I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 13 страница



#С в этой связи следует помнить истории рождения Прахлада Махараджа и Шукадевы Госвами, получивших духовное знание, еще будучи во чреве матери. Так же и Абхиманью, еще находясь в материнской утробе, научился военной науке чакра-вйуха, услышав ее изложение от своего отца Арджуны.

#Все, что происходит вокруг беременной женщины, имеет определенное воздействие на ребенка, которого она носит. Поэтому ей следует соблюдать хороший рацион, следить за своим поведением, за окружающей ее обстановкой, за своими желаниями и мыслями.

 VIII.3. Дальнейшее Физическое и Умственное Развитие Эмбриона

“Через семь месяцев со дня зачатия ребенок, уже находящийся к тому времени в сознании, начинает чувствовать на себе давление потоков воздуха, действующих на него в последние недели перед родами. Под давлением этих потоков он извивается, как черви, родившиеся из той же грязной утробы.” (Бхаг. 3.31.10)

“Оказавшись в этом ужасном положении, живое существо, покрытое семью оболочками материальных элементов, сложив ладони, начинает молиться Господу, поместившему его в такие условия”. (Бхаг. 3.31.11)

“Оказавшись в утробе матери, в месиве из крови, мочи и испражнений, корчась от жара огня пищеварения, горящего в материнском желудке, и страстно желая вырваться оттуда, он считает месяцы и молит Бога: “О мой Господь, когда же я, несчастная душа, выйду на волю из этого заточения?”

(Бхаг. 3.31.17)

“О Господи, хотя мне всего десять месяцев, по Твоей беспричинной милости во мне пробудилось сознание... Я наделен телом, которое позволяет обуздать чувства и осознать свое предназначение... Поэтому, о мой Господь, несмотря на ужасные условия, в которых я нахожусь, я не хочу выходить из материнского чрева, чтобы снова не оказаться в глухом колодце материальной жизни. Не успев появиться на свет, ребенок тут же попадает в ловушку Твоей внешней энергии, дева-майи, и снова начинает отождествлять себя с иллюзорным материальным телом, не находя выхода из вечного круговорота рождений и смертей”. (Бхаг. 3.31.18-20)

“Господь Капила продолжал: Десятимесячный младенец, находящийся во чреве матери, просит об этом, но, пока он восхваляет Господа, потоки воздуха, способствующие родам, выталкивают его наружу вниз головой. Так он появляется на свет”. (Бхаг. 3.31.22)

“Внезапные толчки воздуха заставляют его выйти из материнской утробы. В великих муках, вверх ногами, он появляется на свет, бездыханный и потерявший от сильной боли память”.

(Бхаг. 3.31.23)

Во время рождения ребенка поток воздуха, называющийся апана, выталкивает ребенка из матки. Поскольку отверстие очень узкое, ребенок сдавлен со всех сторон, особенно его голова, так, что он не может даже дышать. Нестерпимая боль, которую он ощущает в это время, полностью лишает памяти о его недавних переживаниях, как и о прошлых рождениях и смертях. Он забывает и о своих молитвах Господу, в которых он, пока еще осознавал свое положение в утробе матери, обещал предаться Ему*115.

 “Ребенок падает на землю, перепачканый калом и кровью, и шевелится в куче испражнений, как червь, родившийся в навозе. Он утрачивает высшее знание и громко плачет, оказавшись в объятиях майи”. (Бхаг. 3.31.24)

 Аюрведические врачи утверждают, что сердце, являющееся троном для ума, формируется на четвертом и пятом месяцах беременности, и где-то на седьмом месяце развивается сознание. Это практически соответствует описаниям Шримад-Бхагаватам. На восьмом месяце, оджа-дхату (жизненные соки) матери устремляются к ребенку, и потому роды в этот период времени представляются опасными как для матери, так и для младенца*116.

 

 IX. Джата-карма: Обряд, известный также под названием Медха-джана, Совершаемый для Развития Разума Ребенка

 

 IX.1. Предисловие

 В этой самскаре самыми существенными этапами являются: молитва о том, чтобы ребенок был очень разумным (медха-джана), омовение ребенка и первое кормление грудью (стана-прадана).

 В шастрах говорится, что до тех пор, пока младенец связан с матерью пуповиной, считается, что он составляет одно целое с ее телом, но как только пуповина перерезается, и ребенок таким образом отделяется от матери, самое время совершить обряд джата-карма. В этот момент вокруг новорожденного собираются правящие полубоги вселенной и предки семейства*117.

 IX.2. Подходящее Время

+Если самскару нельзя провести в роддоме, то ее можно отложить и провести в течении первого месяца после рождения ребенка вместе с нама-карана самскарой, но не позже. Если же ребенок родился дома, эта самскара должна совершиться сразу же после принятия родов.

 IX.3. Место

+Во время рождения ребенка отец должен находится поблизости, но не в коем случае не в той же комнате, что и мать, поскольку она, из-за естественного для нее стеснения, в такой ситуации может чувствовать себя очень неловко в присутствии мужа. Тем не менее, его присутствие поблизости необходимо, чтобы мать не почувствовала себя брошенной или незащищенной. Это может даже стать причиной дальнейшего раскола между ними. А также, появление первого ребенка привносит множество перемен в жизнь домохозяев, и муж не должен забывать о молодой маме, пока она занята заботами о малыше, или пренебрегать ею.

 + Муж должен принять омовение и прочитать молитвы гуру-парампаре, вишну-смаранам, ванде ’хам и др.

#Во время родов и ребенок и мать могут оказаться в опасном положении. Поэтому, если роды принимаются дома, необходимо позвать квалифицированных медиков (акушерку или врача).

 

 IX.4. Процедура: медха-джана

+К моменту рождения ребенка вокруг нужно создать духовную атмосферу (проводя бхаджан и т.п)

+Если это возможно, перед тем, как будет разрезана пуповина, отцу следует положить на язык новорожденного немного смеси меда с гхи (причем, гхи должно быть больше, чем меда, иначе смесь считается ядовитой), воспользовавшись для этого золотой монеткой, кольцом или ложечкой. Можно также использовать траву куша.

+Пока отец капает этой жидкостью на язык младенца, он должен в уме написать (этой жидкостью) вайшнавскую биджа-мантру клим, на которую он медитирует.

+Есму следует проделать это четыре раза, повторяя при этом следующую мантру:

ом медхам те мадхава-ваманау медхам харих дадату

медхам те ачьютанантау адхаттам пушкара-сраджау сваха.

“Пусть Мадхава, Вамана и Хари даруют тебе разум. Пусть Ачьюта и Ананта, украшенные гирляндами из лотосов, наградят тебя разумом”.

 +После этого ребенка моют: он принимает очистительное омовение. Затем отец берет его в руки и дает ему сперва правую, а потом левую грудь матери.

#В наше время в Индии во время родов за головой матери часто помещают баньяновый лист с мантрой на нем. Это облегчает муки родов.

#В былые времена в Индии ребенку предлагали благоприятные дары, такие, как кха-й (разновидность риса), бананы, кокос и смешанную с маслом куркуму. Из куркумы, смешанной с маслом и кеноварью, готовят благоприятный бальзам, которым мажут тело новорожденного младенца, (этот бальзам также наносят на тело тому, кто готовится вступить в брак).

 

X. Нишкрамана: Первый Выход Ребенка из Дома

X.1. Представление Окружающему Миру

+Этот обряд, именуемый также адитья-даршана (приветствие солнца), освящает первую встречу младенца с окружающим миром.

#Обряд совершается на четырнадцатый день.

#Отец выносит ребенка на улицу, когда на небе можно видеть солнце, и при этом читает следующую мантру:

 

 йач чакшур эша савита сакала-граханам

раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах

йасйаджнайа самбхрита-кала-чакро

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

                           

“Солнце, царь всех планет, обладающее неисчерпаемыми запасами тепла и света, - образ праведной Души, - это глаз всего этого мира. Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, Верховной Личности Бога, это под Его надзором Солнце движется по строго определенной орбите вечного времени”. (Брахма-самхита 5.52)

 Этот ритуал в наши дни выполняется в наиболее упрощенной форме, поскольку большинство детей рождается в роддоме. И матери с ребенком, нравится им это или нет, приходится покидать место родов, не имея возможности должным образом исполнить этот обряд. Тем не менее, после того как темная часть лунного месяца три раза сменит светлую, и пройдет еще три дня, (что в общей сложности составляет приблизительно три месяца), родителям рекомендуется отнести своего ребенка в храм, чтобы он смог получить даршан Господа и Его благословения*119 (по возможности в форме Сатхари падйамикам*120). Разумеется, перед первым визитом в храм ребенок должен быть вымыт, а Господу в храме следует поднести дакшину.

 

XI. Пауштика-карма Самскара: Обряд, Совершаемый для    Здоровья   Ребенка

XI.1. Подходящее Время

+Эту церемонию нужно проводить каждый месяц во время титхи и пакши (растущей и убывающей луны) в соответствии с титхи и пакшей рождения ребенка (например, если ребенок родился на десятый лунный день, дашамититхи, растущей луны (шукла) месяца Магха, то церемония должна проводиться на дашами растущей луны каждого месяца в течение двенадцати лунных месяцев. Или же, этот обряд можно проводить в пурниму (полнолуние) каждого месяца, или, по крайней мере, в первую пурниму после рождения ребенка. Его можно также провести вместе с церемонией нама-карана.

# Сейчас этот ритуал стал проводиться по желанию, так как он не является одной из десяти основных самскар.

 

XII. Нама-карана: Церемония Наречения Именем

+Это одна из самых важных самскар.

 

XII.1. Подходящее Время

 

+Ребенок может получить имя на десятый, одиннадцатый, двенадцатый, двадцать первый (это - самый благоприятный) и сто первый день, или же ровно через год после рождения, а также на благоприятные дни, такие как пурнима. При этом ребенок должен быть здоров. Торопиться не стоит. Лучше подождать, поскольку, в случае если ребенок быстро умрет, горе его родителей будет меньшим, если они еще не назвали его, (поэтому Деваки Деви давала своим детям имена уже после того, как они умирали от рук Камсы).

#Тем не менее, в Шатапаха-брахмане объясняется, что имя человека имеет защитное действие, ограждающее его от дурного влияния. Благоприятное сочетание звуков, формирующее имя, находясь в согласии с природой человека, получившего это имя (в зависимости от времени его рождения), имеет наиболее сильное действие. Звуковая вибрация, которая будет неотрывно сопровождать человека большую часть его жизни, может иметь положительное или же отрицательное влияние на него. И потому имя человека должно выбираться с большим тщанием. Шатапатха-брахмана рекомендует назвать ребенка сразу, как закончится период осквернения, связанный с рождением. Если по каким-то причинам нет возможности провести церемонию в этот относительно не долгий срок, можно отложить наречение и церемонию на более позднюю дату (см. предыдущий абзац).

 

XII.2. Три Способа Наречения Ребенка

+Есть три способа, как обычно можно назвать ребенка:

# Когда имя дает пурохита (священник), или духовный учитель; *121

# Родители выбирают имя, которое им больше всего нравится;

# Имя подбирают с помощью астролога.

+ В последнем, третьем случае существуют различные методы:

XII.2.1. Наречение Именем Господствующего Божества                        Созвездия, под Которым Родился Ребенок:

 

* Ашвини (Агни)

* Бхарани (Яма)

* Криттика (Агни)

* Рохини (Праджапати)

* Мригашира (Сома)

* Ардра (Рудра)

* Пунарвасу (Адити)

* Пушйа (Брихаспати)

* Ашлеша (Сарпа)

* Магха (Питрини)

* Пурвапхалгуни (Арьяма)

* Хаста (Савита)

* Читра (Твашта)

* Свати (Вайу)

* Вишакха (Митра)

* Анурадха (Индра)

* Джьештха (Ниритти)

* Мула (Варуна)

* Пурвашадха (Апа)

* Уттарашадха (Вишвадева)

* Шравана (Вишну)

* Дхаништха (Васу)

* Шатабхиша (Варуна)

* Пурвабхадрапада (Аджайкапада)

* Уттарабхадра (Ахирбудхнья)

* Ревати (Пуша)

* Абхиджита (более уже не существует)

 

XII.2.2. Наречение В Честь Господствующего Божества Месяца, в Который Родился Ребенок

 

* Маргашира: Кришна

* Пауша: Ананта

* Магха: Ачьюта

* Пхалгуна: Чакри

* Чайтра: Вайкунтха

* Вайшакха: Джанардана

* Джьештха: Упендра

* Асадха: Яджнапуруша

* Шравана: Васудева

* Бхадра: Хари

* Ашвина: Йогиша

* Карттика: Пундарикакша

 

 XII.2.3. Наречение по Акшаре, Соответствующей                                        Накшатре     

#Каждая накшатра делится на четыре равные части, имеющие соответствующие им слоги.

+ Определив, под какой джанма-накшатрой (накшатрой Луны в момент рождения) и в какой ее части родился ребенок, нужно выбрать имя, начинающееся с соответствующего слога.

+ Если слог содержит звук “о”, его можно заменить на “ау” , “е” можно заменить на “ай”, а “с” на “са”.

 

Накшатра:                                                Части:

                                                          1     2    3   4

* Ашвини                                        чу   че   чо   ла

* Бхарани                                         ли   лу   ле   ло

* Криттика                                       а     и     у     е

* Рохини                                          о     ба   би   бу

* Мригаширша                                бе   бо   ка   ки

* Ардра                                             ку   гха на   чха

* Пурнарвасу                                   ке   ко   ха   хи       

* Пушйа                                           ху   хе   хо   да

* Ашлеша                                                     ди   ду   де  до

* Магха                                             ма   ми  му  му

* Пурвапхалгуни                            мо  та   ти   ту

* Уттарапхалгуни                           те   то   па   пи

* Хаста                                             пу   са   на   тха

* Читра                                             пу   по   ра   ри

* Свати                                             ру   ре   ро   та

* Вишакха                                        ти   ту   те   то

* Анурадха                                       на   ни ну   не

* Джьештха                                      но   я йи ю

* Мула                                              е     йо   бха бхи

* Пурвашадха                                  бху дха пха дха

* Уттарашадха                                 бхе бхо джа джи

* Абхиджита                                    шу  дже джо кха     

* Шравана                                        кхи кху кхе кхо

* Дхаништха                                    га   ги   гу   ге       

* Шатабхиша                                   го   са   си   су

* Пувабхадрапада                           се   со   да   ди

* Уттарабхадрапада                        ду   тха джха на

* Ревати                                            де до ча чи

 

XII.2.4. Наречение в Соответствии со Знаком Зодиака                     (по Месяцу в Гороскопе Рождения Ребенка)

* Меша (Овен):                    а, ла

* Вришабха (Телец):                       у, ва, и, е, о

* Митхуна (Близнецы):                  ка, чха, бха, на

* Карката (Рак):                               бха, ха,

* Симха (Лев):                                 та,

* Канья (Дева):                                па, тха, я, на

* Тула (Весы):                                  ра, та,

* Вришчика (Скорпион):               на, я

* Дханур (Стрелец):             бха, ба, пха, дха

* Макара (Козерог):             тха, джа

* Кумбха (Водолей):           га, са

* Мина (Рыбы)                     да, ча, на, дха

 

 

XIII. Защита Ребенка

XIII.1. Описание

Согласно Аюр-веде, ребенка никогда нельзя оставлять без присмотра, так как тонкие сущности легко могут напугать ребенка и вывести из равновесия потоки жизненного воздуха в его теле, и потревожить формирующуюся нервную систему. Чтобы успокоить малыша, мать должна дать ему грудь. Если это невозможно, то ей нужно положить одну свою руку ему на затылок, а другую - на пупок, а затем легонько потереть его, и это уравновесит доши.

 Есть и другие способы защитить своего ребенка, некоторые из них чисто тантрические. У каждого жреца есть свои методы, и мантры могут тоже отличаться. Яшода, например, пригласила брахманов, чтобы они провели защитный ритуал с помощью нйас и пения мантр*122.

 

XIV. Мундана: Обрезание Первых Волос

XIV.2. Смысл церемонии

# Эта церемония полностью отличается от более известной церемонии первого подстрижения волос (чуда-карана).

+ Первые волосы новорожденного считаются нечистыми. Поэтому их рекомендуется обрить до шестого месяца после рождения. Поскольку головка ребенка все еще очень нежная, чтобы не повредить ему, можно использовать электробритву.

+ По традиции, после того как первые волосы сбриваются, голову ребенку смазывают смесью сандаловой пасты и шафрана (кешара-чандана), по возможности, сперва предложенной Божествам.

+ Общие благоприятные дни для бритья головы: пратипат, двитийа, пурнима, воскресенье, среда и пятница.

+Неблагоприятные дни: Дашами, Экадаши, Двадаши, амавасья

 

Примечания:

*114: Такие, как Брахма-самхита

* Согласно Аюр-веде, апана выходит из прямой кишки. Оттуда она идет к почкам и матке, а потом снова возвращается к анусу. Этот воздушный поток отвечает за опражнение кишечника, за мочеиспускание, семяизвержение или менструации. Он же поддерживает плод во чреве и стимулирует роды. Нарушение циркуляции апаны вызывает выкидыш.

*116: Гарбхопанишад, изданный и переведенный Лакшми Капани, Les Upanishad, Librarie d’Amerique et d’Orient A. Maisonneuve, Paris

*117: См. комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.12.14.

*118: См. комментарий Шрилы Прабхупады к Шри Чаитанйа-чаритамрите (Ади-лила 13. 110)

*119: В наши дни родители проводят ее даже еще раньше, стремясь снискать для своего ребенка благословение Господа.

*120: Шатхари падйамикам символизирует лотосные стопы Господа, покоящиеся на серебряном или золотом шлеме, который священнослужитель одевает на голову верующим, благословляя их.

*121: Письмо Шрилы Прабхупады Ваманадеву от 22 июня 1970 г.

*122: В этой связи см. Шримад-Бхагаватам (10.6.21-30), а также описание церемонии Нама-карана в разделе, посвященном проведению обрядов.

 

XV. Анна-прашана: Первое Принятие Зерновой Пищи

XV.1. Подходящее Время

    

+Этот обряд нужно совершать в благоприятный день на шестом или восьмом месяце после рождения ребенка, если ребенок мужского пола, и на пятом или седьмом месяце, если это девочка.

Но в любом случае, ради благополучия ребенка, этот обряд ни в коем случае нельзя проводить раньше четвертого месяца или позже чем через год после рождения. Прорезание первых зубов является верным знаком того, что ребенку уже можно давать более твердую пищу. В это время поведение ребенка изменяется, и он начинает хотеть чего-нибудь твердого.

+Сушрута (известный доктор) рекомендует приготовить для этой самскары какую-нибудь легкую пищу,( скажем, рисовый пудинг), и сперва предложить ее Божеству, поскольку ребенка нужно будет накормить маха-прасадом.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!