и улыбается.) Здесь же просто тонкая бельевая веревка... (Глаза горят. Вид азартный, радостный.) Мне хорошо, я могу улететь... Я могу спуститься, когда страшно.
Т.: Между азартом и страхом...
|
|
К.: Между азартом и одиночеством... Если далеко улететь, людей не видно, одиноко. Я хочу видеть, что происходит на земле.
Т.: Там, где люди?!
К.: Да. (Облегченно.) И еще я могу ведь смотреть сверху, когда мне говорят гадости, не обязательно ругаться... (Весело смотрит на терапевта.) Мне сейчас хорошо, и я хочу что-нибудь сделать... (Перебирает пальцами.)
Т.: Все подручные средства перед тобой. (Показывает на предметы в кабинете.)
К.: Я хочу быть режиссером.
Г. (С энтузиазмом.) У меня будет роль?
К.: Давайте поиграем в кривое зеркало. Кресла будут другими людьми. Я буду вспоминать свои состояния. А зеркало будет отображать меня наоборот. Может быть, и вы что-то придумаете.
Т.: Я могу поиграть и за других людей... (Пересаживается из кресла в кресло, восхищаясь и говоря что-то за других.)
К. (Слушает.)
(Терапевт становится кривым зеркалом, отражая все наоборот. Когда клиентка гордится, «зеркало» отражает презрение, когда грустит — корчит смешные рожи, когда клиентка начинает собирать и устанавливать на место стулья, «зеркало» выражает недовольство и показывает вверх — к идеалам. -Клиентка смеется. В игре много энергии. Затем терапевт подводит ее к обычному зеркалу.)
Т.: Кого ты здесь видишь?
|
|
К. (глубоким грудным голосом): Себя. Именно себя. Мне хорошо! Спасибо!
Т.: И тебе спасибо!
Итак, работа началась с метафоры «кривого зеркала», затем перешла к пластически выраженным метафорам «пригнуть к земле» и «поставить в неловкое положение» и, наконец, к визуальной метафоре «хочу летать, но держит якорь». Очень важно, что в конце сессии клиентка вернулась к своему «кривому зеркалу», но уже в состоянии человека, влияющего на ситуацию и управляющего процессом — в роли режиссера.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!